Идеальное банкротство: как помочь банковским должникам
Как должен работать институт банкротства физических лиц? Представленный правительством законопроект вызвал резкую критику экспертного сообщества. Министерство финансов как автор законопроекта готово уже сейчас скорректировать предложенные нормы.
Заместитель председателя комитета государственных доходов министерства финансов Кайрат Миятов сообщил, что ряд предложений в законопроект уже внесены.
"Первое предложение было – расширить основания для выезда за рубеж. Основания добавляются – обучение и осуществление трудовой деятельности. Помимо этого, предложили предусмотреть особенности при реализации единственного жилья, являющегося залогом. Мы предлагаем дополнить проект закона уточняющими нормами о соблюдении положений закона об ипотеке, недвижимого имущества и положений Гражданского кодекса, в которых данные особенности уже предусмотрены", – рассказал он в ходе круглого стола, посвящённого обсуждению законопроекта.
Также принято предложение о возможности оплаты за счёт государственного бюджета услуг финансовых управляющих при судебном банкротстве по отдельным категориям должников, которые нуждаются в поддержке государства.
В списке предложений, по словам Миятова, не только нормы, направленные на защиту должников. К примеру, разработчикам поступило предложение об установлении запрета для людей, прошедших процедуру банкротства, на занятие руководящих должностей, и в том числе – быть учредителем или акционером юридического лица, а также ограничения на осуществление деятельности в государственных организациях. Однако Минфин предлагает вернуться к этому предложению уже после начала реализации закона, изучив практику его применения.
Читайте также: Финрегулятор вновь призвал не верить фейкам о кредитной амнистии
По мнению многих экспертов, несмотря на эти дополнения, законопроект в предложенном варианте нельзя назвать эффективным. Руководитель Центра прикладных исследований Talap Рахим Ошакбаев заявил, что "после анализа с разными группами, юристами, теми, кто занимается защитой прав должников, есть консенсусный вывод, что в текущей редакции закон о банкротстве граждан работать не будет".
"Не будет работать практически совсем. Потому что статьи 3, 4 устанавливают несколько очень эффективных барьеров, для того чтобы основная масса должников не заходила на процедуру банкротства, – сказал он. – В первую очередь, пункт 1 статьи 3 говорит о том, что есть требование к должнику: "отсутствует исполнительное производство и возбужденное судом дело по взысканию долга".
"Если вы посмотрите статистику палаты судебных исполнителей, то вы увидите, что за последние три года количество исполнительных производств растёт более чем на 1 млн, – добавил эксперт. – В 2018 году – 2,8 млн исполнительных производств, в 2019 – 3,9 млн, в 2020 – 5,1 млн. Все эти люди лишаются возможности уйти на внесудебный порядок.
Статья 4 явно написана представителями банковского лобби, она чётко выделяет обязательства по договорам банковского займа и микрокредита, по договорам о взыскании задолженности и уступки требований между коллекторским агентством и кредиторами, говоря, что невозможно подать на процедуру внесудебного банкротства, если обязательства не исполнены в течение пяти лет со дня наступления срока их исполнения.
То есть если человек попал в объективно сложную жизненную ситуацию, по которой он платит до 56% вознаграждение микрофинансовым организациям (МФО) и банкам второго уровня по кредитам (потребительским), то он должен в течение пяти лет испытать на себе это давление со стороны кредиторов, коллекторов, быть полностью выключенным из экономического оборота с арестованными счетами. И только после этого законодатель предлагает этим людям прийти на процедуру.
Я уверен, что подавляющее большинство проблемной задолженности, которая сейчас по сути предопределила невероятно острую степень социального неравенства, идёт по потребзаймам, договорам МФО. Люди перекредитовываются.
Система многие годы была сломана в пользу банковского лобби. И сейчас эта ситуация остаётся. Если закон будет принят в подобной редакции, те, кто надеялся на него, надеялся изменить свою судьбу, пожалуйста надежду оставьте, она не изменится", – заявил Ошакбаев.
Руководитель ОФ "Центр поддержки гражданских инициатив" Канагат Такеева убеждена, что запрет на выезд – это недопустимая норма в отношении граждан.
"Если законопроект включает не только банкротство, но и восстановление платёжеспособности, то мы задаемся вопросом, какой механизм здесь будет применяться. Он, конечно, расписан. Но мы считаем, что здесь должна быть заинтересованность не только сторон должника и банка, но и непосредственное участие со стороны государства. Если мы будем смотреть на опыт европейских стран, то в рамках аналогичных процедур банкроты, должники остаются практически ни с чем, они вынуждены жить на улице. Таким семьям, я считаю, необходимо предоставлять арендное социальное жильё, с минимальной арендной платой", – предложила она.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о реализации жилья должника, если оно является единственным, необходимо учитывать соразмерность уже выплаченных сумм, социальный статус должника, и даже площадь этого жилья. "Есть единственное жильё в виде тысячи квадратных метров, где проживают три человека, и 42 квадратных метра, где проживают пять членов семьи", – отметила Такеева.
Профессор департамента частного права Университет КАЗГЮУ имени Нарикбаева Естер Бабаджанян также заявила о недопустимости таких положений законопроекта как запрет на выезд и ограничения трудовой деятельности.
"Это неприемлемо в процедуре банкротства. Давайте исходить из того, что банкротство – это не правонарушение, это не преступление. Это естественная процедура, связанная с неплатёжеспособностью человека. И запугивать его уже сейчас какими-то неблагоприятными последствиями, которые ограничивают, в том числе, его конституционную свободу передвижения или занятие государственных должностей и так далее, неправильно", – подчеркнула юрист.
Проект закона "О восстановлении платёжеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан" пока еще находится на публичном обсуждении. Министерство финансов как разработчик обещает учесть все мнения представителей общественности, с тем чтобы создать в стране действительно эффективный институт банкротства физических лиц.
Читайте также:
- Сумма выданных казахстанцам потребительских кредитов выросла на 40% за год
- Потребительское кредитование планируют ограничить: зачем это нужно
- Алмас Чукин: Закредитованность населения как следствие бедности – серьёзная проблема