Как авиационный спецназ охраняет казахстанское небо. Фоторепортаж
Корреспондент informburo.kz побывал в расположении 610-й авиационной базы Сил воздушной обороны Казахстана им. Нуркена Абдирова (г. Караганда). В этой элитной части Военно-воздушных сил на вооружении стоят сверхзвуковые всепогодные истребители-перехватчики МиГ-31. Впервые командование СВО допустило представителя СМИ на площадку, где эти уникальные машины находятся на круглосуточном боевом дежурстве.
По классификации НАТО, МиГ-31 называется Foxhound ("Лисья гончая"). Это двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ПАО "РСК "МиГ") в 1970-х годах и считается первым советским боевым самолётом четвёртого поколения.
МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту до 1 100 км.
Изначально истребитель предназначался для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников. Полки МиГ-31 несколько лет имели статус спецназа в составе ПВО СССР. Самолёт способен перехватывать объекты в стратосфере. При его создании в качестве одной из потенциальных целей рассматривался американский стратегический разведчик Lockheed SR-71 Blackbird. Также МиГ-31 предназначен для уничтожения авиационных носителей ядерного оружия, таких как стратегический бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress.
Предшественником МиГ-31 считается МиГ-25. Однако его возможности были существенно ограничены – самолёт сконструировали одноместным. Лётчику необходимо было на огромной скорости и управлять самолётом, и захватывать цель. Поэтому универсальным перехватчиком МиГ-25 так и не стал. В новом же самолёте задачи были распределены: лётчик управляет машиной и стреляет, штурман сканирует воздушное пространство радиолокационным прицелом и наводит истребитель на цель. Кабина МиГ-31 двухместная, экипаж размещается по тандемной схеме: впереди командир, сзади штурман-оператор.
Всего было разработано 12 модификаций МиГ-31, из которых серийно производились семь. В Казахстане, по данным из открытых источников, в настоящее время на вооружении стоят 25 бортов трёх модификаций – МиГ-31Б, МиГ-31БСМ, МиГ-31ДЗ. Всего же после распада СССР группировка этих истребителей на казахстанской территории составляла более 30 единиц. Перехватчики входили в единую советскую систему ПВО и базировались в Семипалатинске.
В начале 1990-х Россия планировала передислоцировать все самолёты на свою территорию, однако казахстанское руководство и генералитет настояли на том, чтобы оставить МиГ-31 в Казахстане. По некоторым данным, значительную роль в разделе этой части советского авиационного имущества сыграл Тохтар Аубакиров, ставший первым космонавтом-казахом, а до этого служивший лётчиком-испытателем в ОКБ им. Микояна и принимавший участие в доводке МиГ-31. Поскольку перехватчик никогда не поставлялся на экспорт, сегодня он стоит на вооружении только в двух странах мира – в России и Казахстане.
– Мы называем этот самолёт воздушным кораблём. Его масса – более 40 тонн с боекомплектом и полной заправкой, – рассказывает капитан Амангельды Шагапов, командир экипажа МиГ-31. – У этого самолёта есть ряд особенностей. Например, МиГ-29 предназначен для ведения ближних воздушных боёв. Этот самолёт помогает лётчику, у него есть система автоматического управления и тому подобное. А МиГ-31 требует к себе пристального внимания. Самолёт очень сложный в технике пилотирования, на нём очень сильно отличаются режимы взлёта и посадки. Малейшее отклонение от заданного режима может привести к печальным последствиям. На МиГ-29 диапазон ошибок широкий – можно отклониться от режима, вовремя исправить ошибки и дальше продолжить полёт. На МиГ-31 диапазон очень маленький. Время принятия решения на исправление ошибок минимальное.
– Этот тип истребителя очень сложный, – соглашается капитан Мадьяр Арыстанбеков, замкомандира авиационной эскадрильи. – В Советском Союзе на этот тип допускались лётчики не ниже 2-го класса, по званию не ниже капитана. Лётчики, прибывающие в те части, где истребитель стоял на вооружении, должны были иметь большой опыт. В Казахстане систему подготовки лётчиков для МиГ-31 немного упростили. Сейчас на этот тип у нас обучают лётчиков без класса, но с промежуточным боевым самолётом. То есть лётчик садится на МиГ-31 не сразу с учебного самолёта, а с боевой машины типа МиГ-29 или Су-27. Вновь прибывшие пилоты проходят у нас на авиабазе переучивание: изучают особенности аэродинамики этого самолёта, материальную часть и другие дисциплины. Затем они проходят наземную подготовку на тренажёре. Далее следует так называемая вывозная практическая подготовка по определённой программе: каждому лётчику назначается инструктор и производится обучение базовым навыкам на данном типе. Это взлёт-посадка, простой пилотаж. По окончании вывозной программы пилот допускается к самостоятельным полётам. У штурманов отдельная программа подготовки. Но у них проще в том плане, что они сами самолёт не пилотируют. Штурманов готовят с нуля. Их берут в часть сразу из училища.
Части противовоздушной обороны, где на вооружении стоит МиГ-31, – это подразделения круглосуточной оперативной готовности. В Караганде на боевом дежурстве постоянно находятся два борта с полным боекомплектом. При поступлении команды истребители поднимаются в воздух через 7 минут. Через 20 минут они уже находятся над Астаной. Защита неба над столицей – первая и главная задача авиабазы.
Экипажи заступают на боевое дежурство на 12 часов (день-ночь). Лётчики находятся в полностью изолированном от остальной территории авиабазы помещении, которое охраняется вооружёнными бойцами караульной службы. Здесь есть спальная комната, небольшая столовая, душевая и туалет. Экипировку, включая высотный компенсирующий костюм, шлем, кислородную маску, перчатки и даже специально пошитое для лётчиков шёлковое белье (оно препятствует образованию неприятных складок при надевании высотного компенсирующего костюма), военнослужащие берут с собой. На боевое дежурство заступает и технический персонал, который в случае тревоги должен немедленно подготовить самолёты к вылету.
Перехватчики, стоящие на площадке боевого дежурства, также охраняются вооружённым караулом. Они полностью заправлены и подключены к системе аэродромного электропитания. Боекомплект МиГ-31 состоит из 8 ракет "воздух-воздух" двух модификаций. Это ракета ближнего боя Р-60М и дальнобойное "изделие" Р-33. Первая может достать воздушный объект противника на удалении до 10 километров, вторая – до 160 километров. В свободное от боевого дежурства время личный состав авиабазы принимает участие в тренировочных полётах, а также занимается на авиационном тренажёре КТЭ-31.
– Мы были одной из первых частей, куда пришёл этот тренажёр, – рассказывает полковник Бауыржан Амренов, заместитель командира авиабазы по безопасности полётов. – Это очень дорогое удовольствие – он стоит около 7 миллионов долларов. Тренажёр полностью имитирует технику пилотирования, заход на посадку, сложные метеоусловия – ветер можно поставить, нижний край облачности. Можно заложить в программу отказ какой-либо системы.
Технике воздушного боя молодой лётный состав обучает опытнейший казахстанский лётчик полковник в отставке Станислав Степанович Федотов. Ветеран ещё советских ВВС за 33 года службы освоил 6 типов боевых самолётов. Летал практически на всех модификациях Миг-31, кроме МиГ-31БМ (об этом чуть позже). Служил лётчиком-инструктором. Сейчас на пенсии, но оказать помощь в подготовке молодых лётчиков попросил командир авиабазы.
– Я окончил Ставропольское училище, – рассказывает Станислав Степанович. – Начинал служить в Запорожье, потом на острове Новая Земля (посёлок Рогачёво), потом был город Крымск, который находится между Новороссийском и Краснодаром, посёлок Чугуевка на Дальнем Востоке, затем Семипалатинск, а потом уже Караганда. Уволился в запас в 2006 году.
– Самолёт очень сложный, поэтому молодых лётчиков сразу из училища на него не сажают. Должен быть опыт полётов в других частях и на других типах. Сейчас у нас сложновато с налётом. Я когда выпускался, у меня был уже налёт 300 часов. Освоил сразу три типа. Сейчас молодёжь приходит с одним типом – учебный самолёт L-39. Машина требует очень больших знаний, – считает ветеран ВВС. – МиГ-31 отличается своими боевыми возможностями. Аналогов его за рубежом практически нет. Может работать группой. Ночью может группой летать, в облаках, без всякого радиообмена – в автомате. Самолёт очень хороший.
– По программе боевого обучения мы сейчас осваиваем новые виды лётной подготовки, – рассказывает полковник Амренов. – Молодой лётный состав тренируется на групповую слётанность. Основная боевая единица – это пара, и чтобы в полной мере использовать все тактико-технические возможности этого авиационного комплекса, нам необходимо, чтобы лётчики были готовы выполнять боевые задачи в составе пары. МиГ-31 весит 46 тонн, на нём очень сложная техника пилотирования – нужны очень хорошая реакция лётчика, хороший глазомер, выдержка и терпение. После освоения групповой слётанности лётчики переходят к следующим видам полётов – полёты отрядом и в составе эскадрильи. То есть первоначально – в составе пары (2 самолёта), потом отрядом (4 самолёта), потом в составе эскадрильи (12 самолётов).
– В советское время к полётам на МиГ-31 допускали лётчиков не ниже 2-го класса и с определённым налётом – не менее 500 часов. Сейчас в связи с тем что у нас острая нехватка кадров, лётного состава, идёт большой отток, мы начинаем учить молодой лётный состав. Я не могу сказать, что ребята неопытные. Они приходят к нам с базовой подготовкой, переучившиеся с боевых самолётов. Они летали на МиГ-29, на Су-25. Мы не можем дать такой налёт, как в советское время, когда все силы были брошены на усиление обороноспособности.
Перспективы модернизации казахстанских МиГ-31
Как уже было сказано выше, на вооружении в Казахстане стоят три модификации МиГ-31. Первая – МиГ-31Б (базовый). Это серийная модификация истребителя, оснащённая системой дозаправки в воздухе. Она поступила на вооружение в 1990 году. МиГ-31 БС представляет собой базовую модель без штанги дозаправки. Данное переоборудование объясняется тем, что в Казахстане вообще нет воздушных танкеров, способных дозаправлять боевые самолёты. МиГ-31 БСМ представляет собой модернизацию МиГ-31 БС 2014 года. Третья модификация – МиГ-31ДЗ – это серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе. Таким образом, в Казахстане эксплуатируются фактически советские по комплектации и элементной базе самолёты, хотя и с существенно продлённым ресурсом.
– Техника не новая, но мы поддерживаем её в надлежащем состоянии, – сообщил полковник Амренов. – Российские коллеги оценили как высокий уровень нашей инженерно-технической службы. Плановый капитальный ремонт самолётов производится. Сейчас прорабатывается вопрос о возможной модернизации. Модернизация будет произведена до уровня МиГ-31БМ. Вопрос актуальный и решается в высших кругах.
МиГ-31БМ считается самой современной модификацией перехватчика. В соответствии с государственным оборонным заказом в Российской Федерации до 2020 года планируется модернизировать 60 бортов МиГ-31 базовой модификации до уровня МиГ-31 БМ. Все работы производятся в Нижнем Новгороде на авиазаводе "Сокол".
– У МиГ-31БМ более совершенный радиолокационный прицел – дальность увеличена в два раза, и пуск ракет осуществляется на большие расстояния. Но тут есть один момент: мало иметь хорошую технику, нужны ещё и профессионалы, которые на ней могут летать. Считаю, что наши лётчики в этом отношении российским не уступают, по крайней мере на той технике, которая есть у нас, мы способны выполнить любую задачу, – считает полковник Бауыржан Амренов.
В марте этого года президент РФ Владимир Путин впервые представил высокоточный авиационный ракетный комплекс "Кинжал". Он представляет собой модернизированную версию квазибаллистической одноступенчатой управляемой твёрдотопливной ракеты 9М723 комплекса "Искандер". Носителем этой новейшей системы стал сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса МиГ-31. Модификация самолёта данного проекта получила индекс МиГ-31К. Известно, что на сегодняшний день на вооружении Воздушно-космических сил РФ стоят по меньшей мере 10 таких комплексов. Таким образом, МиГ-31 модернизировали до уровня многофункционального истребителя, который теперь может уничтожать не только воздушные, но также наземные и надводные цели.
Зарубежные военные эксперты считают, что "Кинжал" способен сделать беззащитным американский флот и помочь Москве и Пекину сократить военное присутствие Запада в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Об этом, в частности, пишет обозреватель журнала The Diplomat Абрахам Эйт. По мнению автора, если ранее Вашингтон больше всего опасался китайских противокорабельных баллистических ракет средней дальности DF-21D, то с 2018 года главной угрозой для американских военных кораблей будут новые российские гиперзвуковые ракеты. Боевой радиус МиГ-31K позволяет российским ВКС держать на прицеле американские авианосцы на расстоянии 3,5 тысячи километров от морских границ. Новый российский ракетный комплекс может считаться главным убийцей авианосцев в Тихоокеанском регионе. Кроме того, по мнению автора, "Кинжал" способен одним ударом уничтожить даже самый большой корабль противника с расстояния до двух тысяч километров.
Военный аналитик Дэйв Маджумдар, автор The National Interest cчитает, что на данный момент у "Кинжала" нет эквивалента за пределами России. "Ни одна другая страна не располагает баллистической ракетой воздушного пуска, поэтому Москва права, полагая, что у "Кинжала" нет эквивалента за пределами России", – отмечает эксперт. По его мнению, российская ракета способна маневрировать в полёте и имеет непредсказуемую траекторию, которая затрудняет перехват. Таким образом, "Кинжал" – грозное оружие.
Журнал Military Watch также пишет о том, что советский и российский МиГ-31 в сочетании с новой гиперзвуковой ракетой Х-47М2 "Кинжал" представляет серьёзную угрозу для авианосцев вероятного противника. Изначально спроектированный как истребитель-перехватчик, МиГ-31 в последнее время обрёл новую сферу применения, став идеальным средством для нанесения ударов вдали от границ России. Если суммировать его дальность полёта с возможностями "Кинжала", получается, что под ударом могут находиться объекты на расстоянии более 3,5 тысячи километров от взлётной полосы, отмечают авторы материала. С учётом характеристик "Кинжала", способного развить скорость, десятикратно превышающую скорость звука, для успешного поражения крупных кораблей будет достаточно простой кинетической энергии удара самой ракеты, даже без учёта взрывчатки.
Несмотря на почти 40 лет службы, МиГ-31 остаётся одним из самых грозных активов российских военных, резюмируют журналисты издания.
Таким образом, сегодня казахстанский парк МиГ-31 хоть и представляет собой грозную силу и важный элемент объединённой системы ПВО государств Содружества, но всё же существенно и всё больше отстаёт от российского. Разрыв будет усиливаться, если в ближайшее время перехватчики не пройдут модернизацию. Этот факт вызывает определённое беспокойство: у нас одна из самых протяжённых границ в Евразии, огромное воздушное пространство и крайне неспокойное южное направление. На сегодняшний день без авиационной составляющей сколько-нибудь ощутимого прогресса в войнах добиться невозможно. А применение потенциальным противником современных типов вооружения – крылатых ракет, высокоточных бомб, беспилотных летательных аппаратов – выводит ответственность средств противовоздушной обороны на принципиально новый уровень.