На постсоветском пространстве считается, что в школах и университетах дают фундаментальные знания, а стартапы – это скорее практика, которая с образованием не сильно связана. Но так ли это?

В реальности же инновации сильно влияют на образование, и последнее отвечает взаимностью. К примеру, в казахстанских вузах технологии дистанционного обучения вскоре полностью заменят заочную форму обучения, а в казахстанских школах повсеместно внедряют электронные журналы и учебники. Более того, при вузах появляются инкубаторы и акселераторы, где студенты могут создавать новые технологические решения сами.

Журналист Informburo.kz изучил взаимодействие инновационной экосистемы и системы образования в Казахстане и пришёл к выводу, что вторая с каждым годом становится всё более технологичной.

Читайте также:

Как государство создаёт инновационную экосистему в Казахстане

Образование на диване

В мире давно появились новые или, скорее, альтернативные образовательные технологии. Хороший пример – Coursera.

"Coursera делает лучшее в мире образование доступным каждому, предлагая онлайн-курсы от ведущих университетов и организаций", – говорится на сайте.

Этот сервис в сфере массового онлайн-образования основали два профессора информатики Стэнфордского университета – Эндрю Ын и Дафна Коллер в 2012 году.

Coursera сотрудничает с университетами, которые публикуют и ведут собственные курсы в разных областях знаний. Слушатели, а ими может стать каждый, проходят курсы, имеют возможность общаться с сокурсниками, сдают экзамены и даже могут получить сертификаты (за небольшую плату).

По последним данным, на Coursera зарегистрировано около 35 млн слушателей, а более 170 вузов-партнёров предлагают им более трёх тысяч разных курсов.


Главная страница сайта Coursera.org

Среди них – Университет Манчестера, Колумбийский университет, Принстон, Стэнфорд, Йельский университет и многие другие. Страны СНГ среди партнёров представляют только российские вузы: Высшая школа экономики, МГИМО, Новосибирский государственный университет и несколько других.

В числе партнёров сервиса также есть крупные международные организации: группа Всемирного банка, IBM, Yandex, Cisco, Intel, Autodesk, PwC.

В схожем направлении работает другой сервис – Udemy. Однако, в отличие от Coursera, Udemy предлагает платные онлайн-курсы, которых более 80 тысяч. Цены начинаются от 10,99 доллара. Спектр широкий: здесь можно пройти и начальный курс для яхтсменов, и изучать языки программирования с информационной безопасностью.

Ещё один интересный проект – это краудсорс-площадка EduNet "Образование будущего". На сайте организации говорится, что это "открытое сообщество неравнодушных людей, заинтересованных в формировании новой системы образования и создании комплекса ресурсов для практической работы".

Вместе более 100 экспертов и профессионалов из разных отраслей работают над созданием образовательной экосистемы нового типа, разработкой и созданием новых образовательных и методических подходов и концепций, развитием персональных проектов в образовании. Для этого они уже реализуют проекты, со списком можно ознакомиться на их сайте.

Вузы пытаются конкурировать

Классические высшие учебные заведения также следуют трендам. К примеру, в газете "Коммерсантъ" написали о планах Высшей школы экономики (ВШЭ), которая находится в Москве, заменить традиционные лекции на онлайн-курсы.

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов объяснил это тем, что лекции превратились в "профанацию": их посещаемость низка, а у преподавателей не остаётся времени на исследовательскую работу из-за аудиторной нагрузки. Переход на цифровой формат должен повысить вовлечённость студентов, разгрузить профессоров и в целом поднять качество университетского образования.

По словам Кузьминова, современные онлайн-курсы подразумевают большой объём обратной связи от преподавателя к студенту. При этом университет сохранит за студентами возможность встречаться с преподавателями, если возникает необходимость.

Тем временем, казахстанские университеты переходят на технологии дистанционного обучения и систему part-time. Делают они это из-за отмены в стране системы заочного образования.

"Учебно-образовательные ресурсы будут на цифровых носителях, что позволит вузам широко использовать дистанционные технологии обучения. Таким образом получить второе высшее образование без отрыва от производства смогут и работающие люди", – рассказали в Министерстве образования и науки РК в ответ на запрос Informburo.kz.


Университет Нархоз / Фото с сайта narxoz.kz

У части казахстанских вузов дистанционное обучение было доступно и ранее. Дистанционно второе высшее можно получить, например, в "Нархозе", "Университете КАЗГЮУ" и Казахском аграрно-техническом университете.

В инновационном Евразийском университете, расположенном в Павлодаре, рассказали, что дистанционную технологию обучения предпочитают 9% студентов вуза. Популярность этого направления связывают со следующими факторами:

  • интенсивная цифровизация и развитие интернет-технологий в образовании;
  • большая мобильность для молодёжи и возможность одновременного обучения в Казахстане и за рубежом;
  • увеличение количества обучающихся с особенными потребностями и развитие инклюзивного образования.

Вузы тоже создают инновации

Министерство образования и науки РК, непосредственно курирующее образовательную отрасль, также заинтересовано в развитии инноваций. И заключается это не только во внедрении инноваций, подобных школьной системе Kundelik.

Ведомство стремится стимулировать создание инноваций в вузах. К примеру, в 2016 году запустили совместный со Всемирным банком "Проект стимулирования продуктивных инноваций".

Его задача – повысить значение и количество высококачественных, актуальных для страны исследований, продвинуть идею коммерциализации технологий. Кроме того, проект стимулирует эффективное использование мировых знаний и практик. Бюджет проекта –110 млн долларов, а срок реализации – 2016-2020 годы.

Один из его компонентов направлен на "повышение потенциала существующих офисов трансферта технологий", по нему выбрали 10 офисов коммерциализации и трансферта в крупных университетах. Теперь там должны:

  • обучить 25 тысяч учёных и профессионалов в этой сфере;
  • создать портал по повышению потенциала сотрудников офисов и учёных;
  • организовать сопровождение по проектам коммерциализации.

Для поиска инвесторов и покупателей технологий, оформления сделок привлекают технологических брокеров.

При многих вузах создаются технопарки, инкубаторы и акселераторы, о которых Informburo.kz уже ранее писал. Но почему важно создавать не только частную экосистему инноваций, но и развивать её при вузах?

Читайте также:

Зачем стартапам нужны инкубаторы?

Каноничный пример – Кремниевая долина в США, которая почти стала ассоциацией к слову "стартап". Ключевым моментом в её развитии было создание Стэнфордского индустриального парка. После Второй мировой войны количество студентов в Стэнфордском университете резко увеличилось, и чтобы покрыть растущие расходы, администрация вуза начала сдавать в аренду под офисы большой участок своей земли. Компании, открывшие там офисы, смогли пользоваться лизинговыми инструментами и получили большой приток высококвалифицированных сотрудников из числа студентов Стэнфорда.

В Китае значительная часть инкубаторов и технопарков также работает при вузах и исследовательских центрах. Например, Академия промышленных технологий в городе Харбин в качестве приоритетных направлений выбрала IT-сектор, машиностроение, новые материалы, новую энергетику и охрану окружающей среды. Инноваторам, работающим по этим же направлениям, предоставляют площадки для инкубации, а также инвестиции с объёмом до 250 млн юаней из средств фонда.

Читайте также:

Инкубаторы, трансфер, онлайн-биржи: как в Китае поддерживают инновации

Академия промышленных технологий в Харбине / Фото informburo.kz

Для казахстанских учебных заведений создание инновационных кластеров – дело добровольное и должно финансироваться за счёт внебюджетных источников.

"В соответствии с пунктом 1 Статьи 43-1 Закона РК "Об образовании", организации высшего и послевузовского образования вправе за счёт внебюджетных источников финансирования заниматься созданием технополисов, технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров, центров коммерциализации и трансферта технологий, проектных конструкторских бюро и других структур по профилю деятельности", – говорится в ответе Министерства образования и науки РК за подписью пресс-секретаря Армана Жунусова.

Примеров таких кластеров достаточно много. При столичном Назарбаев Университете действует Astana Business Campus, который объединяет офис коммерциализации, бизнес-инкубатор, техно- и научный парки.

Резиденты Campus могут получить не только офисы, но и консультации по проектам, помощь в привлечении финансирования, проведение маркетинговой экспертизы, поиск и привлечение менторов и бизнес-ангелов.

В технопарке Назарбаев Университета сейчас работают 17 компаний-резидентов. Их деятельность сосредоточена в IT, телекоммуникациях, химико-биологическом направлении, робототехнике, энергетике, энергосбережении и энергоэффективности.


Технопарк Назарбаев Университета / Фото пресс-службы NURIS

Один из резидентов – "Эко стандарт". Это химико-биологическая компания, которая работает над проектом "усовершенствования технологии получения биологического препарата и технологии очистки нефтезагрязнённой почвы". Для этого "Эко стандарт" получила грант от Комитета науки Минобразования и Всемирного банка.

Ещё один резидент – Cleverest Technologies. Компания занимается разработкой систем робототехники и автоматизации. Один из их заказов – робот для "Казпочты", который может автономно развозить почту.

"Во всём мире есть такая практика, что вокруг университетов создаются инновационные кластеры. В них входит не только технопарк, но и офис коммерциализации, офис контрактных исследований, бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы. В Назарбаев Университете это всё началось в 2014 году. Мы пытаемся развивать эффективную предпринимательскую экосистему", – отметил директор технопарка Назарбаев Университета Куаныш Тайшибеков.

Резиденты технопарка получают сразу несколько преимуществ. Во-первых, это доступ к талантам вуза: возможность брать студентов на стажировку или сразу на работу, проводить совместные исследования с профессорами университета. За первые шесть месяцев 2018 года 53 студента прошли практику в компаниях-резидентах, 13 человек устроились на работу. Также были проведены исследования с четырьмя профессорами.

В рамках специальной экономической зоны "Астана Технополис" действуют налоговые преференции. Есть и специальные сервисы: от охраны и бухгалтерии до офиса цифрового прототипирования. Прямо в технопарке можно подать заявку на авторское право или патент.


Лаборатория технопарка Назарбаев Университета / Фото пресс-службы NURIS

Кроме того, компании-резиденты могут участвовать в мероприятиях, которые проходят в технопарке: это различные хакатоны, конкурсы и семинары. Так резиденты могут следить за последними трендами рынка инноваций, сотрудничать с интересными проектами или привлекать новых специалистов к себе на работу.

В Павлодарском государственном университете работает Международная стартап-академия. Она организовывает StartUp Weekend, проводит бизнес-завтраки и вечера, кейс-чемпионаты, информирует студентов о республиканских и международных конкурсах и в целом работает со студентами по части инноваций.

На сайте ПГУ говорится, что за время существования академии – с 2016 года – там было обучено более двух тысяч студентов и 365 резидентов, проведено 36 успешных кампаний.

Кадры решают всё

"Есть мировая статистика, которая показывает, что на базе вузов и нужно развивать поддержку инноваций. Это доказывает весь рынок США, к примеру, та же Кремниевая долина. Там (в вузах. – Авт.) креатив, эксперименты, умение брать на себя риск. Оттуда можно взращивать проекты", – считает директор бизнес-инкубатора MOST Алим Хамитов.

По его мнению, между системой образования и развитием инноваций есть непосредственная связь – потому что обе сферы сфокусированы на молодёжи.

"Именно её можно взращивать как будущих предпринимателей. Чтобы развивать потенциал молодёжи, MOST уже два года работает с регионами, местными вузами. Мы заходим в университеты, инкубаторы, акселераторы. Делимся опытом, который у нас накопился, методологией, материалами", – добавил Хамитов.

Важно обращать внимание на наличие кадров. Развивать их и даже привлекать из-за рубежа можно и в рамках инновационной экосистемы вузов. Генеральный директор сингапурской венчурной компании Rockstarz Asia Джозеф Зиглер отмечает, что половина и даже больше кадров в Кремниевой долине – это иностранцы.

"Половина Кремниевой долины, или даже больше, – это иностранные таланты. Нужно создавать (в стране. – Авт.) такие центры, чтобы привлекать зарубежные кадры, чтобы люди думали об инновациях и думали: "Я хочу инвестировать в Казахстан". Или хотели бы развивать компанию здесь", – рассказал Зиглер на Qazaqstan Technology Forum.

По его словам, в кластерах нужно создавать какое-то уникальное предложение для инноваторов, ценность, которой больше нигде нет. В качестве примера он привёл массовое освоение программирования – чем больше будет в регионе владеющих языками программирования, тем интереснее инновационным компаниям там работать.