Как обучают пилотов в авиацентре "Балапан". Фоторепортаж
Корреспондент informburo.kz побывал в Караганде, где находится крупнейший в Казахстане авиационный учебный центр "Балапан". Будущие пилоты коммерческих авиалиний, которых готовит казахстанская Академия гражданской авиации, проходят здесь практику, а многие – впервые выполняют самостоятельные полёты.
Учебный авиационный центр "Балапан", который находится под Карагандой, в нескольких километрах от аэропорта "Сары-Арка" был зарегистрирован в 2012 году. Название авиашколы может показаться несколько легкомысленным, но на самом деле здесь все очень серьёзно и профессионально. Авиацентр тесно сотрудничает с казахстанской Академией гражданской авиации, выполняя госзаказ по лётной подготовке курсантов.
Шесть лет назад в Карагандинской области планировалось создать филиал Госавиацентра. Это было необходимо для обучения пилотов и специалистов завода сельскохозяйственных самолётов "Фермер", который тогда строился. Но так получилось, что завод себя не оправдал, а компания тем не менее продолжала развиваться.
– Компания была создана по программе СПК "Сары-Арка", – рассказывает руководитель авиацентра Валерий Сибагатуллин. – Были привлечены государственные инвестиции, и далее доля СПК была выкуплена акционерами предприятия. Первоначально СПК оказала нам помощь с приобретением земли, в покупке первых четырёх самолётов и строительстве ангара. Мы начали понемногу работать, получили разрешение на проведение учебных полётов вместе с казахстанской Ассоциацией малой авиации. В 2015 году получили разрешение на проведение пяти видов авиационных работ. В апреле 2016-го получили сертификат авиационного центра подготовки коммерческих пилотов.
Сегодня на базе авиацентра осуществляется полный цикл подготовки пилотов. Выпускникам выдаётся лицензия ATPL – международная лицензия линейных (транспортных) пилотов. Она позволяет лётчикам выполнять коммерческие перевозки в качестве КВС (командира воздушного судна) или второго пилота на самолётах со взлётной массой более 5 700 килограммов.
С 2013 года в лётной школе начали развивать и материальную базу: приобрели несколько самолётов, построили административное здание с учебными классами, приобрели тренажёр FNPT, построили центр обслуживания авиатехники, – рассказывает Валерий. – В 2016-м построили асфальтированную ВВП со светотехническим оборудованием. Это было необходимо для того, чтобы аэродром работал вне зависимости от погодных условий. Сегодня мы пока не имеем разрешения на полноценные полёты в ночное время, но мы к этому готовимся.
– 2 октября этого года мы получили сертификат аэронавигационного обслуживания, и теперь наши сотрудники могут управлять учебными полётами. Когда мы создавали центр, то основным направлением были транспортно-связные полёты и подготовка частных пилотов. Поэтому мы до настоящего времени двигаемся в двух направлениях – обучение и обеспечение наших партнёров авиационными услугами. Это перевозка оборудования на рудники и шахты, перевозка специалистов, облёт линий электропередач, поисково-спасательные работы, аэрофотосъёмка.
– С 2013 года у нас понемногу рос поток курсантов. В 2014 году прошли аккредитацию в Кыргызстане, и с этого же года обучаем студентов Киргизского авиационного института. Лётную практику ребята проходят у нас и получают лицензию коммерческого пилота. Причём документы выдаёт уполномоченный орган в Киргизии. Выпускники первых лет у нас уже летают в компании S7, в "Аэрофлоте", в Qazaq Air, в SCAT. Есть ребята, которые пролетая над нашей площадкой, переключаются на частоту "Балапана" и передают нам привет. Бывает, что папа-лётчик, пролетая над "Балапаном", передаёт привет сыну-курсанту, – рассказывает руководитель авиацентра.
В прошлом году руководство авиацентра "Балапан" попросили принять участие в подготовке курсантов Академии гражданской авиации. Сегодня в лётной школе проходят лётную практику 43 студента 4 курса и 32 студента 3 курса. Некоторые уже закончили обучение.
На сегодняшний день, курсанты полностью прошли тренажёрную подготовку, обучение на многодвигательных самолётах, сейчас с ними проводятся так называемые инструментальные полёты. Воздушные суда авиационного центра задействованы круглосуточно: днём они работают по визуальным правилам, ночью – по правилам приборного полёта, используя аэродромы Караганды, Астаны, Жезказгана.
– К сожалению, мы начали программу очень поздно – в августе начали летать. Времени для подготовки мало, – сетует Валерий Сибагатуллин. – Для того чтобы полноценно обеспечить подготовку студентов, надо начинать эту процедуру с апреля. Световой день сейчас короткий, и поэтому большая часть студентов летает по приборам. Первую группу студентов 3 курса, 17 человек, уже полностью откатали, и вторая группа из 14 человек приступила к лётному обучению. С ними выполнено 3-4 лётных смены.
По словам Валерия, "Балапан" на сегодняшний день – единственный центр, который может готовить лётчиков по программе приборных полётов и выдавать лицензии коммерческого пилота. Поэтому лётную практику бόльшая часть студентов 4 курса Академии гражданской авиации проходит именно здесь. Кроме того, подготовка продолжается во все сезоны. Ранее курсантов в Казахстане готовили в Алматы на лёгких самолётах, остальная практика проходила в дальнем зарубежье, где умеренный климат. В центральном же Казахстане жёсткие климатические условия. Валерий считает, что все выпускники должны пройти полную подготовку и в любое время быть готовыми безопасно выполнить задачу, вне зависимости от того, попадут ли они в большую авиацию или останутся в малой.
– Это первый и очень ответственный заказ для авиашколы. Я считаю, что пилоты должны обучаться здесь, в Казахстане. Конечно, ребята в дальнейшем будут повышать свою квалификацию в других странах, но мы сегодня страна, которая развивается в авиации: приобретаются новые самолёты, появляются новые направления. Разные типы авиатехники мы получаем, и очень хорошо, что к нам сегодня такой большой поток казахстанских студентов. Кроме того, в нашем центре сегодня заинтересованы соседние страны. У нас условия позволяют учиться, законодательство наше позволяет обучать иностранных пилотов. Пройдя обучение у нас, люди не имеют проблем с дальнейшим трудоустройством в других странах, – утверждает руководитель авиацентра "Балапан".
В лётном центре "Балапан" работают 25 человек, включая инструкторов. Для обучения курсантов выделено 12 самолётов. В целом парк насчитывает 20 воздушных судов. 7 самолётов – однодвигательные: Fk-14 Polaris, Tecnam P2002JF Sierra и Tecnam P2006T. Для курсантов 4 курса задействованы три самолёта Tecnam P 2006T, Diamond DA42 Twin Star и Piper PA-34-200T.
Tecnam P 2006T считается достаточно надёжным самолётом итальянского производства с двигателем Rotax 912 и навигационной системой Garmin 950/1000. Двигатели приспособлены для использования автомобильного бензина. Что любопытно, на всех самолётах центра, задействованных в обучении, стоят такие двигатели. Это унификация, чтобы курсантам было легче переходить с однодвигательного на двухдвигательный самолёт.
Двигатели Diamond DA42 Twin Star работают на авиационном керосине. Piper PA-34 Seneca и Diamond DA42 Twin Star руководство центра пока держит в резерве. На каждый самолёт выделено три инструктора. Средний налёт воздушного судна от 15 до 18 часов в сутки. Остальное время уходит на его обслуживание. В среднем, налёт с курсантами составляет 1100 часов в месяц.
– К нам приходит несколько категорий курсантов, – продолжает рассказ Валерий Сибагатуллин. – Первая – это те люди, кто просто хотят стать лётчиками. Они платят за себя сами и относятся к обучению исключительно требовательно. Далее, если эти люди желают связать свою жизнь с профессиональной авиацией, они получают у нас в центре лицензию коммерческого пилота. Это занимает гораздо больше времени, стоит дороже. Свидетельство частного пилота стоит 2 млн 900 тыс. тенге, свидетельство коммерческого пилота – 12 млн тенге. Всё это базируется на стоимости лётного часа самолёта – 65 тысяч на одномоторном самолёте и 150 тысяч на двухмоторном самолёте.
– Вторая категория – те, кто платит сам, но обучался за границей. Там программа немного отличается от казахстанской в связи с требованиями местной авиационной администрации. Третья категория – те, кто пришли учиться не за свои деньги, за кого платит Академия гражданской авиации. Они также делятся на две группы – те, которые учатся с нуля, и те, которые уже имели опыт лётной работы. Попадаются курсанты разные. Например, 4 курс – разный уровень, видно сразу. 3 курс – это с нуля, – делится впечатлениями Валерий.
Программа обучения частного пилота включает в себя теоретическую подготовку в объёме не менее 150 часов. Далее – наземная подготовка 22 часа и тренажёрная подготовка не менее 80 часов – или в кабине самолёта, или на тренажёре. Затем курсант летит с инструктором. Так называемая вывозная программа (полёты с инструктором) продолжается 20-25 часов. После этого курсант совершает первые самостоятельные вылеты общей продолжительностью 45 часов.
Если же курсант проходит подготовку по комплексной программе до получения СPL (лицензия коммерческого пилота), то далее он самостоятельно летает до 150 часов в качестве командира воздушного судна. После этого он опять проходит теоретическую наземную и тренажёрную подготовку, сдаёт зачёты и оставшиеся 50-60 часов летает на двухдвигательном самолёте в простых метеоусловиях. Далее проходит программу обучения ночным полётам.
– Мы в процессе работы столкнулись с необходимостью полётов в небольшие посёлки и города. К сожалению, стоимость авиации достаточно высока, и не все могут себе позволить в частном порядке летать. Но мы сегодня видим, что санитарная авиация летает практически каждый день – возит пациентов, часто у нас различные компании заказывают перевозку оборудования, и, кроме того, мы на первоначальном этапе своего развития ставили задачи развития собственной сети посадочных площадок. Мы имеем свою площадку в Жезказгане, наряду с городским аэродромом, имеем площадку в Астане, кроме тех аэродромов, которые там есть. Мы активно участвовали в планировании строительства аэродрома в Баянауле для региональной авиации. Программы нашего центра сегодня позволяют обучать и повышать квалификацию пилотов, которые могут работать в региональной авиации. Сейчас в Казахстане разработана программа по развитию региональной авиации, будут приобретены 22 самолёта L-410 до 2022 года. Мы в этой программе с удовольствием примем участие, как учебный центр, возможно даже, как транспортная компания, – завершил рассказ Валерий Сибагатуллин.