Как казахстанский хоррор "Дәстүр" обогнал по кассовым сборам комедии
Хоррор "Дәстүр", созданный бывшим клипмейкером и продюсером проекта "Ирина Кайратовна" Куанышем Бейсеком, добился впечатляющих результатов в кинопрокате. За короткое время он преодолел планку в миллиард тенге. Это уникальное достижение для казахстанского кинематографа, где ранее в топ успешных кинокартин попадали преимущественно комедии.
С момента выхода в прокат фильм "Дәстүр" стал объектом бурных обсуждений в обществе, разделив зрителей на два лагеря. Одни признают, что картина несёт общественную и культурную значимость, в то время как другие считают, что фильм пропагандирует ценности, чуждые казахстанскому обществу.
За неделю до премьеры в эфире подкаста Zamandas между создателем фильма и ведущим подкаста Канатом Бейсекеевым разгорелась жаркая дискуссия, насыщенная спойлерами. Вопрос Каната Бейсекеева касался того, не придаёт ли религиозный элемент фильма определённое оправдание или, что более существенно, не смягчает ли ответственность главного героя за совершённые им насильственные поступки.
О чём "Дәстүр"
Это не просто фильм ужасов, а смелый эксперимент режиссёра Куаныша Бейсека, который смешал в проекте жанры хоррора и социальной драмы. Режиссёр вплёл в сюжет несколько актуальных для общества тем – коррупцию, гендерное насилие и религиозные аспекты, создав кинематографическое произведение, которое заставляет зрителя не только дрожать от страха, но и глубоко рефлексировать о том, что происходит вокруг.
Действие фильма разворачивается в небольшом посёлке, где отличница и красавица Диана встречает непутёвого Болата. Отказавшись от его навязчивого внимания, Диана сталкивается с агрессией – Болат насилует девушку. В попытке избежать уголовного преследования влиятельные родители Болата заключают сделку с семьёй Дианы. Родители получают крупную сумму, взамен девушка вынуждена вступить в брак с безнаказанным агрессором. Однако после свадьбы в стенах дома семьи Болата разворачивается самый настоящий кошмар.
"Дәстүр" мастерски держит зрителя в напряжении. Каждое новое событие лишь усиливает тревожность и дискомфорт у зрителя. Звуки расстроенной домбры, нашествие мух в дом, таинственно включающийся телевизор – все эти элементы виртуозно переносят сюжет из драмы в настоящий хоррор.
Неожиданно для зрителя Куаныш Бейсек умело переосмысливает западный экзорцизм в кино с мусульманским контекстом. Это создаёт любопытный кинематографический опыт, выходящий за рамки обычного кинопроизводства, и, конечно же, оставляет после себя множество вопросов.
Нельзя оставить без внимания и участие в фильме молодых талантливых музыкантов, таких как Dudeontheguitar, Kalifarniya, Дулат Мухаметкалиев из Ninety Оne. Их музыка органично вписывается в общий контекст фильма, привнося в него дополнительные эмоциональные оттенки.
"Тема насилия не раскрыта в полной мере"
Авторы кинокартины "Дәстүр", несомненно, продемонстрировали тщательную проработку визуальной эстетики и создание атмосферы ужаса, которой так не хватало казахстанским зрителям. Несмотря на впечатляющий результат, после просмотра фильма появились вопросы к его создателям.
Сложность заключается в том, что фильм, с одной стороны, привлекает внимание своей новизной и увлекательной стилизацией, с другой – вызывает ряд вопросов о смысловой направленности и целостности сюжета. По мнению критиков, зрители могут испытывать трудности, когда дело доходит до трактовки основных идей, которые авторы картины пытались донести.
Сам Куаныш Бейсек отмечает, что в Казахстане устоялись традиции и стереотипы, которые требуют перемен. В своём фильме "Дәстүр" он берёт под прицел проблемы гендерного насилия и принудительных браков. Тем не менее сюжет внезапно переходит к религиозной теме, отходя от первоначального акцента на проблеме насилия.
"Тема насилия в фильме не раскрыта в полной мере. В начале фильма акцент делается на насилии, но из-за внезапного включения религиозных элементов, включая экзорцизм, зритель оказывается в расфокусе. Такое смешение тем создаёт ощущение дисбаланса. По моему мнению, тема религии требует особой осторожности, и её включение в фильм может привести к неверной интерпретации", – поделилась впечатлениями зрительница Роза.
Фильм действительно оставляет много места для различных домыслов. Один из них – идея о том, что весь кошмар в истории происходит из-за отсутствия веры. Например, в беседе с матерью Болата мулла утверждает, что только чтение сур может спасти дом от происходящих необъяснимых событий, вызванных потусторонними силами. Религиозные моменты часто сопрягаются с глубокими убеждениями, и их изображение в кинематографе может напрямую влиять на чувства и убеждения зрителей.
На картину можно взглянуть и с другой стороны. Например, зрительница Лаура подчеркнула, что все ужасные события в фильме происходят с героями не случайно, а заслуженно. Авторы фильма, по её словам, это хорошо продемонстрировали. Она считает, что не в каждом фильме ужасов делают на этом акцент.
"Даже сейчас традиции и стыд перевешивают чувства девушки. Варварское отношение к ней, принижение её как личности показали, насколько мышление людей зависит от других. Это всё хорошо показано в фильме. Была приятно удивлена актёрской игрой и уровнем съёмок", – подчеркнула зрительница.
Почему казахстанская комедия на втором плане
Последние несколько лет в Казахстане появляется всё больше документальных и художественных фильмов, посвящённых проблеме насилия и харассмента. Яркими примерами могут послужить фильм "Бақыт", продюсером которого стала Баян Алагузова, а также серия документальных работ Рината Балгабаева.
Журналист и политический активист Асем Жапишева написала сценарий к фильму "Бақыт". По её мнению, успех картин, в которых затрагиваются темы насилия, связан с общим трендом – запросом общества на справедливость.
"В творчестве такой запрос выразился в том, что режиссёры решили немного уйти от традиционного жанра. Хотя, конечно, комедии у нас по-прежнему доминируют. В 2023 году из 74 вышедших в прокат казахстанских картин 56 – это комедийные фильмы. Тем не менее тренд на более вдумчивое кино, при просмотре которого зритель может порефлексировать, попытаться найти ответы на вопросы о том, что происходит с нашим обществом, очень показателен как раз таки через "Дәстүр", – высказала своё мнение Асем Жапишева.
Популярность хоррора отечественного производства Асем Жапишева объясняет тем, что Куаныш Бейсек и его команда проделали огромную работу по продвижению проекта. Другим сопутствующим событием стало убийство Салтанат Нукеновой, которое вызвало волну обсуждения в казахстанском обществе.
"Дело не в том, что просто так звёзды сложились. Перед выходом фильма проделано очень много маркетинговой работы. Кроме того, премьера фильма совпала с печальными событиями, связанными с Салтанат Нукеновой. Наконец, подкаст Zamandas прямо перед выходом фильма набрал большое количество просмотров. Это всё повлияло на популярность фильма", – отметила политический активист.
В последнее время тренд на социальную справедливость проявляется не только в кинематографе, но и в музыке, высказываниях художников и театральных постановках. По мнению Асем Жапишевой, такие проявления в искусстве отражают мировой запрос на справедливость и активное участие в общественной жизни. В Казахстане эти тенденции также находят отклик.
"Я думаю, тему насилия нужно затрагивать и в особенности поддерживать женщин-режиссёров. И вообще, необходимо поддерживать любые начинания, которые идут снизу вверх, потому что мы видим, что парламент и правительство реагируют только тогда, когда в обществе происходит какой-то шум", – поделилась своими размышлениями Асем Жапишева.
Несмотря на сложности интерпретации, фильм вызвал восторженные отзывы среди зрителей и стал не просто кинематографическим событием, но и важным шагом в развитии казахстанского кино.