Итоги XIII кинофестиваля "Евразия": рецензии на картины-призёры
Гран-при XIII кинофестиваля "Евразия" вручили казахстанскому фильму "Оралман" режиссёра Сабита Курманбекова. Ранее картина получала приз за лучший азиатский фильм на 35-м Международном кинофестивале "Фаджр", прошедшем в Тегеране.
Визуально прекрасная и поэтичная картина "Оралман" выдаёт в авторе картины Сабите Курманбекове в первую очередь художника (это его базовое образование). Что касается режиссуры, то режиссёр он всё ещё робкий, несмотря на то, что это уже четвёртая полнометражная картина Курманбекова.
О чём фильм "Оралман"
В центре сюжета фильма "Оралман" семья афганских казахов, желающих вернуться на историческую родину. Больше всего мечтает о Казахстане глава семейства – старик Базарбай, он хочет умереть на родной казахской земле, а не в Афганистане, который за все годы так и не стал ему настоящим домом. Все тяготы переезда ложатся на плечи его сына – Сапаркула (Акмолда Дулыга), работавшего в своём родном кишлаке азаншы (человеком, чей голос приглашает мусульман на молитву). Получив приглашение, он вместе со всей семьёй – тяжело болеющим отцом, немой дочерью, пострадавшей когда-то от мины, и женой – пугливой, кроткой и забитой женщиной, которой даже на паспортном контроле трудно открыть лицо перед посторонним мужчиной, – переезжает в независимый Казахстан.
По задумке авторов картины путь героя на родину должен был напоминать путешествие из ада в рай, но, зная наши реалии, в счастливый исход трудно поверить. Героев встречают индифферентные ко всему пограничники, не понимающие, почему старик целует нашу землю, равнодушные чиновники, суровая казахская зима и жизнь где-то на окраине цивилизации – в однокомнатном домике посреди степи близ Байконура.
Драматичные краски режиссёр отчего-то приглушает, и в конечном счёте получается, что никаких отрицательных героев в этом фильме нет: чиновники помощь оказывают, солдат, который запрещает Сапаркулу хоронить отца на территории полигона без официального разрешения, в итоге помогает дорыть могилу. А конфликты с местным населением исчерпываются одной дракой. В итоге родина принимает своих детей: репатрианты пускают здесь корни, а посреди степи расцветает мечеть с минаретами из обломков ракет.
Тема оралманов, безусловно, интересна. Автор всё время сравнивает афганских казахов и наших: они не начинают трапезу, не помолившись, а у нас к бешбармаку можно и водки выпить, у них женщины покрыты с головы до пят и за организацию кинопоказа могут расстрелять, а у нас люди свободные, кому-то покажется, что распущенные: даже при строительстве мечети могут приложиться к бутылке.
В целом картину "Оралман" стоит рассматривать не столько с точки зрения проблем репатриантов, сколько как фильм о потерянной родине, как историю о поиске своей точки опоры, способной дать силу, как бы это пафосно ни звучало.
Прибавляет плюсов картине и исполнитель главной роли – прекрасный актёр Акмолда Дулыга. Его игра скрадывает все несовершенства.
Кто получил остальные премии кинофестиваля "Евразия"?
Приз за лучшую мужскую роль достался не ему, а азербайджанцу Гурбану Исмаилову за роль в фильме "Гранатовый сад". Лучшая женская роль досталась грузинской актрисе Ие Шуглиашвили за фильм "Моя счастливая семья" о немолодой учительнице литературы, матери семейства, которая наконец решила жить так, как она хочет: она устраивает бунт и съезжает от родных на съёмную квартиру. Эта картина, показанная, кстати, впервые на престижном фестивале "Сандэнс" и в Берлине, в параллельной программе "Форум", была фаворитом с самого начала фестиваля.
Приз за лучшую режиссуру ожидаемо получил кыргызстанец Актан Арын Кубат за фильм "Кентавр". Картина ранее была показана на Берлинале в одной из параллельных программ. Это самобытная, удивительно аутентичная и визуально роскошная картина, в которой главную роль Кентавра сыграл сам режиссёр.
В центре сюжета – бывший киномеханик, а теперь мужчина без определённого рода занятий по кличке Кентавр, так его прозвали сельчане за любовь к лошадям. У Кентавра – слабослышащая супруга и маленький сын, который вроде слышит, но пока не говорит. В своём селе Кентавр как минимум оригинал. Он в отличие от других сельчан совсем не религиозен и мечтает не о новом джипе, как все, а о недостижимом: счастье для своего народа. Днём он помогает любимой жене воспитывать сына, не забывая при этом флиртовать с продавщицей местного рынка, а ночью крадёт породистых скакунов. По легенде, если в лунную ночь проскакать на лучшем скакуне по степи, сюда вернётся благодать.
Фигура Кентавра с одной стороны романтичная, с другой стороны очень наивная, мечтать о мире во всём мире и счастье для всех, когда вокруг всё покупается и продаётся, как говорится, не модно. Этим герой и подкупает. Картина получилось многогранной и актуальной: потеря идентичности, глобализм, консьюмеризм, вытеснение материальным миром духовных ценностей, или же замещение их религиозными постулатами. Все эти проблемы близки и нам. Картина при всей своей наивности трогает и доводит зрителей до слёз. Этот фильм также отметили члены NETPAC (сеть по продвижении азиатского кино). А вот полюбившаяся зрителям российская картина "Аритмия" Бориса Хлебникова получила престижный приз федерации кинопрессы FIPRESCI.
Специальным призом жюри наградили вьетнамский фильм "Путевая станция" о мытарствах девушки с ограниченными возможностями, запертой в своей комнате ото всех, а также азербайджанскую ленту "Гранатовый сад". По сюжету, богатый сосед вынуждает деда продать гранатовый сад, чтобы построить там свой завод. Роскошный гранатовый сад – такой же герой в фильме, как и люди, и в итоге переигрывает всех.
Напомним, что кинофестиваль "Евразия" проходил в Астане с 22 по 28 июля. Основными призёрами стали картины из Казахстана, Кыргызстана, Грузии, Азербайджана, России и Вьетнама.