Гостей Clique Fest угощали яблоками из сада, посаженного Батырханом Шукеновым
За 11 дней зрителям Clique Fest показали 18 художественных и документальных картин, с некоторыми из которых мы вас ещё познакомим в нашем итоговом материале. Костяк программы составили фильмы, чья премьера прошла на Каннском, Венецианском и Берлинском кинофестивалях. Однако это были далеко не все сюрпризы от организаторов. В финальный день показа прошёл специальный показ музыкального фильма Алексея Берковича "Джулия" с участием Батырхана Шукенова и первого состава группы "А-Студио".
Фильм "Джулия" охватывает раннее творчество группы и посвящён их первому взлёту. Интересно, что в картине снялись не только молодые участники "А-Студио" – Батырхан Шукенов, Байгали Серкебаев, Владимир Миклошич, Баглан Садвакасов, Игорь Луцив, но и те певцы, кто работал на в то время вместе с "А-Студио" в Театре песни Аллы Пугачёвой – сама Алла Борисовна, Владимир Пресняков-младший, Сергей Челобанов, Анжелика Варум и другие.
Перед показом всех гостей (в этот вечер в "Армане"собралась почти вся казахская интеллигенция) угостили вкусными яблоками из Кара-Кемера, посёлка, где Батыр посадил свой яблоневый сад. Это первый урожай с его яблонь. Брат Батырхана Бауржан Шукенов поблагодарил всех собравшихся, особенно семью Рысдаулетовых, помогающих управляться с садом. После он пригласил на сцену непосредственных участников съёмок фильма "Джулия" – второго режиссёра Рушу Меирманову, а также Николая Постникова, значащегося в титрах этой ленты в качестве художника-фотографа.
"Мы хотели полностью отреставрировать эту картину, однако не нашли её исходников, хотя искали по всему бывшему Союзу, – сказал Бауржан Камалович. – Выпустить "Джулию" на большой экран нам помогли специалисты "Казахфильма", они немного подтянули звук. По качеству это, конечно, не то, что мы привыкли видеть в кинотеатрах. Но посмотрим то, что есть".
По словам Бауржана Шукенова, картина "Джулия" ценна прежде всего тем, что это память о тех людях, которых уже нет с нами. Это и погибший несколько лет назад Баглан Садавакасов, это и ушедший Батырхан. К тому же фильм "Джулия" – настоящее дитя эпохи 90-х, по которой сегодня все ностальгируют.
"Художественные приёмы, использующиеся в этом фильме, поведение артистов на сцене, их причёски и одежда, – всё это соответствовало тому времени, и наблюдать за всем этим интересно, ведь сейчас всё выглядит совсем по-другому", – рассказывает Бауржан Камалович.
Снимали фильм в переворотном 1991 году в Одессе, Лондоне, Москве и Алма-Ате. Когда шли съёмки в Одессе, в стране случился августовский путч, а когда снимали эпизод в Лондоне, СССР вообще не стало.
"Мы уезжали в Великобританию из СССР, а вернулись уже в совершенно другую страну", – сказал Николай Постников. – Прошло уже столько лет, а для меня всё было как будто вчера, – продолжил он. – Помню, наш режиссёр захотел, чтобы в картине появился белый рояль, тогда в Алма-Ате такого не было, и даже если бы был, вряд ли кто его позволил отвезти на Капчагай и снимать, поэтому специально для фильма наш художник-постановщик перекрасил чёрный рояль в белый".
Воспоминания Руши Меирмановой – самого известного второго режиссёра в Казахстане, оказались очень личными. Она вспомнила, как её полуторагодовалая дочь научилась говорить на съёмочной площадке этого фильма, все музыканты, в том числе и сам Батырхан, с ней возились. "Когда после похорон Батыра 1 мая я шла домой, мне позвонили и сказали, что у меня родилась внучка. И мне сразу стало спокойно, я поняла, что эта музыка никогда не умрёт и о Батыре всегда будут помнить – благодаря нашим детям, которые о нём знают сегодня, и внукам, которым ещё предстоит узнать его песни, его творчество будет бессмертным и всегда будет жить в наших сердцах, – сказала она. – Для меня "Джулия" – это картина, подарившая мне знакомство с Батыром и другими талантливыми людьми".
"Я помню, как ребята обсуждали уже готовый фильм, они находили в нём места, которые им хотелось улучшить, они не считали его идеальным, – рассказал Бауржан Шукенов. – Тогда Алла Борисовна им, между прочим, сказала: вы ещё не понимаете, как вам повезло, что вы вообще остались в кино – через много лет этот фильм станет историей, его будут пересматривать, так что радуйтесь, что это вообще было. Так оно и произошло".
Сам фильм – это свободная интерпретация на тему история возникновения песни "Джулия". Сюжет, разумеется, выдуман. Молодой музыкант (Батыр) влюблён в прекрасную девушку (роль исполняет Ирина Ицкович), он играет в одной модной группе, но тянет его совсем к другой – к "А-Студио". Однажды он увидел их на концерте и, услышав как они играют и что, потерял покой. В конце концов, побеждает настоящее творчество, он расстаётся с прежней группой и своей "Джулией" и остаётся с "А-Студио". Теперь его единственная настоящая муза – это хорошая музыка. Наблюдать за фильмом начала 90-х действительно интересно. Судя по заграничным эпизодам в фильме и вертолётным съёмкам, картина была снята с размахом. Трогательно смотрятся художественные приёмы того времени – показывают, как белые лошади плещутся в водах Капчагая. Здесь эти благородные животные олицетворяют, видимо, любовь и искреннее творчество, несущее жизнь молодых музыкантов вперёд.
"Когда я пересматривал фильм, обратил внимание на кадры, где группа играет на сцене областной филармонии в "Горном гиганте" (микрорайон в Алматы. – Авт.). Этого здания уже нет, но интересно то, что на этом месте наши меценаты хотят построить арт-центр имени Батыра", – сказал Бауржан Шукенов.
Надеемся, так и произойдёт. 26 ноября планируется презентация нового долгожданного альбома Батыра, а 8 декабря в Алматы во Дворце Республики будет большой концерт его памяти.