Присутствовали не только казахстанские депутаты, учителя, директора школ, но и представители международных организаций. Они давали советы, одобряли идеи и соглашались (или не соглашались) с реформами.

Запад недоволен

Представители ЮНЕСКО и Всемирного банка однозначно дали понять, что существующим образованием в РК они недовольны. Однако Казахстан, по их мнению, идёт в правильном направлении – к будущему, где дети смогут находить применение своим знаниям и способностям.

"Нам нужно, чтобы системы образования предоставляли учащимся возможность получить навыки, которые необходимы для успешного существования в XXI веке. Мир быстро меняется, мобильность людей растёт. Скорость информации возрастает. И всё это значит, что в XXI веке на рынке труда требуются совсем другие навыки, нежели ранее. Для того, чтобы учащиеся были успешными в рамках такого общества, им нужно разработать как технические навыки, так и финансовую грамотность. Но также им нужно уметь искать и фильтровать информацию. Один из таких навыков касается информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Стоит отметить, что большинство школ в Казахстане уже использует ИКТ-инструменты в образовании. Проблема в том, что нужно не только использовать цифровые технологии, но нужно использовать их так, чтобы трансформировать процесс образования. Международная практика в таких странах, как Финляндия, показывает полную интеграцию ИКТ в образовательный процесс, позволяет лучше обеспечить подготовку учащихся и затем использовать ИКТ в профессиональных целях. ЮНЕСКО поддерживает развитие ИКТ как в рамках программ планирования и управления, так и в рамках онлайн-обучения с обеспечением доступа к образовательным ресурсам", – заявила Криста Пиккат, директор Бюро и представитель ЮНЕСКО в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане.


Большинство школ в Казахстане уже использует ИКТ-инструменты в образовании / фото с сайта infourok.ru

Главными причинами неэффективности действующего казахстанского образования представители международных организаций называют неквалифицированные кадры, неравенство в инфраструктуре городских и сельских школ. А в качестве доказательства приводят результаты международного теста, где школьники Казахстана заняли далеко не первые места. Если в международном тестировании TIMSS наши школьники, ученики 4 и 8 классов, заняли 7-е место по математике и 9-е по естествознанию, то результаты PISA вообще не впечатляют.

"Есть подводный камень. Проблема состоит в том, что такой большой средний балл в TIMSS был достигнут за счёт успевающих учеников, которые оставили далеко позади себя большой контингент неуспевающих. Для сравнения, здесь много говорилось о Сингапуре, Финляндии, я хочу сказать, что эти страны традиционно занимают первые места в этом рейтинге, в этом тестировании, и их высокий балл достигается за счёт общего уровня, за счёт большинства участников, – объясняет Сусанна Айрапетян, старший координатор социального сектора Всемирного банка по региону Центральной Азии. – PISA в отличие от TIMSS направлена на выявление навыков по трансформации академических знаний в решение прикладных задач. И в этом плане казахстанские школьники не очень хорошо себя зарекомендовали: среди 72 стран 50-55-е место. Страны, в группе которых находится Казахстан, намного лучше себя зарекомендовали. Есть разрыв в баллах по уровням доходов, есть разница между городскими и сельскими школами. Эти два тестирования показали уязвимые места среднего образования. Учителя в Казахстане недостаточно владеют современными педагогическими методиками, позволяющими развивать критическое мышление у учеников, использовать навыки в решении практических, нестандартных задач".


В пример Казахстану ставят образование в Финляндии / Фото с сайта mtdata.ru

Об уровне квалификации педагогов, по мнению международных экспертов, говорит заработная плата. Непривлекательная оплата труда просто не может вовлечь в профессию самых талантливых и умных абитуриентов. Здесь в пример Казахстану снова привели Финляндию.

"Они из аграрной малоразвитой страны за какое-то время сделали огромный прорыв к высокотехнологической стране только благодаря тому, что сделали огромные внедрения, и правильные внедрения, в систему образования. В том числе подняли резко зарплаты и престиж учителей, чтобы привлечь наиболее талантливых и успешных специалистов к преподаванию. Такому примеру надо последовать и в Казахстане тоже. Не секрет, что в постсоветском пространстве зачастую на педагогические специальности шли те, кто не мог поступить в другие вузы. И эта тенденция повторяется. Надо кардинально изменить всю модель обучения педагогического состава. Чтобы изначально там учились только самые лучшие и талантливые. Как в Финляндии – только 10 процентов выпускников туда могут поступить", – считает Сусанна Айрапетян.

Как изменятся школы Казахстана

Министр МОН РК Ерлан Сагадиев в свою очередь отметил, что образование в Казахстане уже не будет прежним. И запланированные новшества не отменят.

"Не будут 18 миллионов человек топтаться на месте".

В школу с пяти лет

В 2019 году МОН РК собирается внедрить нулевой класс. Причём учиться там дети будут с пяти лет. Учителей для пятилеток начнут готовить со следующего года.

"Букварь будет базовым учебником нулевого класса. Мы апробировали данный учебник. В следующем году мы как раз будем готовить учителей", – заявил Сагадиев.

Пятидневка

С этого года уже 85% школ перешли на пятидневное обучение. По данным министра, нелегко приходится ученикам 300 казахстанских гимназий и лицеев, у которых в день проводится по 8 уроков. Однако министр отметил, что родители не против такой системы.

Учебники

К старым учебникам казахстанцы однозначно не вернутся. Министр считает, что новое содержание образование требует и нового подхода к учебникам.

"Новые учебники ориентированы на достижение не только предметных знаний, основанных на заучивании, но и практических навыков, развитие критического мышления, постоянный анализ, самостоятельный поиск информации и коммуникативной грамотности. Это основа готовности к взрослой жизни в условиях современного мира. Если можно, по учебнику русского языка я отдельно прокомментирую. Что касается сказки Петрушевской. Сейчас много об этом пресса говорит. Во-первых, из 5000 предложений, полученных за 9 месяцев от экспертов, учителей и заинтересованных родителей, не было ни одного предложения по этой сказке. Почему? Потому что она находится в учебниках русского языка с 2004 года. Ребёнок получает по этому упражнению всего 6 заданий из 1200 за год. Мы получили высокую оценку российских экспертов. Не может быть двух русских языков. Один, на котором мы говорим, которым дети пользуются каждый день, и другой – как музейный экспонат. И то и другое – великий могучий русский язык. Мы обновляем содержание по поручению Президента. Мы заставляем ребёнка думать обо всём. Даже о языке, на котором он говорит. Иначе мы не сможем выбраться с 55-го места, на котором мы сейчас находимся. Всегда будут недовольные, в прошлом году они тоже были, но мы не можем позволить 18 миллионам человек годами топтаться на месте. Что, к сожалению, происходило в системе образования".

Казахский язык

Дети в школах с неказахским языком обучения будут изучать государственный язык по новой системе.

"Перевод текстов и механическая зубрёжка правил не являются больше самоцелью. Главное, чтобы дети как можно быстрее начали говорить на казахском. Новые учебники для 1, 2, 5 и 7 классов уже разработаны со словарными минимумами, с учётом этих требований", – пояснил Ерлан Сагадиев.

Английский язык

Через два года во всех казахстанских школах в 10-11 классах 4 предмета будут вестись на английском языке. Министерство уже подготовило полторы тысячи учителей-предметников. В следующем году планируют, что таких учителей будет 5 тысяч. Однако министр Сагадиев отметил, что если по каким-то причинам не успеют этого сделать, то обязательно внесут коррективы по внедрению в школы предметов на английском языке.

Гранты и отмена ЕНТ

В этом году в высшие учебные заведения было выделено 36,5 тысячи грантов. Однако из-за распределения бюджетных мест по специальностям возникает множество вопросов.

"Например, по специальности "общая медицина" даётся 3000 грантов, а в стоматологии – 45. На педагогику – 8000 грантов, а по специальности "экономика" – 46. Конечно, те, кто поступает на экономику, даже если 105 баллов набрали – они не поступят на грант. А на педагогические специальности поступают даже те, кто набрал 65 баллов. В обществе этот вопрос вызывает большой резонанс. Мы всё это видим.Также партия "Ак жол" предлагает отменить ЕНТ для тех, кто поступает в вузы на платной основе. Этот вопрос сейчас обсуждается, предлагается оставить ЕНТ только как систему распределения грантов", – отметил Ерлан Сагадиев.

Модернизация общественного сознания

Она отразится и на учебниках казахстанских школьников. По словам министра, в рамках этой программы разрабатывается учебник "Краеведение", по которому школьники будут изучать историю родного края на основе культурно-исторических памятников и исторических личностей регионов.

Малокомплектные школы

Сегодня в республике 7450 школ, из них 43% малокомплектные. В таких школах учится 205 тысяч детей – это 7% от всех учащихся республики, и работают 55 тысяч педагогов – это 20% от всех учителей.

"В прошлом году началась подготовка педагогов по смежным специальностям с упором для МКШ. Этого не было с 2007 года. Все этот вопрос постоянно поднимали.Теперь готовим по химии-биологии, математике-физике, географии-истории и т.д. для МКШ. Парные предметы для одного преподавателя", – объяснил Ерлан Сагадиев.

Полномочия попечительских советов

В этом году во всех школах страны заработали попечительские советы. Именно родители отныне будут решать, на что собрать и как потратить средства в школе. Однако, по заверению министра, уже в ближайшем будущем полномочия совета будут расширены.

"В этом году одним из важнейших направлений будет дальнейшее формирование и укрепление попечительских советов школ, с передачей им все более широкого спектра полномочий, вплоть до согласования назначения директоров школ. Попечительский совет становится одним из важнейших органов в организации внутренней жизни школы и контроля за тем, что в школах происходит. Уже сегодня он помогает составлять удобное для всех расписание, согласовывает дополнительные предметы. Этот процесс будет расширяться, но поэтапно и планомерно. Ничего неожиданного не будет", – заявил Ерлан Сагадиев.

Новые школы

Проблему переполненных школ в ближайшее время однозначно не решить. Государству это просто не под силу. Сейчас в республике строится 112 новых школ. Однако этого очень мало. Только за первое полугодие в Астану переехало около 45 тысяч человек, 20 тысяч из которых – дети. За массовой миграцией государство просто не успевает. По приблизительным подсчётам, только для этих приезжих нужно сдать сразу 15 новых школ. Министерство предлагает привлекать бизнес к массовому строительству школ.

Заграница нам поможет?

Доклад министра Сагадиева и планы министерства очень понравились сотрудникам международных организаций. Представитель Всемирного банка отметила, что они готовы поддержать Казахстан в необходимых образовательных переменах.

"В этом деле мы как Всемирный банк готовы оказывать всяческое содействие. В августе было подписано соглашение о займе, о предоставлении 63 млн долларов для модернизации среднего образования в Казахстане. Мы надеемся, что в конце осени вы одобрите это соглашение", – заявила Сусанна Айрапетян.