В феврале мы запустили рубрику "Хочу работать в...", рассказав об условиях труда и корпоративной культуре казахстанского офиса корпорации Microsoft. В марте же мы отправились в центральный офис Technodom в Алматы, чтобы выяснить, кто и как там работает, на чём строится корпоративная культура и как становятся топ-менеджерами компании, лидирующей в сфере электроники в Казахстане.

Сервис должен быть качественным не только по отношению ко внешним клиентам, но и ко внутренним

В Technodom работает около 6 тысяч человек. Большинство задействованы в розничной торговле: это продавцы, кассиры и товароведы в магазинах Technodom в 27 городах Казахстана и в Бишкеке. Они главная движущая сила компании, от их эффективности зависит коммерческий успех. В центральном офисе в Алматы работают 400 сотрудников, которые поделены на департаменты: коммерческий, электронной коммерции (онлайн-магазин и умные каналы продаж) маркетинг, финансы, управление персоналом, юридический и IT. Около 300 сотрудниц – в декретном отпуске. Остальные – вспомогательный персонал: доставка, склады, образовательный центр, сервисный центр и даже собственная типография для печати рекламной продукции.


Фото Романа Лукьянчикова


Фото Романа Лукьянчикова

У компании централизованный подход к бизнесу. По словам руководства, это облегчает контроль прозрачности процессов в бухгалтерии, кадровом управлении, финансах, юридических вопросах и в других ключевых функциях. Сервис – одна из стратегических компетенций для компаний, работающих в сфере розничной торговли, но часто качество сервиса измеряется только по отношению к внешним клиентам компании.

В Technodom же считают, что сотрудники – это тоже клиенты, только внутренние. Хорошему сервису руководство Technodom в 2013 году училось у Джона Шоула – всемирно известного консультанта по культуре первоклассного сервиса.

Превосходный сервис – это когда удаётся превзойти ожидания клиента, поэтому HR-департамент Technodom старается сделать для сотрудников чуть больше, чем полагается по трудовому законодательству: вместо пяти неоплачиваемых дней на свадьбу – три оплачиваемых и два неоплачиваемых, материальная помощь в случае гибели близкого человека, беспроцентные займы для сотрудников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и для тех, кто хочет совмещать работу и высшее образование, а ещё товарные кредиты на продукцию Technodom со скидкой.

Для компании крайне важно давать зарплату пятого числа в обещанном размере, поэтому специалистам из отдела кадрового администрирования иногда приходится работать сверхурочно. Чтобы отладить процесс, отдел зарплаты из бухгалтерии даже перенесли в департамент кадрового управления.


Департаменты коммерции и маркетинга на третьем этаже центрального офиса Technodom / Фото Романа Лукьянчикова


Кухня на втором этаже офиса / Фото Романа Лукьянчикова

Все потенциальные сотрудники Technodom сдают тесты на выявление когнитивных способностей

HR-специалисты говорят, что SHL-тесты не рассчитаны на выявление профессиональных навыков. Гораздо важнее понять, насколько человек обучаем и открыт для нового опыта и знаний. Тесты разные для специалистов технических и творческих специальностей. В первом случае упор делается на вычислительные операции, а во втором – на вербальные. Если два кандидата показывают одинаковые результаты SHL, рекрутеры смотрят на скорость прохождения тестов и отдают предпочтение более динамичным специалистам.

Средняя годовая текучка кадров на рынке розничной торговли в Казахстане – 78%. Это касается продавцов. В Technodom в 2017 году этот показатель держится на уровне 40%, хотя ещё в 2014 был 90%.

Почему текучка такая высокая? Во-первых, большинство продавцов в рознице – молодые люди, которые приходят подработать в свободное от учёбы время и редко видят перспективы карьерного роста. Во-вторых, нужно учитывать, что фиксированная часть зарплаты невысокая, потому что основная часть состоит из бонусов от продаж. Многие чувствуют недоверие к такой системе, хотя в Technodom нередко продавец в месяц зарабатывает на бонусах, как менеджер среднего звена, но в других розничных компаниях система работает иначе. В-третьих, это физически и психологически сложно. В некоторых регионах привлекать кадры сложнее, чем в других. Например, в Атырау сложно найти продавцов. Рекрутеры Technodom связывают это с нефтяной спецификой отрасли и высоким средним уровнем зарплат.

О том, как можно из продавца вырасти в топ-менеджера, может рассказать карьерный путь Антона Сударикова. Устроившись после армии продавцом в один из первых магазинов Technodom в 2004 году, Антон дорос до позиции директора по розничным продажам в компании, которая с тех пор выросла во много раз и изменила отрасль.


Антон Судариков, директор отдела розничной торговли Technodom / Фото Романа Лукьянчикова

Антона уже тогда, в отличие от большинства молодых продавцов, интересовала выкладка товара, его наличие в магазине и клиентский сервис – как ему тогда казалось, только ради увеличения собственных продаж и, как следствие, бонусов. Через восемь месяцев Антон отправился в первую командировку в Караганду, чтобы открывать там с командой магазин и уже тогда понял, какое удовольствие получает от тяжёлой оперативной работы во время запуска новых магазинов, как ему нравится продумывать систему мотивации персонала, оптимизировать процессы и менеджмент. Карьерный рост не заставил себя ждать: вскоре Антон стал директором одного магазина, затем другого, а затем региональным менеджером – работа заключалась в наведении порядка в существующих магазинах и в запуске новых. За 14 лет работы в Technodom Антон три раза переезжал: сначала в Павлодар, потом на шесть лет в Астану, а затем вернулся в Алматы.

"Я из продавцов, а продавцы – народ алчный. Я пришёл в компанию зарабатывать деньги и не рассчитывал стать топ-менеджером. У меня была семья, а квартиры в Алматы не было. Думал, что у начальника наверняка есть свой сын, который и станет директором. Но всё сложилось иначе", – говорит Антон.


Сотрудники департамента кадрового управления Technodom / Фото Романа Лукьянчикова

Вернёмся к тезису о текучке. В центральном офисе текучки почти нет, зато есть много нетипичных должностей. Например, в обязанности менеджера по управлению талантами входит раскрытие потенциала сотрудников, путём выявления талантов в кадровом резерве компании. К примеру, все супервайзеры и директора магазинов Technodom – бывшие продавцы, в которых управление талантами компании разглядело менеджерские данные. Здесь есть флорист – чтобы создавать уют и красоту в офисе, специалист по привлечению кадров в диджитал-департамент, а ещё специалист, занимающийся внутренними и внешними благотворительными проектами компании. Открыта вакансия коуча-психолога, но специалист пока не нашёлся.

"Вакансии есть всегда – компания динамичная и постоянно растёт," – признаются HR-менеджеры. О всех вакансиях можно узнать на странице Technodom на hh.kz. Сейчас их 91. А ещё всегда можно написать представителям кадрового отдела на cv@technodom.kz. На ту же почту можно писать, если вы хотите пройти стажировку.

У руководителей департаментов рабочие места оборудованы для возможности работать стоя. Так удобнее наблюдать за работой отдела и быстрее отвечать на потребности подчинённых, но нет отдельных офисов, так что сотрудники всех рангов сидят в общем оупэнспейсе, где рабочие места разделены лёгкими перегородками. Капитальный ремонт офиса уже сделали на третьем этаже, где находятся департаменты коммерции и маркетинга, и на втором, где расположились HR, IT и бухгалтерия. Этажи отличаются интерьерными решениями и системами шумоподавления. Ремонта ожидают первый и четвёртый этажи. В планах – проекты китчен-студии и спортивного центра для сотрудников.