Гражданин – сердце всех цифровых сервисов. Что обсуждают на Digital Almaty – 2023
2-3 февраля в Алматы проходит V юбилейный Международный цифровой форум "Digital Almaty: цифровое партнёрство в новой реальности". Главной темой форума стали современные глобальные вызовы развития индустрии инновационных технологий.
На торжественном открытии форума с приветственными словами выступили министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин и аким Алматы Ерболат Досаев.
"Digital Almaty уже стал уникальной площадкой, где встречаются представители бизнеса, международные эксперты, IT-сообщество. Одним из ключевых наших приоритетов является развитие отрасли информационных технологий. Казахстанский IT-рынок – это уже более 10 тысяч компаний и 150 тысяч занятых в отрасли. Один человек, работающий в IT-индустрии, создаёт три рабочих места в смежных отраслях", – сказал Багдат Мусин.
Аким Алматы Ерболат Досаев в своём приветствии подчеркнул, что Алматы как крупнейший мегаполис Казахстана уверенно двигается в фарватере цифровых трансформаций. Уровень проникновения цифровизации в городе является одним из самых высоких в Казахстане: 96% государственных услуг оказываются в цифровом формате и этот показатель постоянно растёт.
"Важными проектами для дальнейшего развития Алматы являются и другие системные платформенные решения, которые позволят улучшить управление городом. Это Единое хранилище данных города, Единая платформа геоаналитики. Единая система видеомониторинга уже в этом году покроет до 80% Алматы. И это не цифровизация ради цифровизации, а прежде всего создание комфортной городской среды и обеспечение безопасности наших горожан и гостей города", – подчеркнул Досаев.
Цифровая трансформация государственного управления
В Казахстане одним из драйверов цифровой трансформации стало именно госуправление. Страна занимает 28-е место в мировом рейтинге ООН по развитию электронного правительства. При этом особенность создаваемых сервисов в Казахстане – их человекоцентричность.
Багдат Мусин отметил, что сейчас государство проводит активную работу по цифровой трансформации не только отраслей экономики или общих процессов, но и бизнес-процессов всех этапов жизненного цикла гражданина.
В этом помогает проект Smart Data Ukimet, набирающий обороты в Казахстане. К нему подключено уже около 80 баз данных. Данные о 6,3 млн казахстанских семей стекаются в единую базу данных, и по различным параметрам (таким как кредитная нагрузка, доходы, количество членов семьи и так далее) государство оценивает жизненные ситуации семей и принимает решение, какая именно помощь нужна каждой из них.
"Цифровая карта семьи – это всего лишь начало. Наша цель – создать invisible government (невидимое правительство. – Авт.). Для этого мы переведём потребности при каждой жизненной ситуации граждан в проактивный формат, когда им не нужно будет лично взаимодействовать с представителями государства, а можно будет получить цифровые госуслуги и сервисы в мобильном приложении e-gov, или в тех мобильных приложениях, которые они выберут", – рассказал Багдат Мусин.
Он подчеркнул, что многие госсервисы уже сейчас доступны гражданам в проактивном формате, а e-gov mobile становится всё более востребованным приложением. Ежемесячно им пользуются 2,5 млн, а ежедневно – 200 тысяч казахстанцев, в нём реализованы 20 цифровых документов.
Министр привёл QR-подписание в качестве яркого примера реализованной цифровой возможности. Для того чтобы зайти в судебный кабинет, подписать документы на ипотеку в Отбасы банке и для многого другого, теперь не нужно носить с собой электронную цифровую подпись (ЭЦП) на флешке, вспоминать пароли и думать, как установить её на компьютер. Достаточно через e-gov mobile отсканировать QR-код. Также он пообещал, что в этом году реализуется возможность оформлять онлайн декретные выплаты за 1 час вместо 15 дней (о таком среднем времени получения госуслуги сообщили представители фокус-групп).
Однако Багдат Мусин подчеркнул, что министерство развивает IT-индустрию не только на базе электронного правительства, но и даёт доступ всем компаниям, желающим интегрироваться, чтобы предоставлять государственные услуги. "Мы, скорее, enabler (дающий возможность. – Авт.), активатор для всей индустрии", – пояснил министр.
Одними из тех, кто откликнулись и активно предоставляют госуслуги, стали банки. Главное, что они стараются делать, – это упрощать процессы. Банки традиционно профессиональны во фронтальном взаимодействии с клиентами, имеют опыт в создании удобных мобильных приложений. Цифровые документы, регистрация бизнеса, переоформление авто – эти сервисы доступны в приложениях казахстанских банков, и Казахстан здесь в авангарде развития цифровой отрасли, опережая развитые страны.
"В построении бизнеса мы опираемся на то, что люди хорошие. Не верим, что они, например, не хотят платить налоги. Если мы сделаем классный сервис, простой и понятный, чтобы каждый из нас не боялся заполнить налоговую форму, я думаю, что собираемость налогов вырастет в разы", – прокомментировал глава и сооснователь Kaspi.kz Михаил Ломтадзе.
Что будет на Digital Almaty-2023
В первый день участники дискуссий обсудят индустрию цифрового майнинга в Казахстане, цифровую трансформацию государственного управления, перспективы развития криптобирж, вопросы кибербезопасности и технологии в сфере образования.
Второй день форума начнётся с пленарного заседания, в работе которого примут участие главы правительств стран ЕАЭС. В ходе панельных сессий участники форума обсудят развитие технопарков, тренды корпоративных инноваций, вопросы регулирования данных на цифровых рынках, креативные индустрии и цифровизацию для общественного блага.
В рамках форума состоятся:
- выставка индустрии 4.0;
- Astana Hub Battle;
- технологический марафон;
- выставка стартапов;
- международный чемпионат по детской робототехники;
- IT-премия Digital Almaty Awards;
- подведут итоги конкурса цифрового развития предприятий Tech Garden Awards.