В 2018 году на IPO вышло более 30 технологических компаний – это рекорд со времён краха доткомов в начале двухтысячных. В этом году технологические компании-единороги (стоимостью более $1 млрд) одна за другой размещают акции на IPO, так что 2019 обещает стать более масштабным. И дело не только в числе компаний, но и в количестве привлечённых от инвесторов средств.

Процедура IPO – это первичный опыт размещения акций какой-либо компании на фондовой бирже, в результате чего акции становятся доступны большому кругу инвесторов, в том числе и иностранных. С появлением акций на IPO покупателей акций становится больше, а стоимость устанавливается одинаковая для всех.

Главная цель выхода на IPO – привлечение дополнительных средств на развитие бизнеса. Проблема в том, что публичное размещение акций – это риски, ведь оценка стоимости акций компании, которая раньше не торговала на бирже, не всегда точна. Инвестиционные фонды могут завысить или занизить стоимость акций из-за недостатка данных для объективной оценки. Рассказываем о том, как можно заработать на публичном размещении акций и о крупнейших IPO технологических компаний.

Как и где купить акции?

Приобрести акции во время публичного размещения может любой инвестор в любой точке мира. Единственным условием сделки остаётся наличие брокера, который выступает в качестве посредника между биржей и инвестором.

У брокера должна быть специальная лицензия SEC – главного органа для надзора и регулирования американского рынка ценных бумаг.

Чтобы купить бумаги тех же единорогов, которые торгуют на фондовом рынке США, покупателю необходимо открыть счёт у брокера. Эта процедура похожа на открытие счёта или депозита в обычном банке. Покупатели становятся полноценными акционерами и получают право на участие в управлении компанией и дивиденды, которые, как правило, выплачиваются раз в квартал.

Нужно отметить, что акции известных технологических компаний давно стали чем-то вроде сувенира, а целый ряд онлайн-сервисов помогает совершить покупку одиночных акций без открытия счёта или каких-либо транзакций на бирже.

Какие компании вышли на IPO в 2019 году?

Pinterest

Сумма привлечённых средств после IPO: $1,4 млрд.

В начале этого года фотохостинг подал заявку на IPO с предварительной стоимостью $12 млрд. Несмотря на прошлогодние убытки компании, которые составили порядка $63 млн, IPO Pinterest стало одним из самых крупных среди социальных медиа со времён Snap в 2017 году.

В ходе первичного размещения акций Pinterest оценили в $12,7 млрд с оценкой акции $19. По итогам размещения акций компания привлекла $1,4 млрд, а её рыночная капитализация достигла $10 млрд.

Uber

Сумма привлечённых средств после IPO: $8,1 млрд.

В апреле 2019 года Uber опубликовал проспект IPO, после которого стоимость акций компании, по разным оценкам, варьировалась от $44 млрд до $50 млрд, в то время как выручка от IPO должна была составить порядка $10 млрд.

Uber заинтересовал инвесторов не только географией деятельности (компания представлена на шести континентах более чем в 700 городах), но и за счёт диверсификации бизнеса. Например, помимо перевозок, у Uber есть собственная доставка еды, а также концепция летающих такси. На первом публичном размещении акций компания получила чуть больше $8 млрд. За весь период работы Uber привлёк $20 млрд от 162 инвесторов, даже несмотря на то, что остаётся убыточной последние 10 лет.

Lyft

Сумма привлечённых средств после IPO: $2,3 млрд.

Один из ведущих игроков на рынке райдшеринга – компания Lyft – вышел на биржу в конце марта этого года со стартовой ценой $87,33 за акцию. Публичное размещение акций воодушевило инвесторов, тем более что Lyft в своё время пополнил число стартапов-единорогов, а также стал серьёзным конкурентом для Uber.

Несмотря на то, что чистый убыток компании в прошлом году составил почти $911 млн, рыночная капитализация Lyft в результате IPO составила $25 млрд. Компания сумела продать 19 млн акций за первые 15 минут.

Zoom

Сумма привлечённых средств после IPO: $350 млн.

Американский видеосервис для конференц-связи попал в список желанных стартапов-единорогов за счёт лидирующих позиций на рынке видеоконференций. Кроме того, компания конкурирует с такими крупными игроками, как Cisco и Microsoft. В случае, если компания продолжит стабильно увеличивать выручку, то она сможет стать лидером рынка. Из-за того что Zoom и Pinterest вышли на IPO в один день, Bloomberg назвал публичное размещение их акций "дерби единорогов". По данным того же Bloomberg, сумма привлечённых Zoom средств после IPO составила $751 млн.

Slack

Сумма привлечённых средств после IPO: $23,2 млрд.

В привычном понимании IPO компании встречаются с инвесторами, где и определяется цена продажи бумаг, но компания Slack прибегла к прямому листингу. Смысл этой процедуры в том, что компании не нужно привлекать капитал за счёт выпуска акций на биржу, из-за чего перед размещением не определяется цена, по которой инвесторы готовы купить акции. Основной риск прямого листинга – отсутствие инвестбанков, которые поддерживали бы цену после начала торгов. До Slack акциями через прямой листинг стал торговать только стриминговый сервис Spotify, продажа акций которого прошла весьма успешно.

Несмотря на все риски, стоимость акций Slack Technologies оценивалась в $38,5, а по итогам публичного размещения стартап получил $23,2 млрд.

Грядущие IPO 2019 года

Palantir

Предварительная оценка: $25 млрд.

Частная американская компания и самый засекреченный стартап с момента основания получали финансирование от подразделения ЦРУ, разрабатывая программное обеспечение для Минобороны США. Основанный в 2004 году Питером Тилем (он же создатель PayPal), Palantir занимался анализом и обработкой данных, предсказывая на их основе время и место преступлений, а также поведение преступников.

Годом ранее компания вела переговоры с Credit Suisse и Morgan Stanley, а позже заявила о возможности проведения IPO. Проблема в том, что перед IPO Palantir придётся нанимать независимых аудиторов, которые бы смогли доказать прозрачность компании для публичного размещения, но, учитывая, специфику стартапа, сделать это будет куда сложнее, чем кажется.

Airbnb

Предварительная оценка: $45-50 млрд.

Платформа для краткосрочной аренды частного жилья Airbnb также объявила, что намерена выйти на IPO в этом году, несмотря на то, что темпы роста компании и без того показывают положительную динамику. За 2017 год доход компании увеличился до $2,6 млрд, а в 2019 году должен достигнуть $4 млрд. Дела компании пошли лучше за счёт выхода на китайский рынок. Такое расширение позволило Airbnb не только заполучить новых клиентов, но и увеличить долю своего присутствия на международном рынке.