Дети пинают мяч среди машин, занявших весь двор как парковку. Городская администрация строит парк, не спросив жителей, что они хотят там видеть, и бизнес, как он там хотел бы зарабатывать. Соседи в многоэтажных "муравейниках" не знают друг друга, а КСК решает все вопросы самостоятельно, потому что жильцы не приходят на собрания.

Эта картина для малых и крупных городов Казахстана очень привычная, и причина её проста – люди не общаются друг с другом. Так получается не потому, что они не хотят, а скорее от того, что им негде это делать. При этом понимание в духе "наш двор нужно менять" есть у многих.

В таких случаях может помочь городская модерация. Эта технология позволяет наладить диалог между разными группами людей, которые хотят что-то изменить или разрешить конфликтную ситуацию: будь то акимат, бизнес, местные жители, креативный класс или эксперты.

В Астане, как и любом другом городе, необходимость в модерации есть. Чтобы познакомить жителей столицы с этой технологией, столичный Центр урбанистики организовал Школу городских модераторов. Лектором на ней выступил российский урбанист, социальный инженер и философ Святослав Мурунов, который рассказал, что такое модерация, из чего она состоит и как она может помочь горожанам.

Журналист Informburo.kz также посетил его лекцию и собрал основные тезисы выступления.

В чём проблема?

Если коротко, то диалог в городах отсутствует из-за того, что людям попросту негде встречаться.

"В городе не осталось форматов, где мы можем вживую встречаться. (…) Где могут встретиться люди из администрации, бизнеса, креативного класса, чтобы обсудить городской вопрос? (…) Любой постсоветский город представляет из себя несвязанные либо слабо связанные социальные группы, каждая из которых живёт в "своём" городе", – сказал Святослав Мурунов.


Урбанист, социальный инженер и философ Святослав Мурунов / Фото Центра урбанистики Астаны

Осознание необходимости установить связи между жителями и создало модерацию. Она родилась как понимание, что развитие и изменение территорий – это изменение всех участников процесса. Каждый из них в какой-то момент времени должен научиться общаться со всеми остальными.

Читайте также:
Что такое фасилитация и зачем её изучать, если вы руководитель компании

И это может принести выгоду всем, потому что в городах есть много общих тем для, казалось бы, разных социальных групп. К примеру, от развития парков могут выиграть и горожане (новое место отдыха), и бизнес (новые продажи), и городская администрация (развитие культуры), и эксперты (проводят экспертизу при создании парка).

Но чтобы такие проекты, выгодные для всех, создавать, нужно собрать стороны вместе. Тут и поможет модерация. Фактически она создаёт условия, чтобы жители могли договариваться и находить решения общих проблем.

Базовый запрос на городскую модерацию выглядит так: "Кто эти другие в городе, с кем мы можем обсудить то, что волнует нас?".

Главный результат коммуникаций – изменения. Разным сторонам – горадминистрации, бизнесу, жителям, активистам становится яснее, как устроена система интересов в городе. У них меняется отношение к проблемам и, конечно, ответственность. Если раньше все думали, что тащить им всё нужно на себе, то теперь появляются люди, которые возьмут на себя часть рисков и работы.

С кем работаем?

Чтобы с кем-то начать говорить и договариваться, нужно представлять, кто перед вами. Город постсоветский в этом плане гораздо сложнее любого другого из-за большого смешения у его жителей разных мировоззрений. Об этой разнице Informburo.kz уже писал ранее.

Если коротко, то, по Святославу Мурунову, в постсоветском городе можно встретить четыре мировоззрения: крестьянское, заводское, советское и современное. Каждое из них кардинально отличается: и взглядами на свою жизнь, окружающих, город и на многие другие вещи. Начиная от крестьянского уклада, который вообще игнорирует город как систему, до современного восприятия города как пространства для творчества и сотрудничества.


Участники Школы городских модераторов / Фото Центра урбанистики Астаны

При этом у людей часто смешанные мировоззрения. На работе вы можете быть "заводчанином", а в свободнее время – современным человеком, который выбирает артхаус-фильм на вечер.

Читайте также:
Город постсоветский: мировоззрения, социальные системы и язык

Чтобы установить диалог между такими разностями, нужно понять и принять, что все люди разные и это нормально. Более того, у всех разные картины мира и разное понимание своего положения в этом мире.

Как мы обычно работаем и почему ничего не выходит?

Следующий вопрос: почему не получается идеально реализовать проект, когда, казалось бы, есть и ресурсы, и воля акимата, и потребность жителей?

Всё дело в подходе к проектированию. Если какой-то из его этапов нарушен, то ничего не выйдет. Части у социального проектирования следующие:

Субъект и импульсы. Каждая система, к примеру местное сообщество, существует и в ходе этой жизни накапливает опыт. Со временем его становится слишком много, и он начинает давить на систему изнутри, появляются "импульсы". Это и есть желание изменений. Это ещё не идеи или проекты, а желание что-то изменить.

Генерация будущего. Здесь идёт поиск схемы, по которой можно направить энергию для изменений: что сделать, что именно нужно поменять. О том, что нужно поменять, нередко самостоятельно думает лишь одна из сторон. К примеру, акимат сам проектирует парк либо же кто-то из местных жителей начинает устанавливать голубятни на месте детских площадок. Так не учитываются интересы других заинтересованных сторон.

Проектирование. Это уже процесс встраивания в реальность сформированного будущего: как реализовать задуманное.

Реализация. Непосредственно изменения. Именно здесь часто возникают конфликты. Как это часто бывает, кто-то один всё придумал и спроектировал, и на этапе реализации он начинает получать обратную связь от других заинтересованных сторон. Зачастую именно в виде конфликта. Потому дворы часто являются "пространством консенсуса", где никто ничего не делает. В итоге их состояние только ухудшается.

Рефлексия. На этом этапе нужно проанализировать результаты работы – достигнуты ли поставленные цели. Часто эту часть пропускают и не анализируют ошибки. Потому они нередко повторяются в будущем.

Прохождение всех этапов может занимать продолжительное время. К примеру, в странах Европы проекты по развитию города могут длиться три, пять или даже семь лет. Люди могут три года просто разговаривать друг с другом и обсуждать, что нужно построить. Всё это время формируется техническое задание на концепцию парка. И только потом идёт реализация. У нас такой подход встречается нечасто.

Модерация помогает заинтересованным сторонам пройти все этапы проектирования, чтобы сформировать и реализовать хороший проект. Проект, который будет полезен всем.

Как проходит модерация?

Модерация – это процесс управления эмоциями. Задача это сложная, модератору нужно всегда оставаться непредвзятым и нейтральным. Также он не может высказывать своё мнение как эксперт в какой-то области.

Несмотря на кажущуюся сложность, модерация – это не роль и не особый социальный навык. Это технология, которую может освоить любой человек, чтобы общаться с другими людьми.

Весь процесс модерации можно разделить на три фазы. Первая – это подготовка к модерации.

У заказчика – местного сообщества в целом или части жителей возникает определённая проблема, и он приглашает модератора. На этапе подготовки важно сформировать описание ситуации: что это за ситуация, кого она касается, как звучит тема модерации.

Тема должна стать ключевым результатом первого этапа. Чтобы собрать всех заинтересованных участников для диалога, нужно выбрать тему, которая всех волнует. Зачастую именно тема становится основной причиной того, почему никто не приходит на встречи или общественные слушания. Если она звучит как "Общественные слушания по концепции парка", то люди уже понимают, что концепция готова и была создана без учёта их мнения. Интереса к теме нет.


При модерации люди должны смотреть друг на друга / Фото Центра урбанистики Астаны

При этом людей всегда волнуют их непосредственные проблемы. К примеру, вопрос, кто гадит в подъезде. Поэтому тема "Формирование безопасного подъезда" звучит интересно, а "Установка "умных" счётчиков в "умном" районе" – нет.

При формировании темы нужно следовать правилам. Она должна содержать:

  • Масштаб, чтобы понять, кого звать: город, район, подъезд
  • Процесс – то, чем будут заниматься на встрече: например, обсуждение или формирование
  • Предмет, которым будут заниматься, предполагаемый итог встречи.

Ещё одна важная часть подготовки – пригласительная кампания. Список участников состоит из групп людей, которых обязательно нужно позвать, потому что это их касается. Участников обычно определяют по городским исследованиям, чтобы никого не упустить.

Почему важно звать все заинтересованные стороны? Это можно объяснить на примере лавочки во дворе и того, как её видят разные люди. К примеру, бабушка обращает внимание, что на ней нет спинки – спина будет болеть, чиновник видит исполнение проекта по обустройству дворов, архитектор усматривает следы стиля барокко, а прокурор – потенциальное дело. Ребёнок же видит, что под скамейкой можно спрятаться – это "домик".

Если говорить о более сложных вещах, таких, как весь двор, парк или микрорайон, то и сторон с особыми взглядами и интересами будет гораздо больше. И в рамках модерации их можно собрать вместе, чтобы обсудить, как решить конкретные проблемы.

Вторая фаза – сама модерация. В свою очередь, она состоит их множества этапов.

Нулевой – это настройка модератора и выбор пространства. Модератор должен отказаться от своей субъектности и лишь управлять коммуникацией. Пространство тоже важно: не должно быть сцен, трибун и столов, чтобы не возникало иерархии в любом виде. Участники модерации должны смотреть друг на друга, во время модерации все они – и аким, и бизнесмен, и подросток равны.

Первый этап модерации – знакомство, когда каждый участник представляется. Здесь появляется понимание, кто есть кто и как его касается тема. На этапе знакомства важно создать атмосферу доверия. Часто модерация проваливается из-за того, что знакомства не было или оно было сделано формально.

Второй этап – раскачка. Нужно понять, как сейчас участники видят проблему, какой у них есть опыт. Все описывают, что им нравится, а что – не очень. Так формируется общее всестороннее понимание проблемы. Система должна сама увидеть, какие внутри проблемы есть причинно-следственные связи.


Фото Центра урбанистики Астаны

Третий этап – это генерация. Хорошая раскачка приводит к тому, что в результате обсуждения у участников появляются идеи по проблеме. Система начинает проектировать будущее. И если на этом этапе решение найдено, то, по большому счёту, модерация состоялась. Решение может быть простым или неказистым, сложным или нереальным, но важно уже то, что участники к этому пришли и с этим согласны.

Четвёртый этап – проектирование. Здесь ставится вопрос: "Кто и в какой роли готов реализовать то, что было придумано?" Тот, кто придумал будущее, теперь вынужден нести за него ответственность. Если всё было сделано правильно, люди сами распределят задачи между собой. На этапе проектирования модератор фактически уходит в сторону.

И пятый этап – это рефлексия участников, чтобы зафиксировать всё сказанное. Участники модерации отвечают на вопросы: "Какие выводы вы сделали? Какой ваш следующий шаг?" Рефлексия обязательна для закрытия коммуникации.

Шестой этап – это рефлексия модератора. Он даёт оценку группе и выходит из своей роли.

После всего этого наступает третья фаза – постмодерация. Эти процессы с модератором могут быть уже не связаны. Участники диалога могут встречаться без модератора либо один из них может научиться модерации. Постмодерация может выглядеть как техническое задание на какой-то проект либо же как формирование рабочих групп.

Вся суть модерации заключается в предоставлении равных прав для всех участников, адресации им одних вопросов и наличии чёткого понимания, на каком этапе диалог находится. Акиму на модерации могут дать столько же времени, сколько и подростку. Потому что все равны.

Модерация – это уже действующая технология, которая помогает создавать сообщества, распределять ответственность и реализовывать новые проекты. Её активно применяют в России, Кыргызстане, Молдове. На сайте, где предлагают услуги модераторов, есть широкий список специалистов по городам. Все они практикующие.

Теперь модерация пришла и в Астану. В столице реализуется проект "Умного района", где для создания проектов дворов, пешеходных улиц, района нужно вовлечение жителей с бизнесом и экспертами. Модерация может помочь создавать технические задания на такие проекты, чтобы сделать их удобными для всех.

То, как формируются темы и проходит сама модерация, можно посмотреть на видео со "Школы городской модерации", начиная с 1:30:00. Здесь лектор и участники вместе проходят этапы диалогового процесса.