Горный кластер, часть 2. Почему проект нельзя считать подготовленным
Продолжение. Начало см. Горный кластер, часть 1: кто освоит Заилийский Алатау и 1,5 млрд долларов?
20 февраля 2019 года на коллегии своего ведомства тогдашний министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы представил грандиозную презентацию из сотни слайдов. На том, что был обозначен как "Горнолыжный кластер Алматы", курорт "Кокжайлау" отсутствовал (см. скриншот 13).
12 марта Арыстанбек Мухамедиулы объяснил это противоречие ну очень уклончиво: "Мы, министерство, не имеем права вмешиваться в деятельность местных исполнительных органов. Этим, конечно, должен заниматься акимат: где, какие дестинации развивать".
15 марта СМИ сообщили, что в Чарынском каньоне будет построен парк развлечений с подвесными мостами. Как позже выяснилось, имелся в виду не раскрученный туристический объект – Долина Замков, а так называемый "Чёрный Чарын", участок каньона в Жаланашской долине по дороге на Кольсайские озёра. Как мы помним из письма Жанар Алчимбаевой, Чарынский природный парк должен был стать частью кластера.
Но этот уродливый локальный проект возник ниоткуда – о нём объявил... аким Кегенского района Алматинской области Талгат Байедилов.
Через три дня чиновники Алматинского областного акимата в голос принялись оправдываться: мол, это лишь "фантазии дизайнеров", "расходов из бюджета здесь не предусмотрено", "нас неправильно поняли".
Но этот случай дал повод задуматься: территория должна развиваться комплексно или любой районный аким вправе "цивилизовать" природу в соответствии с собственными представлениями, без консультаций с начальством, специалистами и общественностью?
Цена вопроса растёт как на дрожжах
Интересно, как менялась цена создания горного кластера. Год назад в "Карте туристификации Казахстана" называлась цифра 197,2 миллиарда тенге. По прошлогоднему курсу – 580 миллионов долларов.
20 февраля 2019 года на отчётной встрече с населением аким Байбек говорит: "Разработан мастер-план горных локаций Алматинской агломерации. Его реализация позволит привлечь 1 миллиард долларов частных инвестиций".
А в уже приведённой ранее цитате из его выступления от 8 апреля говорится об инвестициях в 1,5 миллиарда долларов в течение 7-10 лет и отдаче в 2 миллиарда долларов ежегодно".
Чего в супе не хватает
Пока мастер-план горного кластера – "весёлые картинки". Нас убеждают, что вся работа – это показать: локации будут здесь, здесь и здесь, тропы, трассы и маршруты канаток пролягут тут, там и вон там. Посчитать экономическую эффективность, число потенциальных туристов и количество создаваемых рабочих мест.
Но подобные проекты начинаются не с этого. До начала всех мастер-планов необходимы научные исследования:
- инженерно-геологические,
- гидрологические,
- экологические,
- биологические,
- зоологические,
- топосъёмка,
- отчёты по исследованиям селеопасности, лавиноопасности, сейсмоопасности.
Нужна схема землепользования и полный расклад по очерёдности развития территории.
Чем оборачивается пренебрежение азами, вопиющая некомпетентность и невежество, видно на примере проекта "Кокжайлау".
Пример. Управление туризма и "Almaty Mountain Resorts", начиная разработку ТЭО, не обзавелись так называемыми "исходными документами", то есть правоустанавливающими актами на земельные участки, имеющие отношение к курорту. А без них колоссальный труд не приняли бы на государственную экологическую экспертизу. Хватились этих бумаг, только когда ТЭО было уже почти готово, – в конце лета прошлого года.
Лихорадочно стали документы собирать, и тут выяснилось: много чего напроектировали на земле, которая городу не принадлежит. Пять частных гектаров на плато пришлось отчуждать через суд. Участок под станцию гондольной трассы на Медео находился в залоге в Фонде проблемных кредитов. Склоны Кокжайлау, где должны были пролечь горнолыжные трассы, 17 гектаров под техническую дорогу, даже десять соток под опоры канатки находились во владении Иле-Алатауского нацпарка.
Решить проблему "по-быстрому" не получилось. Проект забуксовал. Когда в начале этого года Нацпарку, наконец, разрешили проводить тендеры на сдачу участков в аренду, журналисты выяснили, что дорога на курорт пролегает через рощи яблони Сиверса и абрикоса обыкновенного. Эти растения занесены в Международную Красную книгу, их вырубка по нашим законам является уголовным преступлением. Но в предОВОС дороги предполагался снос более 600 таких деревьев, а в техзадании тендера чёрным по белому написано, что краснокнижники там не произрастают.
2 апреля репортёры без приглашения прибыли на заседание тендерной комиссии и во всеуслышание объявили, что здесь и сейчас происходит грубейшее нарушение закона. Статья "Нацпарк отдаёт земельные участки с краснокнижными растениями для строительства курорта "Кокжайлау"" на сайте Informburo.kz вызвала скандал. Управление туризма попыталось опровергнуть очевидное: дескать, заявления об уничтожении краснокнижных деревьев беспочвенны.
25 апреля стало известно: хотя по тендеру на пользование участками в урочище определили победителя – управление туризма, заключение договора об аренде с ним приостановили. Также были заморожены работы по строительству электросетей и канализационного коллектора для курорта.
Про сели – одна страничка
В 2015 году ДЧС Алматы заказал Институту географии РК и ТОО "Центр системных исследований" проект "Научные исследования по обеспечению селевой безопасности города Алматы". Алматинский акимат его профинансировал. Проект получил национальную премию Русского географического общества "Хрустальный компас" с международным статусом.
Теперь департамент по чрезвычайным ситуациям на основе исследования разрабатывает автоматический мониторинг селевой опасности и раннего предупреждения в бассейнах рек Малая и Большая Алматинки, Каргалы и Аксай. Обещает окончательно закончить в следующем году.
Исследование готовили не для кластера. Если помните, 23 июля 2015 года в Наурызбайском районе Алматы сошёл сель, подтопивший посёлки Каргалы и Каменка. Вот он и дал учёным работу.
В предварительной оценке воздействия на окружающую среду (предОВОС) строительства курорта "Кокжайлау" нет ссылки на "селевой" проект. Глава 7.3. "Сели" занимает в нём всего лишь страничку, туда перекочевали общие фразы про "высокую селевую опасность" из старого проекта.
Это объяснимо: исследование было готово в мае 2018 года, когда ТЭО в основном закончили. Но управление туризма или AMR могли бы ещё в 2017-м попросить ДЧС дозаказать учёным локализацию исследования применительно к курорту и прилегающим природным районам. Однако не сделали этого.
Жёсткий остракизм вместо спасибо
Вместо них это сделал, причём бесплатно, Александр Хорошев, доктор географических наук, доцент по кафедре физической географии и ландшафтоведения географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Он автор 121 статьи, 8 книг, 28 докладов на конференциях, 10 научно-исследовательских работ и член двух научных обществ. Александр Владимирович подробно изучал ещё первый проект курорта.
В сентябре прошлого года он сначала в казахстанской столице участвовал в конференции по Кокжайлау, затем приехал в Алматы, поднялся на Кокжайлау. А в начале октября прислал членам инициативной группы "Сохраним Кокжайлау" экспертное заключение по предОВОС курорта и экспертное мнение о допустимости строительства ГК "Кокжайлау", которые были позже приобщены к протоколу общественных слушаний.
В этих документах Александр Хорошев подробно описал, в том числе, источники селевой опасности, которую вызовет строительство в урочище. Это
- искусственное озеро;
- уничтожение растительного покрова от вырубки елей и выкорчёвки пней для прокладки трасс;
- осыпи в результате подрезания склонов;
- движение рыхлых масс в руслах рек и многое другое.
Московского учёного подвергли остракизму – Наиль Нуров в СМИ и Максат Кикимов на общественных слушаниях.
За ваше "Здоровье"!
Предостережения Хорошева о том, что в горах бездумно строить просто опасно, "выстрелили" в этом году. Правда, не на плато Кокжайлау – в другом месте.
14 апреля газета "Караван" опубликовала репортаж"Сказка или ужас: жители Алматинской области сообщили о крупной экологической катастрофе". Речь в нём шла о селе, который обрушился на садоводческое товарищество "Здоровье" и уничтожил огороды, дороги и тропы.
На вопрос журналиста о причинах внезапного грязевого потока местные жители ответили:
– Мы определённо считаем, что это происходит в связи с активизацией деятельности горнолыжного курорта "Oi-Qaragai Lesnaya Skazka". День и ночь они здесь экскаваторами и тракторами разрушают почвенные и водоносные слои, нарезают подъездные пути для большегрузных КамАЗов, роют котлованы, сносят напрочь холмы для возведения новых зданий и сооружений.
Если забыли, напоминаю: "Oi-Qaragai Lesnaya Skazka" в качестве действующего курорта входит в горный кластер.
Произошедшее здесь "в миниатюре" показало то, что обязательно случилось бы в катастрофических масштабах на Кокжайлау, начнись там строительство курорта.
Общественного обсуждения не было
29 декабря 2012 года правительство своим постановлением № 1761 приняло "План развития горнолыжных курортов мирового уровня в Алматинской области и близ города Алматы". Обсуждения этого документа с общественностью не было.
Экологические активисты летом 2013 года написали жалобу в Комитет по соблюдению Орхусской конвенции. Спустя четыре года пришёл ответ. Комитет установил, что План развития курортов был принят без общественного обсуждения и тем самым нарушена статья 7 Конвенции "Участие общественности в решении вопросов, касающихся планов, программ и политики, связанных с окружающей средой".
В своих рекомендациях казахстанскому правительству Орхусский комитет, в частности, указывает:
"должны быть приняты соответствующие практические и/или иные положения для обеспечения участия общественности в процессе подготовки планов, относящихся к сфере действия статьи 7 Конвенции, включая чёткие требования для обеспечения того, чтобы:
i) необходимая информация доводилась до сведения общественности;
ii) общественность, которая может принимать участие в процессе, определялась соответствующим государственным органом;
iii) требования пунктов 3, 4 и 8 статьи 6 Конвенции применялись".
В свою очередь, эти пункты гласят:
п.3: "Процедуры участия общественности предусматривают разумные сроки осуществления различных этапов, которые обеспечивают достаточное время для информирования общественности в соответствии с пунктом 2 выше и подготовки и эффективного участия общественности в процессе принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды";
п.4: "Каждая Сторона обеспечивает участие общественности уже на самом раннем этапе (выделено мной. – Авт.), когда открыты все возможности для рассмотрения различных вариантов и когда может быть обеспечено эффективное участие общественности".
п. 8: "Каждая Сторона обеспечивает, чтобы в соответствующем решении надлежащим образом были отражены результаты участия общественности".
В проекте создания ГК "Кокжайлау" алматинский акимат игнорировал эти рекомендации: целый год информация скрывалась, потом цедилась по чайной ложке в месяц и наконец на общественных слушаниях был представлен единственный проект, без рассмотрения альтернатив и "нулевого варианта".
С горным кластером история повторяется. На презентацию мастер-плана в июле 2018 года акимат не пригласил ни членов общественного совета (созданного при нём же, акимате), ни экологов, ни даже руководство Иле-Алатауского нацпарка, на территории которого и собираются реализовать проект. Общественников было всего двое.
Но это было год назад. Не пора ли обсудить всё это в более представительной компании граждан? Или обсуждать нечего? А на что тогда потрачены 100 миллионов тенге?
Важный момент: по Орхусской конвенции и решениям Комитета отчитывается правительство РК, а не акимат Алматы.
Алматинский акимат до сих пор не понял, что время изменилось коренным образом. Гражданское общество проснулось и, вероятно, скоро начнёт активно интересоваться, на что уходят деньги налогоплательщиков.
Большинство проектов вроде курорта "Кокжайлау", можно назвать "прорывными" – в том смысле, что они требуют прорвы денег и могут стать просто опасны.