Граффити и муралы, когда-то считавшиеся в Казахстане вандализмом и дешёвым искусством, широко распространяются благодаря талантливым уличным художникам и используются государством в качестве инструментов пропаганды.

В крупнейшем городе Казахстана Алматы муралы стали символом борьбы молодёжи с идеями, навязываемыми государством. Одни муралы бросают вызов нынешней политической системе, в то время как другие её прославляют.

В последние годы власти использовали граффити для продвижения идей национального единства и культуры, однако зачастую молодежь высмеивала и перекрашивала такие муралы.


Читайте также:


Искусство, в особенности граффити, – один из немногих способов свободно выразить мнение в жёстко контролируемом, авторитарном Казахстане. В условиях полного контроля над СМИ, когда интернет и соцсети частично заблокированы либо переполнены ботофермами, искусство – единственный способ выразить недовольство. Казахстан занимает 155-е место во "Всемирном рейтинге свободы прессы", а местное население давно пытается вернуть себе право свободно высказывать собственное мнение.

Стрит-арт носит провокационный, политический и свободный характер. Для художников в Алматы фасады зданий и городские стены стали альтернативной площадкой для сложных тем, вдали от правительственного дискурса.

Чиновники пытались остановить накатывающую волну граффити и поддержать муралы, спонсируемые государством, – картину, изображающую спасателей, которые держат на руках планету. Таким образом отдавалась дань усилиям специалистов, борющихся с пандемией Covid-19.

Фасад жилого здания, расположенного на пересечении улиц Толе би и Байзакова, 23 июля 2021 года / Фотография сделана Алиной Зафар, используется с её разрешения

В 2019 году стритарт-команда Repas создала масштабную роспись, посвящённую премьере фильма "Джокер", о злодее из серии историй о Бэтмене. Мурал привлёк внимание режиссёра фильма Тодда Филлипса, который опубликовал эту работу в соцсетях.

Loading...

Старые фасады – новые образы

В основном здания в Алматы возведены в архитектурных стилях времён правления Сталина, Хрущёва и Брежнева. Широкие торцы этих домов становятся холстом для произведений стрит-арта. Периодически в Алматы проходят такие фестивали как Mural FestArtbat Fest и Urbaniya.

В современных условиях граффити – это уже не вандализм, а произведение искусства и элемент городского пейзажа Алматы.

Некоторые художники выходят за рамки немногих разрешённых тематик, уделяя особое внимание замалчиваемым проблемам. Паша Кас, признанный на мировом уровне стритарт-художник из Алматы, известен тем, что ставит под сомнение бюрократические системы, начиная от местных органов власти и заканчивая ООН.


Читайте также: Граффитисты проникли на "Байконур" и разрисовали космический корабль "Буран"


Первые его работы носили неоднозначный характер. Он повесил манекен на рекламном щите в Алматы, оставив провокационную надпись "Всем пох". Эта острая инсталляция затрагивала проблему неизменно высокого уровня самоубийств в Казахстане.

Некоторые "обращения" Паши Каса либо меняли, либо убирали из-за его бескомпромиссного подхода. Художник касался разных тем в своих работах: начиная от осуждения негативных мнений "диванных критиков" и глубокого безразличия граждан, заканчивая отчаянием по поводу того, что государство их не слышит (или, наоборот, жёстко контролирует).

Самые крупные и дерзкие проекты касались вопросов экологии и загрязнения. Серия художественных работ, которую можно наблюдать в Темиртау (промышленный центр Казахстана), Павлодаре (город, находящийся на северо-востоке страны) и Семипалатинске (небольшой город на востоке) стала символом активных действий граждан в борьбе против выбросов вредных веществ. Ссылаясь на шедевры начала XX века, Паша Кас призывает людей "кричать так, чтобы они, наверху, нас услышали".

Loading...

В 2019 году Forbes Kazakhstan назвал Пашу Каса одним из самых успешных людей в возрасте до 30 лет.

Госпропаганда, нравственное воспитание и местное движение сопротивления

Основное направление государства в отношении городских муралов стало толчком для создания проектов, затрагивающих социальные проблемы, начиная от пандемии Covid-19 и заканчивая коррупцией и велоспортом. Создавая граффити, художники опираются на кочевое прошлое своей страны и обращаются к таким выдающимся историческим личностям как Абай Кунанбаев, Динмухамед Кунаев, Абылхан Кастеев и Абу Наср аль-Фараби.

Глобализация способствует изменениям в эстетике стрит-арта. Всё чаще художники создают работы, в которых переплетены культуры и поколения. В качестве одного такого примера можно привести произведение художественной ассоциации Formart, которая изобразила русского поэта Серебряного века Сергея Есенина рядом с голливудским актёром Клинтом Иствудом. Formart описала свой концепт словами: "Такая разная классика".

Изображённые на граффити Есенин и Иствуд, пересечение улиц Бруно и Каримова, 23 июля 2021 года / Фотография сделана Алиной Зафар, используется с её разрешения

Вскоре после появления мурала "Джокер" городская администрация попыталась его убрать, заявив о необходимости гармонизировать объекты уличного искусства, а также согласовывать с властями создание муралов. Позднее чиновники встретились с авторами произведения и отменили приказ о закрашивании из-за давления населения, высказавшегося против его уничтожения.

Власти Казахстана – как на уровне страны, так и на городском уровне – пытались использовать граффити в качестве пропаганды, что привело к неоднозначным результатам. Некоторые группы художников превращают искусство в коммерцию, предлагая свои услуги частному бизнесу и чиновникам для продвижения государственных программ. Другие независимые художники считают, что эта тенденция противоречит идее граффити как оппозиционного искусства, которое по-прежнему подвергается жёсткой критике со стороны государства и консервативных граждан.

Куда бы ни повернула ситуация с созданием и закрашиванием муралов, картина стрит-арта в Алматы меняется.

Источник: Globalvoices.org