Корреспондент informburo.kz побывал на авиабазе армейской военно-транспортной авиации, расположенной в посёлке Первомайка, недалеко от Алматы. В этой части сил воздушной обороны сегодня проходят подготовку экипажи вертолётов, которые скоро отправятся в Россию на международные соревнования лётчиков "Авиадартс-2018".


Пара Ми-35М прибывает на аэродром Жетыген / Фото Григория Беденко

Авиадартс (avia darts, дословный перевод "воздушные дротики") – это прикладные соревнования между военными лётчиками, где им необходимо преодолевать систему ПВО условного противника, вести учебные воздушные бои, а также работать по наземным целям с помощью штатных оружейных комплексов современных самолётов и вертолётов (неуправляемые ракеты НАР, управляемые противотанковые ракеты и авиационные пушки).


Кабины пилота и штурмана-оператора защищены бронепанелями и пуленепробиваемым стеклом / Фото Григория Беденко

Как и танковый биатлон, авиадартс был предложен руководством министерства обороны Российской Федерации для возрождения основательно забытых в постсоветские времена военно-прикладных видов спорта. Но в отличие от танкового биатлона, среди соревнований лётчиков в том формате, который существует сейчас, аналогов в странах НАТО пока нет.


Ми-35М поступили на вооружение казахстанских ВВС в 2017 году / Фото Григория Беденко

Первый авиадартс прошёл в 2013 году на авиационном полигоне "Погоново" в Воронежской области. Тогда в соревнованиях принимали участие только российские военные лётчики. Но уже на следующий год, в 2014-м, авиадартс стал крупным международным военным мероприятием. В Россию прилетели на своих бортах пилоты из Беларуси и Китая.


Эти машины впервые отправятся в Россию на соревнования / Фото Григория Беденко

Ещё через год соревнования как дисциплина вошли в программу Армейских международных игр АрМИ-2015. В 2017-м авиадартс впервые проводился в Китае, куда прибыли российские лётчики, и, кстати, завоевали там первое место. Россия, по всей видимости, в дальнейшем намерена расширять международный статус столь специфических соревнований. Для этого даже была создана Федерация Авиадартса.


Ми-35М готовят к учебно-боевому вылету / Фото Григория Беденко

Международный этап Авиадартс-2018 будет проходить в Рязани, на полигоне "Дубровичи" с 28-го июля по 12 августа. Состав участников остаётся неизменным – Россия, Китай, Беларусь, Казахстан. Рязанская область принимает международный авиадартс уже в третий раз. Также в третий раз в международном этапе участвует Казахстан, но впервые наши военно-воздушные силы выставляют на соревнования экипажи двух типов боевых вертолётов.


Оптико-электронная станция ГОЭС-324 вертолёта Ми-35М / Фото Григория Беденко


Несъёмная подвижная пушечная установка НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм / Фото Григория Беденко

В предыдущие годы состязались только казахстанские лётчики истребительной авиации и лётчики армейской авиации на транспортно-боевых Ми-171Ш. Лётчики-истребители представляли 604 авиационную базу, расположенную под Талдыкорганом, где на вооружении стоят многоцелевые Су-27 БМ2/УБМ2 и Су-30СМ.


Экипажи вертолётов тренируются уже более месяца / Фото Григория Беденко

В Рязань отправятся экипажи ударного Ми-35М и транспортно-боевого Ми-171Ш. Оба типа винтокрылых машин приписаны к 602-й авиабазе ВВС СВО РК, расположенной в Шымкенте.


Григорий Кондратюк, командир авиационного звена в/ч 55652, майор / Фото Григория Беденко

– На этот раз у нас две команды, – рассказывает командир авиазвена майор Кондратюк. – В 2016 году была одна команда на вертолётах Ми-171Ш. Вторая команда – на вертолётах Ми-35М. Экипаж каждого борта состоит из трёх человек. Всего 3 борта – два основных, один резервный.


Ми-171Ш выполняет воздушную разведку / Фото Григория Беденко

– Первый этап соревнований – это физическая подготовка: подтягивание, плавание, отработка с баскетбольным мячом и проверка координации на гимнастическом колесе. Проверяется каждый лётчик, система балльная. Максимальное количество – 100 баллов, засчитываются достижения каждого экипажа, потом суммируются. Далее идёт проверка техники пилотирования и воздушной навигации. Следующий этап – разведка. И основной этап – это боевое применение. Там засчитывается точность стрельбы и время, затраченное на стрельбу, – рассказывает Григорий Кондратюк.




Командир экипажа Ми-171Ш майор Ерлан Омаров за работой / Фото Григория Беденко

Вертолётчики перебазировались из Шымкента на авиабазу "Первомайская" в Алматы примерно месяц назад. Тренировочные полёты на воздушную разведку и навигацию проходят в дельте реки Или, ниже Капчагайского водохранилища. В этом же районе находится авиационный полигон "Казахстан", где экипажи тренируются в стрельбе. Перезарядка оружейного комплекса вертолётов производится на военном аэродроме Жетыген.


Вертолёт заходит на цель / Фото Григория Беденко

– На каждый вертолёт выделяется 4 ракеты и 10 снарядов для пушки ГШ-23, – продолжает далее майор Кондратюк. – В этом году условия немного поменялись: на боевое применение выделяется два дня. Будет, скорее всего, по два вылета на каждый экипаж. В одном заходе выполняешь стрельбу неуправляемыми ракетами – нужно будет попасть в круг диаметром 25-30 метров, где находится цель, представляющая собой макет самолёта. Второй заход – стрельба из пушки ГШ-23. Прямое попадание – 100 баллов, к чему мы и стремимся.


Стрельба "пакетом" / Фото Григория Беденко


Площадное поражение цели / Фото Григория Беденко

Оба типа вертолётов оснащаются универсальным 20-ствольным блоком Б-8В20А, предназначенным для стрельбы неуправляемыми авиационными ракетами (НАР) С-8. Такое оружие предназначено для того, чтобы накрывать площадные цели, преимущественно – крупные скопления бронетехники и живой силы противника. Обычно на учениях стрельба производится полным пакетом: выстреливаются все снаряды в один или два захода на цель.


Ми-35М стреляет противотанковой ракетой 9К113 "Штурм-В" / Фото Григория Беденко

На соревнованиях же стрельба будет производиться всего четырьмя ракетами в два захода по малоразмерной цели. Фактически речь идёт о снайперской стрельбе. То же касается и стрельбы из 23-миллиметровой авиационной пушки ГШ-23. Цель нужно поразить короткой очередью из 10 снарядов в один-два захода. Задача крайне непростая, даже для опытных вертолётчиков.




Ерлан Омаров, командир авиационного звена в/ч 55652, майор / Фото Григория Беденко

– Я командир экипажа вертолёта Ми-171Ш, – рассказывает майор Ерлан Омаров. – В соревнованиях будут участвовать два вертолёта, летать будем парой в боевом порядке. Третий вертолёт резервный. Я в 2016-м году участвовал в соревнованиях, но в составе резервного экипажа. Думаю, в этом году покажем хорошие результаты. Основными соперниками являются российские лётчики. Они очень достойные соперники.


Возвращение на базу после боевой стрельбы / Фото Григория Беденко


Перезарядка 23-миллиметровой авиационной пушки ГШ-23 / Фото Григория Беденко


Неуправляемая авиационная ракета С-8 / Фото Григория Беденко


В каждый блок Б-8В20А заряжается по 4 ракеты / Фото Григория Беденко


Во время одного полёта экипаж делает 4 захода на цель / Фото Григория Беденко


Во время первых двух заходов производится стрельба ракетами, затем экипаж стреляет из пушки ГШ-23 / Фото Григория Беденко


Полигон "Казахстан" расположен в дельте реки Или / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

Интересные факты про авиадартс

Соревнования состоят из двух этапов – всеармейского и международного. Всеармейский этап касается исключительно лётчиков российских воздушно-космических сил. На этом этапе соревнуется личный состав лучших авиационных частей, представляющих все виды боевой авиации, стоящей на вооружении в РФ, включая дальнюю. Лётчики выступали на истребителях МиГ-29СМТ, Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-35, бомбардировщиках Су-34 и Су-24М, штурмовиках Су-25, дальних бомбардировщиках Ту-22М3, транспортниках Ил-76МД и вертолётах Ми-24, Ми-35, Ка-52, Ми-8. Всего в соревнованиях принимали участие 60 экипажей из четырёх военных округов и авиации Северного флота;

Всеармейский этап авиадартс в 2016 году проходил в Крыму на новом полигоне воздушно-космических сил "Чауда".

Лучшие российские лётчики, выигравшие всеармейский этап, допускаются к международному.

Всеармейский этап Авиадартс-2018 проходил в мае в Рязани на полигоне "Дубровичи".

Во время авиадартса проходит как соревновательная программа, так и показательные выступления – авиамикс, на которые в Рязань прилетают известные пилотажные группы: "Беркуты", "Соколы России", "Стрижи" и "Русские витязи".

В 2018-м году казахстанские лётчики будут участвовать в соревнованиях в третий раз. В 2015-м и в 2016-м годах они занимали второе место.

Отдельно готовятся и будут выступать в своей группе лётчики Талдыкорганской авиабазы на многоцелевых истребителях Су-30СМ. В Рязань отправятся 3 борта и 6 лётчиков.

Военный полигон в Дубровичах переоборудован в мультимедийный центр для авиадартса. Решение о модернизации полигона приняли в 2017 году. В новом центре появились места для прямой трансляции, высокотехнологичный штаб и трибуны для зрителей на четыре тысячи мест. Также там разместили многофункциональные мишени и другие объекты, имитирующие воздушную обстановку. Площадка станет основным местом проведения этапов Армейских международных игр и авиадартса. В остальное время там будут проводиться тактические учения с боевым применением авиации.

На полигоне впервые установлены "умные" мишени, созданные с использованием разработок инновационного центра "Сколково". Они имитируют разнообразные цели: аэродром, колонну бронетехники и автопарк условного противника. Также открылась площадка для показа современных образцов военной техники.

На территории полигона "Дубровичи" представят более 60 уникальных наземных целей. Всего на Авиадартсе-2018 создали мишенную обстановку из 12 типов целей, включающих тактические, стрелковые и радиолокационные мишени. Участникам предстоит "уничтожить" аэродром со стоянкой авиационной техники, дежурной парой самолётов на взлёте, зенитные ракетные комплексы на стартовых позициях, танковую роту на марше, мотопехотную роту в районе развёрнутого командного пункта, комплекс макетов планеров самолётов Л-39 и МиГ-29.

На соревнованиях есть фиксация результатов боевого применения с БПЛА и развёрнута система видеофиксации, которая с четырёх сторон регистрирует попадание по мишеням.