АО "Химфарм" с торговой маркой SANTO Member of Polpharma Group (компания SANTO) – крупнейший производитель лекарственных препаратов в Казахстане. В 2017 г компания отметила 135-летие. SANTO занимает лидирующее место среди казахстанских фармацевтических производителей и производит половину всех отечественных препаратов: более 140 наименований в форме инъекций, инфузий, порошков, таблеток, капсул, порошков в саше-пакетиках, нестерильных растворов и сиропов. Глобальная задача SANTO – обеспечить казахстанцев качественными и доступными лекарствами. Сотни сотрудников работают над этим каждый день.



Всё началось с производства сантонина 135 лет назад

Заводу SANTO в Шымкенте 135 лет. Всё началось в 1882 году с производства препарата "Сантонин" из уникальной шымкентской лекарственной травы – цитварной полыни. Уже тогда продукт экспортировали в Европу и Азию, пополняя казну Российской империи золотыми рублями. В советское время завод важной частью фармацевтической индустрии, производя сырьё для крупных фармацевтических предприятий России, Белоруссии и Украины.



С обретением Казахстаном независимости завод не только не утратил своей роли в фармацевтической промышленности, но и открыл новые горизонты, став предприятием по производству готовых лекарственных форм вместо субстанций. Стране нужны были собственные лекарства. Возможности расширились в 2011-м, когда компания стала частью группы европейских компаний Polpharma. С этого момента на заводе начался глобальный процесс модернизации производственных мощностей в соответствии с международным стандартом качества GMP. Стоит отметить, что уже ввели в эксплуатацию четыре новых цеха. Инвестиции в производство и сотрудников за семь лет превысили 100 миллионов долларов.

Читайте также:

От целебных трав до биотехнологий: Полная история казахстанской фармации


Компании приходится много работать над имиджем не только своим, но и всего отечественного фармпроизводства. Фарминдустрия только начинает развиваться, и ей сложно конкурировать с известными зарубежными игроками. Что позволяет побороть стереотипы? Высокое качество продукции и внедрение технологий – так считает директор завода SANTO Рустам Байгарин.


Директор завода SANTO в Шымкенте Рустам Байгарин

SANTO – часть международной европейской группы, в которую входят не только польские предприятия, но и заводы, исследовательские центры и торговые компании в Испании, России и Казахстане, офисы Polpharma работают в Европе и Азии. Включение SANTO в европейскую группу повлияло не только на технологии, но и на управление компанией – в Казахстан приехала интернациональная команда, помогающая эффективно настраивать процессы.


Ижи Урбанец, генеральный директор компании SANTO и Артем Бадагов, директор по работе с персоналом компании SANTO / Фото Informburo.kz

Компания SANTO функционально разделена на две части: производственную, которая базируется в Шымкенте, и коммерческую, центральный офис которой находится в бизнес-центре "Нурлы-Тау" в Алматы. Ещё есть офис в Астане и представители во всех регионах Казахстана. На разных функциях в производстве задействовано 950 человек, ещё 200 – в коммерческом офисе. В алматинском офисе работает большая команда профессионалов – это отделы маркетинга, продаж, дистрибуции, финансисты и юристы, отделы по связям с общественностью и HR. В HR-департаменте работает 17 человек: пять – в Алматы и ещё 12 – в Шымкенте.


Артём Бадагов, директор по работе с персоналом компании SANTO

Чтобы понять, как устроена компания, мы сначала поговорили с руководителем HR-департамента Артёмом Бадаговым в алматинском офисе SANTO в бизнес-центре "Нурлы-Тау", а затем отправились на завод, чтобы своими глазами увидеть и запечатлеть, как работают сотрудники завода.

Артём рассказал, как отбираются кадры, каким должен быть кандидат и в чём заключается глобальная цель компании.

Артём Бадагов: Слоган нашей компании – "Люди заботятся о людях", из чего становится понятно, что нам важны не только потребители лекарств, которые мы производим, но и те люди, которые задействованы в производстве и продаже. На этом принципе строятся HR-практики – они у нас классические.

– Для того, чтобы работать в SANTO, обязательно нужно иметь высшее медицинское образование?

– Для людей, которые задействованы на производстве и работают непосредственно в цехах, это обязательное требование – базовое медицинское или химическое образование. Это правило распространяется и на сотрудников, задействованных в исследованиях и контроле качества на производстве. Цена ошибки высока, поэтому даже если мы берём на производство человека с профильным образованием, он проходит довольно серьёзное обучение, прежде чем приступает к работе на нашем оборудовании.

Длительность обучения определяется матрицей рисков: чем выше риски, тем дольше сотрудник обучается и серьёзнее экзамены сдаёт, ведь его потенциальная ошибка может повлечь последствия для большого количества людей. В среднем обучение занимает от двух недель до двух месяцев. Но и в последующем сотрудники постоянно пополняют свои знания на практике, проходят различные тренинги.

В этом году мы подтвердили стандарты производства лекарственных препаратов GMP (Good Manufacturing Practice), а они предполагают множество регулирующих правил: например, то, с какой скоростью сотрудник перемещается внутри цеха, может повлиять на разряженность воздуха и, соответственно, на качество лекарства, которое в этот момент смешивается или разливается.

Многие из сотрудников в коммерческом офисе имеют медицинское образование. Это преимущество, но не обязательное требование. Для сотрудников отделов маркетинга и продаж у нас есть программы обучения, которые обеспечивают постоянное повышение профессиональных знаний.

Читайте также:

Лев Лумельский: Казахстанцы не осознают, что SANTO – одно из самых технологичных предприятий в регионе

Ижи Урбанец: SANTO развивается намного быстрее, чем фармрынок страны в целом

– Сложно ли привлекать кадры в фармацевтической отрасли в Казахстане?

– Война на кадровом рынке за хороших маркетологов в фармотрасли была всегда. Она продолжается, но нашей компании есть что предложить, поэтому серьёзных сложностей мы не испытываем. В SANTO зарплата выше средней, много возможностей повысить квалификацию за счёт тренеров из Европы, благодаря тому, что мы часть европейской фармгруппы.

Людей мотивирует и разветвлённая система бонусов: их получают у нас все, но KPI у каждого подразделения индивидуальный, состоящий из трёх-пяти критериев.

Всем сотрудникам предоставляется медицинская страховка. Мобильная связь и служебный автомобиль предусмотрены для должностей, подразумевающих мобильность. Для всех сотрудников завода в Шымкенте в шаговой доступности организована столовая с субсидируемым питанием, а для производственников ежегодно выделяются бесплатные путёвки на отдых в казахстанских домах отдыха и пансионатах. Всё это позволяет привлекать ценные кадры и прививать им лояльность.



В Казахстане есть сложности с поиском технических специалистов для производства. Я сейчас даже не о фармацевтике говорю, а о поставке воды, воздуха, пара, поддержании идеальной температуры в цехах – без этого невозможно соблюсти стандарты GMP. В Казахстане немного крупных производителей лекарств, поэтому нет какой-то базы, откуда бы мы могли привлекать персонал. В то же время молодёжь не очень активно идёт в производство. Возможно, потому что не знает о том, что выпускники инженерных технических вузов очень востребованы и компании могут предложить им и стабильную работу и постоянное развитие своих знаний и навыков.

Мы видим два выхода из ситуации: пропагандировать среди молодёжи обучение техническим специальностям и развивать внутреннее обучение. Мой KPI на 2018 год на 90% состоит из показателей по развитию и обучению сотрудников компании.

– А как узнать об открытых вакансиях в SANTO?

– Мы пользуемся стандартными методами: публикуем список открытых вакансий на корпоративном сайте и на сайте hh.kz. Там же есть подробный список требований и возможность отправить резюме.


Сотрудники научно-исследовательского испытательного центра завода SANTO в Шымкенте

– Как вы оцениваете уровень удовлетворённости сотрудников в компании?

Последний опрос среди сотрудников провели в конце 2017 года. Он стандартизированный для всех компаний Группы Polpharma – методологию разрабатывали наши западные коллеги. Наши сотрудники оценили удовлетворённость условиями труда на 5,6 балла из 6 возможных – это высокий результат, но он не означает, что можно больше ничего не делать, поэтому на 2018 год у нас запланирована масштабная программа по обучению менеджеров среднего и высшего звена. В программе – обучение умению работать в команде, делегированию, лидерству и другим необходимым для руководителей навыкам. Обучение будет поделено на несколько модулей в течение года, а тренеры будут приезжать из Польши.



– Сложно ли привлекать кадры на завод в Шымкент?

– На заводе работает много людей, есть даже династии. Так как завод всегда был градообразующим предприятием, у нас есть сотрудники, которые работают в третьем-четвёртом поколении.

Наш директор завода Рустам Байгарин – один из таких сотрудников. Если сложить трудовой стаж всей его семьи, работавшей на этом предприятии с дореволюционного времени начала ХХ века, получится более ста лет. Он настоящий патриот предприятия.

Местные медицинские учреждения всегда сотрудничали с заводом, готовя будущий кадровый резерв для стратегического предприятия, и эту традицию мы продолжаем: по сей день есть несколько совместных программ с институтами и колледжами. Мы принимаем много студентов на стажировку. Многие из них в последующем становятся нашими сотрудниками.



– Внедряете ли вы новые технологии и практики в HR в компании SANTO?

– Да. Во-первых, мы внедряем облачную HR-систему Workday, где у каждого сотрудника будет профайл с указанием контактов, должности, отдела, структуры подчинения, с информацией о его карьере в компании. Также в систему Workday заносятся ключевые цели каждого сотрудника на календарный год, приоритеты выполнения задач, планы развития специалиста.

Эта информация доступна сотрудникам департамента по работе с персоналом и непосредственному начальнику – он сверяется с ней, чтобы рассчитать бонусы. Там много других функций, которые помогают автоматизировать и оптимизировать коммуникацию между и внутри отделов.

Кроме того, на заводе внедряем "зелёные" практики: закупили велосипеды для передвижения по заводу, ведь территория большая, на всех принтерах установлена двусторонняя печать, где, возможно, установлены энергосберегающие лампочки, ресепшн собирает батарейки для правильной утилизации, на территории завода установлены баки для раздельного мусора. Во всех конференц-залах есть возможности для видеоконференций. Учитывая, что регион присутствия компаний большой, это позволяет оптимизировать затраты на поездки и лишний раз не загрязнять окружающую среду.



– На какие подразделения поделены сотрудники на заводе в Шымкенте?

– Во-первых, это логистика – нам нужно доставить на завод все субстанции и упаковочные материалы для препаратов, которые мы производим. Затем у нас есть НИИЦ – научно-исследовательский испытательный центр, который занимается разработкой новых продуктов и усовершенствованием уже хорошо известных. Они задают стандарты для производства. SANTO – единственное в Казахстане фармацевтическое предприятие, которое обладает собственным крупным R&D (Research & Development) центром, где ведётся разработка лекарств. Это вклад в научный и интеллектуальный потенциал страны. В НИИЦ работают 17 человек – это лаборанты, аналитики. Больше всего сотрудников завода задействовано в производстве. Они поделены на три цеха: по производству инъекционных растворов и инфузий, асептической рассыпки порошков антибиотиков, твёрдых пероральных лекарственных средств. А ещё есть сотрудники, работающие в департаменте контроля качества, бэк-офис и технологи.