Как “Алма-Ату” едва не снесли. История культового здания советской гостиницы
В 2007 году один из самых ярких памятников советской архитектуры Казахстана и символ города – гостиница "Алма-Ата" находился под угрозой сноса. На месте гостиницы планировали построить современный отель международного стандарта. От уничтожения "Алма-Ату" спас только экономический кризис.
Гостиница "Алма-Ата" определила стандарты нового архитектурного стиля страны. Здание построили с применением самых передовых технологий того времени, многие из которых позже использовались при строительстве жилых домов, культурных, бытовых и административных учреждений по всему Казахстану.
В период "хрущёвской оттепели", в конце 50-х - начале 60-х в Казахстане зарождалась своя архитектурная школа. Из вузов Москвы, Ленинграда и Украины в республику по распределению прибывали молодые талантливые архитекторы и конструкторы. Они работали в мастерских реорганизованного в 1959 году из "Казгипрогорсельстроя" проектного института "Казгорстройпроект". Главным архитектором института был известный советский зодчий Николай Рипинский, репрессированный и сосланный из Москвы в Казахстан еще в 1949 году. Именно этому творческому коллективу предстояло выполнить амбициозную задачу по проектированию новой гостиницы.
Главный конструктор гостиницы "Алма-Ата" Сергей Иванович Каламкаров поделился историей создания этого уникального для своего времени здания:
– В качестве главного автора гостиницы часто указывают Рипинского, но это неверно. Первую скрипку у нас играл Иван (а точнее, Ян) Афанасьевич Картаси. Он был из семьи греков, депортированных в Казахстан в годы войны. Картаси закончил Алма-Атинский строительный техникум, не имел высшего образования, но был от природы очень одарённым человеком. При создании архитектурного облика гостиницы ему помогали Виктор Григорьевич Чиркин и Александр Яковлевич Косов. Я отвечал за все внутренние конструкции и инженерию. В авторский коллектив сейчас также включают руководителя нашей мастерской Броховича и главного конструктор бригады Ширшову. У нас царила дружественная атмосфера, и был очень слаженный коллектив. Все молодые ребята, средний возраст – около 25 лет. Мы очень волновались, что нам был поручен такой ответственный объект. Рипинский осуществлял общее руководство бригадой. Как самый опытный архитектор и большой мастер он время от времени вносил свои правки.
На момент строительства "Алма-Аты" в столице республики было мало значимых и масштабных зданий. Среди невысоких домов выделялись Дом правительства на Комсомольской (теперь Толе би) и Государственный театр оперы и балеты имени Абая, напротив будущей гостиницы. Главной гостиницей города оставалась открытая за несколько лет до этого "Жетысу" (едва ли не первое здание в Алматы в модернистском стиле). "Алма-Ата" должна была прийти ей на смену и наглядно демонстрировать гостям города достижения советского Казахстана. За проектом лично наблюдал руководитель республики Динмухамед Кунаев. Архитекторам дали зелёный свет на воплощение всех смелых задумок.
Проект "Алма-Аты" начали разрабатывать в 1961 году под влиянием советского модернизма. В крупных городах страны появились массивные сооружения современной конструкции из железобетона и стекла, эстетика которых заключалась в простых геометрических формах. Образцами нового стиля стала Останкинская башня, Кремлёвский дворец съездов и застройка улицы Новый Арбат в Москве. Алма-атинские архитекторы учитывали общесоюзные и мировые тренды, создавая облик своей гостиницы.
– В проекте у нас было каркасное-железобетонное здание, и мы хотели найти интересное решение для его фасада. В Москве в то время как раз завершалась отделка Центрального телеграфа на улице Горького. Там использовали навесные панели, облицованные стеклянной крошкой. Другое здание, которое нас впечатлило, – московский Аэровокзал. Там в отделке применяли стемалит – закалённое стекло. Застеклённые панели создавали линейные ритм, а это в те годы считалось передовым достижением архитектурной мысли. В гостинице "Алма-Ата" мы сделали динамичный ритм горизонтальных линий за счёт непрозрачных стеклянных ограждений балконов и перегородок комнат, рассекавших полосы окон. Два нижних этажа застеклили прозрачными витражами. Создавалось ощущение лёгкости, как будто верхняя часть гостиницы парит над землёй.
Знаменитая изогнутая форма гостиницы, которую сравнивают то с луком, то с извилистыми хребтами Заилийского Алатау, появилась практически случайно. Первоначально архитекторы планировали построить прямое здание вдоль улицы Калинина (теперь Кабанбай батыра). Идею изогнуть корпус в сторону Панфилова предложил Динмухамед Кунаев.
– Димаш Ахмедович активно участвовал в проектировании этого здания. Он приходил к нам в институт и сидел на совещаниях, где обсуждали различные решения по гостинице. Он бывал во многих городах и странах и рассказывал, какие гостиницы видел там. Наш проект нравился Кунаеву, но однажды он высказал мысль, что неплохо было бы, если бы гостиница замыкала угол улиц Калинина и Панфилова. Такую градостроительную практику он видел за рубежом. Поначалу нам эта идея не очень понравилось, но архитекторы снова сели за чертёжный стол и спроектировали плавный изгиб посередине корпуса. Кунаев сказал: "Это другое дело", но позже признался, что на самом деле он хотел, чтобы всё здание стояло углом, однако наш вариант показался ему более интересным.
Чтобы воплотить оригинальную задумку авторам проекта пришлось прибегнуть к архитектурному приёму. Со стороны главного входа (южный фасад) здание кажется единым корпусом, но это не так. На самом деле оно состоит из трёх отдельных павильонов – двух прямых и одного изогнутого посредине. Это хорошо видно с задней стороны (северный фасад) гостиницы. С этого угла здание напоминает раскрытую книгу, а изогнутый павильон – корешок.
Восьмиэтажная гостиница для Алма-Аты второй половины 60-х была настоящим небоскребом. На несколько лет она стала одним их самых высоких зданий в городе (2-е место после Вознесенского собора). "Алма-Ата" была инновационна во всех смыслах. Борясь за уникальный облик здания архитекторам и конструкторам пришлось отстаивать свою точку зрения перед скептически настроенными коллегами и чиновниками.
– Строительная и архитектурная среда у нас тогда была очень догматической. На первых порах мне часто приходилось слышать от коллег, что так в Алма-Ате строить нельзя, что это опасно. Многие просто перестраховывались. Некоторые конструктивные находки гостиницы пришлось с боем пробивать в регулирующих органах, – вспоминает конструктор "Алма-Аты" Сергей Каламкаров.
Оригинальным для своего времени был даже каркас здания. Гостиница стоит на массивном фундаменте. Два первых этажа выросли из фундамента монолитными колоннами. Следующие этажи возводились из сборных перекрещенных конструкций (ригелей), которые устанавливались на колонны сверху и приваривались к ним через закладные детали.
Типовые железобетонные элементы изготавливались на заводе №3 в Алматы. Таким образом большая часть здания собиралось очень быстро, что соответствовало духу индустриального строительства. Восемь этажей каркаса строители возвели всего за год. Следующие пять лет ушли на внутреннюю и наружную отделку помещений, а также обустройство территории.
Строительство гостиницы началось в 1962 году на месте женской школы №10, кафе "Лето", и кинотеатра ТЮЗ. Работы выполнял трест "Алматыкультбытстрой" под руководством Круглика. Прораб стройки Ораз Макаевич Бейсенов позже получил за свою работу государственную премию.
Торцы гостиницы с двух сторон выступают из монолитной части здания. Это придаёт ему дополнительную пластику, торцы, словно крылья, создают ощущение воздуха и полёта.
– Начиная с 3-го этажа мы вынесли торцы из фасадов на 3-метровых консолях. У нас было не принято так строить, и мне пришлось многое выслушать от начальства. В итоге всё получилось. Если посмотреть на гостиницу сбоку, то видно, что торец как бы разделяет полоса коридора. Получается не совсем глухая стена. В этих выносах мы разместили дополнительные комнаты номеров "люкс", – добавляет Сергей Иванович.
Гостиница стала первым высотным зданием в сейсмоопасной зоне. Проектировщики "Алма-Аты" уделили большое внимание вопросам безопасности. Конструкцию гостиницы проверяли на различных моделях. Железобетонные узлы ригелей испытывали на силовые нагрузки на специальных стендах. Самым убедительным сейсмическим тестом в реальных условиях стал мощный взрыв при строительстве селезащитной плотины на Медео. В октябре 1966-го в Малоалматинском ущелье было подорвано более 5 тысяч тонн взрывчатки. Взрывная волна вызвала искусственное землетрясение. Сотрудники института "Казпромстройниипроект" (будущий КазНИИССА) под руководством академика Жунусова провели уникальные испытания на сейсмостойкость панельных домов. На сейсмоустойчивость проверили и почти достроенное здание гостиницы. "Алма-Ата" достойно прошла все тесты.
Архитекторы "Алма-Аты" стремились добиться изящества и лёгкости своего творения. Для этого применялась относительно новая технология – преднапряжённые плиты перекрытий, способные испытывать значительные нагрузки на растяжение и имеющие повышенную трещиностойкость. Благодаря этому толщину 6-метровых перекрытий этажей удалось значительно уменьшить: с 20 см до 12 см.
– Помню, как мы испытывали эти плиты перекрытий на заводе. Мы ставили их на опору, а затем загружали кирпичами. Помогал мне в этом сотрудник "Казпромстройниипроект" Юлий Шахнович. В итоге столбики из кирпичей у нас выросли в высоту человеческого роста. Тут на завод приехал главный инженер Алматинского горисполкома Касенов, который курировал наше строительство. Посмотрев на испытание, он спрашивает: "Что вы такое делаете?". Я ответил, что испытываем плиты перекрытий, а он говорит: "Какой дурак в гостиницу столько кирпичей притащит?". Мы все чуть не попадали со смеху, – рассказывает главный конструктор гостиницы "Алма-Ата".
При строительстве гостиницы большое внимание также уделялось комфорту гостей. "Алма-Ата" стала первым отелем с современной системой горячего водоснабжения и теплоснабжения. По предложению инженера Ксениди система отопления была встроена прямо в стены, в межкомнатное пространство. В бетонных перегородках были проложены трубы, по которым циркулировала теплая вода.
На завершающих этапах строительства встал вопрос выбора материала для лент балконных ограждений. Было несколько вариантов, но в итоге решили устанавливать стемалит – закалённое стекло с вплавленным в него с обратной стороны красителем. Сергей Каламкаров отправился на завод в Саратове, где делали лучший в Союзе стемалит. Благодаря особой технологии производства этот вид стекла отличается прочностью в сравнении с обычным. Из нескольких вариантов цветовых гамм авторы гостиницы выбрали белый, со слегка голубоватым отливом, похожий на небо в солнечный день. Для контраста перекрытия между балконами номеров были выполнены из стемалита серого цвета. Стеклянные пластины доставили в Алматы из Саратова и установили на фасад гостиницы.
В отделке вестибюлей и холлов этажей применялись такие материалы как мрамор и курдайский гранит. Потолки холлов на каждом этаже были оформлены декоративными круглыми нишами, дающими ощущение футуристического пространства.
Трудной задачей для проектировщиков стало увеличение проектной мощности гостиницы. Первоначальные планы предусматривали не более 420 мест, но власти города настаивали, что такого количества номеров недостаточно для столь массивного здания. Архитекторам пришлось идти на ухищрения и задействовать для дополнительных номеров пространство которое они предполагали оставить пустым между 2-м и 3-м этажами. В итоге удалось вывести гостиницу на проектную мощность в 480 мест.
Основной корпус "Алма-Аты" с задней стороны (северного фасада) продолжает одноэтажное прямоугольное здание хозблока, где разместился ресторан "Иссык", кухня и другие служебные помещения. Архитекторы стремились создать единую композицию, и со стороны главного входа был установлен длинный козырек, визуально уравновешивавший задний павильон.
– В этом корпусе мы разместили внутренний дворик, где гости гостиницы могли прогуливаться в летние дни. Он был хорошо виден из зала ресторана через прозрачное остекление.
Плоская крыша здания ресторана также эксплуатировалась. Здесь разместилось летнее кафе, где в жаркие дни можно было сесть под зонтиками и выпить кружку холодного пива, закусив шашлыком или мантами.
С западного торца гостиницы была установлена лестница, по которой можно было подняться на второй этаж, где разместился бильярдный зал. Ещё одна лестница, винтовая, вела на крышу ресторана. Эта лестница была выполнена как декоративный элемент, украшающий фасад со стороны улицы Байсеитовой. Лестница состояла из консольных ступеней, спиралью расположенных вокруг монолитной бетонной колонны.
Здание гостиницы стало продолжением ансамбля зданий вдоль улицы Калинина и хорошим дополнением сквера перед театром оперы и балета. Вокруг "Алма-Аты" был обустроен озеленённый дворик. У входной группы был выстроен большой бассейн с островками зелени, фонтанами и мостиками. В некоторых статьях ошибочно указывают, что фонтаны выполняли функцию охлаждающей системы. На самом деле воздухозабор для охлаждения был встроен в малую архитектурную форму в виде грибка перед гостиницей.
Входную группу гостиницы украсило мозаичное панно, единственный национальный элемент оформления, из цветного стекла (смальты) – совместная работа художника Молдахмета Кенбаева и монументалиста Николая Цивчинского. Саму мозаику изготовили ленинградские мастера. Сюжет изображает сцены из поэмы "Енлик – Кебек". В 2004 году напротив первого панно на фасаде гостиницы появилось ещё одно, на мотив истории Шёлкового пути, работы художника Владимира Твердохлебова.
Гостиница "Алма-Ата" была открыта в 1967 году. Здание сразу полюбилось алмаатинцам и вызывало восхищение даже у московских архитекторов. Представители казахстанской интеллигенции отзывались о нём восторженно, а громче всех раздавался голос Олжаса Сулейменова. Гостиница полюбилась и кинематографистам. В 1968-м Шакен Айманов запечатлел новый символ Алма-Аты в нескольких сценах фильма "Ангел в тюбетейке".
Несмотря на положительные отзывы и высокие оценки специалистов, авторы проекта далеко не сразу получили заслуженную награду. В 1968-м они были удостоены диплома смотра творчества молодых архитекторов. Спустя 5 лет после окончания строительства, в 1972-м, коллективу, создававшему гостиницу, вручили премию Совета министров СССР. Немалую роль в этом сыграл директор "Казгорстройпроекта" Борис Николаевич Делов.
– После окончания работы над гостиницей я на два года уехал в Сочи, где проектировал другие здания. Когда я вернулся в Алма-Ату, Делов сказал мне, что неплохо было бы пробить для нас награду за гостиницу. Он играл большую роль в работе нашего коллектива, умел сплачивать людей. Кроме того, у него были хорошие связи в Совете министров. В итоге нам премию вручили не за архитектуру, а в области проектирования и строительства. Денежную часть премии поделили между Картаси, Чиркиным, Косовым, строителем Бейсеновым и мной. Каждому досталось где-то по 1000 рублей. Уже не помню, как потратил эти деньги, – вспоминает Сергей Каламкаров.
Из фонда ЦГА КФДЗ
После своего открытия "Алма-Ата" на 10 лет стала самой элитной гостиницей в городе. Часть номеров была постоянно забронирована для номенклатуры ЦК компартии КазССР, горкома и Совета министров. В гостинице останавливались видные деятели культуры, науки и спорта, немногочисленные иностранные туристы, партийные работники и государственные служащие, командированные в город со всего Союза.
За счёт выгодного расположения в культурном центре Алма-Аты, напротив оперного театра имени Абая, гостиница была особенно популярна среди деятелей культуры, оперных и эстрадных артистов, музыкантов и режиссёров. В ней останавливались многие звёзды советской эстрады.
По стандартам 1979 года "Алма-Ата" относилась к разряду "Высший Б". Это был третий разряд после "Высшего А" и "люкс" (таких гостиниц было всего 4 в СССР). По современным меркам такой разряд примерно соответствует трёхзвёздочным отелям.
Цены на номера были достаточно умеренными: от 4 рублей за стандарт до 7 рублей за "люкс". Площадь стандартного одноместного номера по современным меркам была невелика – 12-16 квадратных метров. В номерах "люкс" было 3 отдельных комнаты: спальня, кабинет с письменным столом и гостиная.
Первым директором гостиницы был герой Великой Отечественной Рахимжан Кошкарбаев. В мае 1945-го он первым водрузил красное знамя на фасад Рейхстага. В 60-е годы Кошкарбаев работал в одной из структур Министерства коммунального хозяйства и в 1967-м стал руководителем "Алма-Аты". На этом посту он проработал вплоть до своей смерти в 1988-м. Работники гостиницы запомнили Кошкарбаева как хорошего грамотного руководителя, умеющего находить общий язык с людьми.
Видео из фонда архива ЦГА КФДЗ
Ресторан "Иссык" при гостинице практически сразу зажил отдельной жизнью. Её в своей книге "Алма-Ата неформальная" красочно описал музыкант и документалист Арсен Баянов. Ресторан долгое время имел статус самого богемного и элитного в городе. Постоянными посетителями были те, кто имел деньги или влияние: торговые работники, представители криминалитета, партийные деятели и чиновники, сотрудники силовых структур. В выходные дни "Иссык", рассчитанный на 250 мест, забивался под завязку. На входе стоял швейцар, который оценивал посетителей по внешнему виду и распределял места. Автор описывает, что однажды он увидел, как известный алматинский "катала" (карточный шулер) угощал в "Иссыке" знаменитого советского и российского криминального авторитета Тайванчика.
В той же книге Баянов рассказывает, что часть номеров гостиницы была зарезервирована за спецслужбами. Там проходила вербовка агентов КГБ.
Облик гостиницы "Алма-Ата" начал меняться ещё в советское время, всего через несколько лет после её строительства. В 70-е годы были заменены уголки, державшие стеклянные панели. Оригинальные балконные ограждения из стемалита со временем начали крошиться, и их заменили на ограждения из голубого стекла. Эта разница хорошо видна на цветных фотографиях гостиницы 80-х годов: некоторые плиты ограждений отличаются от остальных по цвету и выделяются белыми пятнами. Со временем была разобрана и винтовая лестница, ведущая на летнюю площадку на крыше ресторана.
После распада СССР количество гостей в гостинице резко уменьшилось. Администрация начала испытывать нехватку материальных ресурсов. "Алма-Ата" больше не соответствовала стандартам комфорта и сервиса. Гостинице пришлось конкурировать с современными отелями зарубежных компаний, которые появились в городе в 90-е годы.
В середине 1996-го новая администрация гостиницы преступила к реконструкции здания. Сначала обновили интерьер номеров и заменили старую мебель. Некоторые номера объединили для увеличения площади комнат. В 2000-м гостиница получила новое название: "Алматы". В 2003-м значительные изменения претерпел её фасад: голубоватые стеклянные ограждения балконов были заменены на алюкобонд – пластиковые панели ярко-синего цвета. Витражи на первых двух этажах также заменили на пластик. Стеклянный витраж здания ресторана, выходивший на улицу Байсеитовой, был заделан наглухо и закрашен панно. С этой стороны гостиницы была построена парковка. Фасад здания потерял свой былой вид и начал выбиваться из общей застройки улицы.
В 2005-м новым директором гостинцы был назначен Айдын Султанов. Через год "Алматы" на открытом аукционе приобрела компания Astana Group. Айдын Куанышевич, в настоящее время занимающий должность директора по связям с общественностью Astana Group, рассказывает, в каком состоянии находилась гостиница в середине нулевых:
– Я принял гостиницу в 2005-м. Наша компания готовилась выкупить ее. Внутренняя начинка "Алматы" оставалась практически такой же, как во время постройки. На нескольких этажах ещё не успели сделать ремонт. Все номера были вразнобой: в одних была современная отделка, в других сохранялись ещё советские обои, старый линолеум, чугунные сидячие ванны. Мебель тоже была разношёрстная. Вестибюль был очень маленьким, не было места для отдыха гостей. Ресторан находился в аренде, крышу ресторанного корпуса занимала сеть "Дастархан". На козырьке также работала какая-то летняя кафешка. Тем не менее посещаемость гостиницы не сильно падала, а в докризисный период даже выросла. К нам приезжали постоянные гости. Иногда по старой памяти останавливались звёзды эстрады. Помню, как заезжала знаменитая балерина Анастасия Волочкова. Часто останавливались оперные и балетные деятели – к примеру, балетмейстер Григорович, который ставил у нас в театре балет "Бахчисарайский фонтан".
Новые владельцы гостиницы рассматривали различные варианты её будущего. В какой-то момент возник проект по сносу старого здания и строительства на его месте нового отеля совместно с крупной мировой сетью. Казахстанские и зарубежные архитекторы даже подготовили проекты нового здания.
Глава Astana Group Нурлан Смагулов на пресс-завтраке в конце марта 2016 года признавался, что изначально планировался снос гостиницы, но потом пришёл кризис и после него легендарное здание решили сохранить:
– Когда мы купили эту гостиницу, мы ее хотели снести – честно вам рассказываю. Мы подписали уже договор. Хотели строить, потом кризис, потом небеса так, видимо решили, мы не стали сносить. А потом поменяли к зданию свое отношение, это, видимо, и с возрастом приходит. С мудростью. Мы считаем, что это изюминка Алматы – в следующем году 50-летие гостиницы. Мы решили сделать такой апгрейд. Здание будет протестным архитектурным ансамблем против всего, что сносится и алматинцы, я думаю, по достоинству оценят.
Конструктор гостиницы "Алма-Ата" Сергей Каламкаров с горечью рассказывает об этом времени:
– Я тогда был членом архитектурного совета города. Когда узнал о планах по сносу гостиницы, стремился всеми силами защитить здание. Меня вызвал к себе замакима Тасмагамбетова. Он сказал, что объявлен конкурс на строительство новой гостиницы, и предложил мне подготовить свой вариант. Я ответил, что категорически возражаю против этого, ведь "Алма-Ата" была внесена в реестр памятников архитектуры. Тем не менее мы с архитектором Мынбаевым подготовили проект, так как понимали, что здание всё же могут уничтожить. Предложили вариант, который по форме фасада напоминал бы старую гостиницу и не портил общий ансамбль улицы. К счастью, этот проект, как и другие предложенные, не был реализован, и гостиница осталась на своём месте.
Новые владельцы "Алматы" всё же поменяли свои планы. Они решили не просто сохранить историческое здание, но и вернуть ему оригинальный облик. Проект модернизации гостиницы подготовила известная британская компания Chapman Taylor. По задумке архитекторов фасад здания должен был стать более прозрачным и открытым. Для этого активно применялись стеклянные витражи.
Работы по реконструкции начались весной 2017 года и были приурочены к 50-летнему юбилею гостиницы. Ограждения балконов из синего алюкобонда сняли. Бетонный каркас здания и перекрытия этажей были облицованы пластинами из белого алюминия. Балконные ограждения стали прозрачными витражами.
– Здание вновь обрело светлый облик, который хорошо вписывается в общую композицию "золотого квадрата" города. Стеклянные витражи на балконах, в номерах и холлах придали зданию современный вид. Перед гостями в номерах открывается великолепный обзор на город, сквер возле театра и пики Заилийского Алатау. Раньше обзору мешали ограждения из алюкобонда и довольно уродливые поручни. Теперь гостю практически не нужно вставать с кровати, чтобы наблюдать за красивой панорамой из окна. Снаружи здание также стало выглядеть более воздушным. Когда мы установили витражи и сняли шторы в холлах этажей, неожиданно открылся потенциал сферических элементов, украшавших потолки. В ночное время эти круги отражают свет, и человек внизу может наблюдать интересное зрелище. Стёкла, которые мы устанавливали на балконах, имеют слегка бирюзовый отлив. В разное время суток их цвет меняется, что также придает фасаду гостиницы индивидуальность. В целом мы вернули исторический облик, но переработали его по-новому, – рассказывает представитель Astana Group Айдын Султанов.
Реконструкция изменила не только фасад "Алматы". Был проведён ремонт номеров и внутренних помещений гостиницы. Номера были реконструированы на 6-м и 7-м этажах. Комнаты отделали современными материалами, санузлы расширили. Часть одноместных номеров была объединена с другими для увеличения их площади – с 12 до 20-30 квадратных метров. Большая часть номеров "Алматы" приобрела стандартизированный вид. Также были заменены стояки и устаревшие инженерные коммуникации.
Вестибюль гостиницы значительно расширили за счёт неиспользуемого пространства между двумя залами ресторана. Появилось лобби для отдыха гостей. Стены холла украсили репродукции работ Исатая Исабаева и картины других казахстанских художников.
– В отделке вестибюля применялись новые материалы. Колонны раньше были облицованы мрамором, но с годами там появились сколы и трещины, и мы посчитали, что будет рациональнее заменить облицовку. Вестибюль гостиницы всегда был очень тёмным местом, но мы сделали его более светлым за счёт естественного света и современной системы освещения, – добавляет Айдын Куанышевич.
В мае 2017-го был проведён ремонт двух залов ресторана "Иссык". Был обновлён внутренний дворик гостиницы. В летнее время здесь можно устанавливать столики. Со временем владельцы "Алматы" планируют установить во дворике фонтан, который стоял здесь ещё в советское время.
Astana Group планирует продолжать реконструкцию гостиницы. Компания решает, как можно задействовать кровлю павильона ресторана и козырька у входа. Возможно, в будущем здесь снова откроются летние кафе.
В компании также думают над тем, чтобы восстановить историческую винтовую лестницу и вновь остеклить стену здания ресторана с западного фасада. Владельцы "Алматы" совместно с властями города хотят развивать пешеходную и парковую зону вокруг гостиницы со стороны улиц Панфилова и Байсеитовой.