"Хэллоуин" – почему стоит посмотреть классический ужастик 1978 года
На киноэкраны вышел фильм "Хэллоуин" – продолжение классического ужастика 1978 года. Informburo.kz рассказывает, почему спустя 40 лет всё ещё стоит смотреть оригинал, и что нужно знать перед просмотром сиквела.
Зачем смотреть "Хэллоуин" 1978 года?
Сюжет. Оригинальный "Хэллоуин" начинается с того, что шестилетний мальчик Майкл Майерс жестоко убивает собственную сестру. 15 лет он проводит в психиатрической лечебнице, а затем сбегает в канун Хэллоуина. На следующий день он возвращается в родной городок Хэддонфилд, чтобы продолжить убивать. Его целью становится подрабатывающая няней 17-летняя школьница Лори Строуд и её одноклассницы.
Начало успешной карьеры: фильм примечателен хотя бы тем, что он ранняя, третья в карьере полнометражная работа Джона Карпентера. "Хэллоуин" был только началом целого ряда культовых лент, которые режиссёр выпустит в период с середины 70-х по середину 90-х. В их число входят ставшие классикой картины "Побег из Нью-Йорка", "Нечто", "Большой переполох в маленьком Китае" и "Чужие среди нас". Помимо этого, "Хэллоуин" также стал одной из первых ступеней в карьере оператора Дина Канди. Впоследствии он приложит руку к таким громким проектам как "Назад в будущее", "Кто подставил кролика Роджера", "Парк юрского периода" и "Аполлон-13". Ещё, "Хэллоуин" был дебютом для актрисы Джейми Ли Кёртис, которая затем станет звездой фильмов "Рыбка по имени Ванда", "Правдивая ложь" и "Чумовая пятница".
Фильм был кассовым хитом. "Хэллоуин" стал для Карпентера первым большим успехом. До этого он был больше всего известен благодаря малобюджетному триллеру "Нападение на 13-й участок". Фильм мало заработал в прокате, зато отлично показал себя на фестивалях по всему миру. Это позволило Карпентеру быть замеченным продюсерами, которые выделили ему около 300 тысяч долларов на проект о психопате-убийце. "Я хотел сделать киноленту, которая по своему влиянию соответствовала бы "Изгоняющему дьявола", – будет вспоминать продюсер Ирвин Ябланс. Конечный результат превзошёл все ожидания: "Хэллоуин" стал самым прибыльным независимым фильмом в истории, заработав более чем в 200 раз больше, чем было затрачено на производство. Мировые кассовые сборы составили 70 миллионов долларов при минимальных рекламных усилиях – успех картины был обусловлен передававшейся из уст в уста молвой.
Культовое кино. "Хэллоуин" быстро обрёл культовый статус и вошёл в историю. О глубоком и устойчивом культурном эффекте ленты говорит хотя бы тот факт, что она стала началом долгоиграющей франшизы из 11 фильмов, куда входит 8 продолжений, а также ремейк 2007 года, который в свою очередь также обзавёлся сиквелом. В 2001 году Американский институт кино поставил "Хэллоуин" на 68-е место в списке "100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет". Ассоциация кинокритиков Чикаго назвала киноленту третьей самой страшной в истории. "Хэллоуин" стал одним из 500 лучших фильмов по версии журнала Empire и одним из 100 лучших по версии издания Total Film. В 2006 году Библиотека Конгресса США включила картину в Национальный реестр фильмов за "культурную, историческую или эстетическую значимость".
Классика жанра. Лента Карпентера оказала значительное влияние на фильмы ужасов, а в частности на поджанр – "слэшер". В общих чертах слэшерами называют ужастики, которые фокусируются на том, как психопат по одному убивает группу героев, чаще всего с помощью какого-либо острого орудия. Отсюда и название, происходящее от английского слова "slash", обозначающего нанесённый размашистым ударом порез. Среди ранних представителей поджанра называют фильмы "Чёрное рождество" и "Техасская резня бензопилой" 1974 года. Но с удивительного кассового успеха "Хэллоуина" начался так называемый Золотой век слэшеров, продлившийся с 1978 по 1984 год. За этот период было снято более ста схожих фильмов, включая породившие собственные успешные франшизы ленты "Пятница, 13-е" и "Кошмар на улице Вязов". Многие из художественных элементов "Хэллоуина" затем стали канонами жанра. К примеру, режиссёр "Пятницы, 13-е" Шон Каннингем не скрывает, что на создание своей картины его вдохновила именно работа Карпентера.
Майкл Майерс – воплощение зла. Одним из ключевых факторов в успехе "Хэллоуина" является главный антагонист Майкл Майерс, который за 40 лет успел стать частью поп-культуры. Парадоксально, но устрашающим этого злодея делает тот факт, что зрителю о нём почти ничего неизвестно – даже его лицо появляется в кадре лишь на пару секунд. В титрах фильма этот персонаж вообще значится просто как "Тень". Создавая Майерса, Карпентер вдохновлялся воспоминаниями о том, как во время изучения психологии в университете посещал психиатрическую лечебницу, где видел 12-летнего мальчика с шизофреническим, "действительно зловещим взглядом". Это воспоминание побудило режиссёра создать олицетворение абсолютного зла – жестокого, вездесущего и беспричинного. Тот факт, что Майерс на протяжении всего хронометража носит белую маску и не произносит ни одного слова, лишает его всяких человеческих черт и позволяет зрителю проецировать на него любые собственные страхи. Согласно исследованию, проведённому психологами из Калифорнийского государственного университета, Майкл Майерс был назван респондентами кино-чудовищем, которое больше всего воплощает чистое зло.
Хичкоковский уровень саспенса. В первую очередь "Хэллоуин" и сейчас достоин просмотра, потому что это просто-напросто хорошо сделанное кино. Небольшой бюджет заставляет режиссёра ограничить масштаб действия, но фильм не смотрится дешёвым или скучным. Всё потому, что сюжет не тратит времени на долгую экспозицию и стартует с места в карьер – через 10 минут экранного времени Майкл Майерс уже совершает побег. Примечательно, что для слэшера в ленте сравнительно мало экранного насилия. Вместо этого Карпентер делает упор на саспенс – тревожное ожидание будущих событий, что побудило критиков на лестные сравнения ленты с классическим фильмом ужасов "Психо" мастера саспенса Альфреда Хичкока. Такой подход избавляет фильм от нужды в чрезмерном насилии: мимолётное появление вдалеке зловещей фигуры в маске уже заставляет зрителя испытывать страх от ожидания следующего шага убийцы.
Мастерская режиссура. Пугающий эффект "Хэллоуина" во многом обусловлен мастерством Карпентера. Основное действие происходит на территории одной улицы с частными домами. Такой заурядный и непримечательный сеттинг оказывается плодотворной почвой для нагнетания ужаса благодаря игре с силуэтами и тенями, а также умелому использованию передних и задних планов, когда зрителю известно больше, чем будущей жертве. Отдельного упоминания достойны кадры, которые показывают мир глазами персонажей. Когда это применяется по отношению к героям, зритель получает возможность вовлечься и на своей шкуре почувствовать страх перед лицом опасности. А когда камера выступает от лица злодея, это подчёркивает беззащитность ничего не подозревающих жертв.
Один из лучших хоррор-саундтреков. Все усилия Карпентера-режиссёра были бы тщетны, если бы не работа Карпентера-композитора. Постановщик признаётся, что когда он во время монтажа показал версию фильма без музыки одной из топ-менеджеров студии 20th Century Fox, та не испытала никакого испуга. Тогда он решил, что нужно "спасать картину с помощью музыки". И за три дня собственноручно написал саундтрек. Исполненный на синтезаторе результат, состоящий из незамысловатых фортепианных мелодий, оказался таким же, как и сам фильм – прямолинейным, но эффективным. А главная тема ленты, звучащая ещё в начальных титрах и затем не раз появляющаяся вместе с приходом Майкла Майерса, осталась в истории как одна из лучших мелодий из ужастиков.
Что нужно знать перед просмотром "Хэллоуина" 2018 года?
Фильму Карпентера исполнилось уже 40 лет, но рождённая им франшиза всё ещё продолжает развиваться. Новый "Хэллоуин" является прямым продолжением оригинала 1978 года, и игнорирует все предыдущие сиквелы. По сюжету, происходящему в наше время, Майкл Майерс провёл все эти годы под стражей, в полном молчании. Но когда в канун Хэллоуина его решают перевести в другую лечебницу, он вырывается на свободу и направляется в Хэддонфилд, чтобы снова открыть охоту на людей. К счастью, выжившая после его первой атаки Лори Строуд провела всю свою жизнь готовясь вновь встретиться с Майерсом и наконец убить его.
Постановщиком фильма является Дэвид Гордон Грин, известный как по комедиям для широкой публики ("Ананасовый экспресс", "Нянь"), так и по обласканным критиками драмам ("Джо", "Сильнее"). Сценарий написан Грином в соавторстве с известным по комедийным ролям актёром Дэнни Макбрайдом ("Успеть за 30 минут", "Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски"). Макбрайд ранее участвовал в написании сценария для комедии Грина "Храбрые перцем", в которой также сыграл одну из главных ролей. Оба признаются, что являются фанатами "Хэллоуина" 1978 года и хотели в новом фильме "вернуться к тому, что делало оригинал столь хорошим".
Режиссёр оригинала Джон Карпентер выступил как креативный консультант, композитор и исполнительный продюсер продолжения. Все самые главные решения сиквела были приняты исключительно с одобрения Карпентера. Спродюсировал новую ленту король малобюджетных фильмов ужасов Джейсон Блум, ответственный за такие хоррор-хиты как "Паранормальное явление", "Астрал" и "Судная ночь".
Для тех, кто решил посмотреть новый "Хэллоуин" и не видел оригинала, вот всё, что нужно знать перед просмотром (внимание, возможны спойлеры фильма 1978 года):
Место действия – Хэддонфилд, небольшой городок, в основном состоящий из коттеджей. Это мирное место, где проживают люди среднего класса, поэтому полиция немногочисленна и не очень эффективна, а родители по вечерам, не беспокоясь, оставляют детей с няней.
Психиатр. В оригинале за Майклом Майерсом с детства наблюдал психиатр доктор Лумис, который заключил, что его пациент является "чистым и несомненным злом" и в конце спас Лори от убийцы, выстрелив в него. В сиквеле место Лумиса занял его ученик – доктор Сартэйн.
Героиня. В оригинале Лори Строуд – умная, но застенчивая 17-летняя школьница, которая, в отличие от подруг, не решается заводить отношения и спать с одноклассниками. Конечно, в сиквеле ей уже 57 лет, и её характер сильно изменился.
Внешний вид злодея. В первом фильме, сбежав из лечебницы, Майкл убивает автомеханика и переодевается в его серую рабочую униформу. Затем он крадёт из магазина белую маску, которую не снимает до конца фильма.
Слабые стороны злодея. Майерс не разговаривает и носит характерную маску – он действует прямолинейно, и не может затеряться в толпе или обмануть кого-либо. Он всю жизнь провёл взаперти, поэтому каких-то знаний о современном мире у него нет. Также он предпочитает передвигаться медленно и не переходит на бег.
Сильные стороны злодея. Майерс обладает большой физической силой: он может легко выломать дверь или одним ударом руки разбить окно автомобиля. Также он крайне живуч: в первом фильме он пережил ножевое и несколько пулевых ранений.
Любимое оружие злодея – кухонный нож.
Способ убийства. Майерс в основном убивает ножом, но может и задушить. Также у него есть своё извращённое "чувство юмора": он может пугать своих жертв перед убийством или сделать с их телами нечто жуткое – например, прибить труп к стене ножом.
Выбор жертв. Майерс совершил первое убийство в 6 лет: он зарезал старшую сестру, после того как на Хэллоуин она решила заняться сексом со своим парнем, вместо того чтобы следить за братишкой. В оригинале он подбирал жертв, похожих на сестру: подрабатывающих нянями девушек старших классов, в особенности сексуально активных.