Гран-при XIII кинофестиваля "Евразия" вручили казахстанскому фильму "Оралман" режиссёра Сабита Курманбекова. Ранее картина получала приз за лучший азиатский фильм на 35-м Международном кинофестивале "Фаджр", прошедшем в Тегеране.

Визуально прекрасная и поэтичная картина "Оралман" выдаёт в авторе картины Сабите Курманбекове в первую очередь художника (это его базовое образование). Что касается режиссуры, то режиссёр он всё ещё робкий, несмотря на то, что это уже четвёртая полнометражная картина Курманбекова.


Режиссёр Сабит Курманбеков получает Гран-при XIII кинофестиваля "Евразия" за фильм "Оралман" / brod.kz

О чём фильм "Оралман"

В центре сюжета фильма "Оралман" семья афганских казахов, желающих вернуться на историческую родину. Больше всего мечтает о Казахстане глава семейства – старик Базарбай, он хочет умереть на родной казахской земле, а не в Афганистане, который за все годы так и не стал ему настоящим домом. Все тяготы переезда ложатся на плечи его сына – Сапаркула (Акмолда Дулыга), работавшего в своём родном кишлаке азаншы (человеком, чей голос приглашает мусульман на молитву). Получив приглашение, он вместе со всей семьёй – тяжело болеющим отцом, немой дочерью, пострадавшей когда-то от мины, и женой – пугливой, кроткой и забитой женщиной, которой даже на паспортном контроле трудно открыть лицо перед посторонним мужчиной, – переезжает в независимый Казахстан.


Трейлер фильма "Оралман"


По задумке авторов картины путь героя на родину должен был напоминать путешествие из ада в рай, но, зная наши реалии, в счастливый исход трудно поверить. Героев встречают индифферентные ко всему пограничники, не понимающие, почему старик целует нашу землю, равнодушные чиновники, суровая казахская зима и жизнь где-то на окраине цивилизации – в однокомнатном домике посреди степи близ Байконура.

Драматичные краски режиссёр отчего-то приглушает, и в конечном счёте получается, что никаких отрицательных героев в этом фильме нет: чиновники помощь оказывают, солдат, который запрещает Сапаркулу хоронить отца на территории полигона без официального разрешения, в итоге помогает дорыть могилу. А конфликты с местным населением исчерпываются одной дракой. В итоге родина принимает своих детей: репатрианты пускают здесь корни, а посреди степи расцветает мечеть с минаретами из обломков ракет.


Кадр из фильма "Оралман" Сабита Курманбекова / brod.kz

Тема оралманов, безусловно, интересна. Автор всё время сравнивает афганских казахов и наших: они не начинают трапезу, не помолившись, а у нас к бешбармаку можно и водки выпить, у них женщины покрыты с головы до пят и за организацию кинопоказа могут расстрелять, а у нас люди свободные, кому-то покажется, что распущенные: даже при строительстве мечети могут приложиться к бутылке.

В целом картину "Оралман" стоит рассматривать не столько с точки зрения проблем репатриантов, сколько как фильм о потерянной родине, как историю о поиске своей точки опоры, способной дать силу, как бы это пафосно ни звучало.

Прибавляет плюсов картине и исполнитель главной роли – прекрасный актёр Акмолда Дулыга. Его игра скрадывает все несовершенства.


Трейлер фильма "Моя счастливая семья"(Грузия)


Кто получил остальные премии кинофестиваля "Евразия"?

Приз за лучшую мужскую роль достался не ему, а азербайджанцу Гурбану Исмаилову за роль в фильме "Гранатовый сад". Лучшая женская роль досталась грузинской актрисе Ие Шуглиашвили за фильм "Моя счастливая семья" о немолодой учительнице литературы, матери семейства, которая наконец решила жить так, как она хочет: она устраивает бунт и съезжает от родных на съёмную квартиру. Эта картина, показанная, кстати, впервые на престижном фестивале "Сандэнс" и в Берлине, в параллельной программе "Форум", была фаворитом с самого начала фестиваля.

Приз за лучшую режиссуру ожидаемо получил кыргызстанец Актан Арын Кубат за фильм "Кентавр". Картина ранее была показана на Берлинале в одной из параллельных программ. Это самобытная, удивительно аутентичная и визуально роскошная картина, в которой главную роль Кентавра сыграл сам режиссёр.


Трейлер фильма "Кентавр"


В центре сюжета – бывший киномеханик, а теперь мужчина без определённого рода занятий по кличке Кентавр, так его прозвали сельчане за любовь к лошадям. У Кентавра – слабослышащая супруга и маленький сын, который вроде слышит, но пока не говорит. В своём селе Кентавр как минимум оригинал. Он в отличие от других сельчан совсем не религиозен и мечтает не о новом джипе, как все, а о недостижимом: счастье для своего народа. Днём он помогает любимой жене воспитывать сына, не забывая при этом флиртовать с продавщицей местного рынка, а ночью крадёт породистых скакунов. По легенде, если в лунную ночь проскакать на лучшем скакуне по степи, сюда вернётся благодать.


Кадр из фильма "Кентавр" (Кыргызстан) / 5news.kg

Фигура Кентавра с одной стороны романтичная, с другой стороны очень наивная, мечтать о мире во всём мире и счастье для всех, когда вокруг всё покупается и продаётся, как говорится, не модно. Этим герой и подкупает. Картина получилось многогранной и актуальной: потеря идентичности, глобализм, консьюмеризм, вытеснение материальным миром духовных ценностей, или же замещение их религиозными постулатами. Все эти проблемы близки и нам. Картина при всей своей наивности трогает и доводит зрителей до слёз. Этот фильм также отметили члены NETPAC (сеть по продвижении азиатского кино). А вот полюбившаяся зрителям российская картина "Аритмия" Бориса Хлебникова получила престижный приз федерации кинопрессы FIPRESCI.


Трейлер фильма "Аритмия" (Россия)


Специальным призом жюри наградили вьетнамский фильм "Путевая станция" о мытарствах девушки с ограниченными возможностями, запертой в своей комнате ото всех, а также азербайджанскую ленту "Гранатовый сад". По сюжету, богатый сосед вынуждает деда продать гранатовый сад, чтобы построить там свой завод. Роскошный гранатовый сад – такой же герой в фильме, как и люди, и в итоге переигрывает всех.

Напомним, что кинофестиваль "Евразия" проходил в Астане с 22 по 28 июля. Основными призёрами стали картины из Казахстана, Кыргызстана, Грузии, Азербайджана, России и Вьетнама.