Глобальный тренд на инновации. Казахстан – региональный лидер, способный на большее
Увеличение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее – НИОКР) должно стать залогом устойчивого развития большинства стран мира. Иными словами, если государства хотят иметь технологический задел, то должны тратить сами и делать всё возможное, чтобы частные компании также вкладывали больше средств на научные разработки. Речь не идёт о фундаментальных исследованиях, запусках очередного адронного коллайдера. Чистый воздух в мегаполисах, высокоскоростной интернет, искусственные органы, новые продукты питания и революционные типы энергоносителей – всего этого человечество не получит, если не будет вкладывать в инновационные решения. Informburo.kz разобрал по полочкам ситуацию в мире и в Казахстане.
Мировые лидеры меняются
Согласно утверждённой методике, принято считать расходы на научные разработки в зависимости от внутреннего валового продукта. По данным Статистического института ЮНЕСКО, в 2018 году список мировых лидеров из 161 исследованной страны выглядит следующим образом: первое место занял Израиль, потратив на НИОКР 4,3%, второй стала Республика Корея с показателем 4,2%, Швейцарии досталась условная бронза – с 3,4%. Швеция и Япония заняли четвёртую и пятую позиции с показателями 3,3% и 3,1% расходов от ВВП соответственно.
Однако отдавать деньги на разработки не значит напрямую быть на передовой технологической революции. Другой весьма примечательный рейтинг – Глобальный инновационный рейтинг учитывает сразу 80 показателей. Среди них можно отметить количество заявок на регистрацию прав интеллектуальной собственности и патентов, перечень созданных и внедрённых мобильных приложений, объём расходов на образование и количество научно-технических публикаций. И в этом рейтинге, к слову, из ранее упомянутых мировых лидеров по расходам на НИОКР только Швейцария и Швеция в первой пятёрке. Это говорит о том, что даже мировые лидеры с миллиардными инвестициями в науку и прикладные исследования не всегда могут похвастаться конкретным результатом. Реальных инноваций, меняющих облик промышленности, производства, сегодня не так много, как хотелось бы человечеству.
Если внимательно изучить свежие рейтинги и аналитические выкладки, то нельзя не заметить, как стремительно наш сосед Китай врывается в мировые лидеры в области инноваций.
Власти Поднебесной первенство в области технологий и решений провозгласили наряду с борьбой за звание первой экономики мира. Ещё в 2016 году расходы на НИОКР в этой стране превысили 234 млрд долларов. В целом это хоть и составило всего 2,11% от китайского ВВП, однако в абсолютных значениях больше китайцев в науку и технологии вкладывают только американцы. Правда, есть у китайцев показатель, по которому обогнать страну не под силу даже США: к концу 2018 года количество учёных и новаторов в этой стране превысит отметку в 6 миллионов человек. Это абсолютно лучший показатель на планете. Выходит, бороться за лидерство можно и наращивая объём человеческого капитала.
Кстати, Казахстан в рейтинге Глобального инновационного индекса занимает 74-ю позицию. Мы отмечены составителями в качестве лидеров региона Центральной и Южной Азии наряду с Индией и Ираном.
Нас хвалят за высокий объём прямых иностранных инвестиций в страну, за счёт которых обычно происходит трансфер технологий. Инвесторы, как показывает практика, в нашей стране начинают строительство новых высокотехнологичных предприятий. Также в Казахстане растёт количество студентов и педагогов, имеющих отношение к прикладной и фундаментальной науке.
Вкладывать надо в то, что востребовано
Ключевым фактором успеха стран по пути разработки и внедрения новых технологических решений, по мнению экспертов, лежит всеобщий спрос. Одна из первых областей, где инновации будут востребованы, – "интернет вещей" или IoT. Объём будущего рынка пока не могут полностью оценить даже специалисты. Те самые smart-решения, "умные" города и "умные" дома – сегодня и завтра самый востребованный продукт на рынке.
Холодильник, заказывающий продукты без хозяина в службе доставки; дрон, автоматически опыляющий поля от вредителей с поправкой на геолокацию; искусственный интеллект автомобиля, который не только контролирует движение в городском потоке, но и способен вызвать врачей и спасти владельца от сердечной приступа, – все эти технологии ещё вчера казались фантастикой. Сегодня мир с восторгом слышит, смотрит, читает новости о том, что крупные концерны анонсируют выход этих продуктов уже в следующем году.
По словам Аскара Айтуова, управляющего директора по проектам Tech Garden, в инновационном мейнстриме также будут различные варианты применения технологии блокчейн, решений Индустрии 4.0, IoT, Artificial intelligence, создание новых материалов, аддитивные технологии в виде различных вариаций объёмной цифровой печати и так называемая новая энергетика.
Мнение коллеги не опровергает, но дополняет Алим Хамитов, директор бизнес-инкубатора MOST. Хамитов предлагает в качестве руководства к действию рассматривать ежегодное исследование компании Gartner, согласно которому список областей для инновационных стартапов несколько шире.
"Самыми актуальными на сегодня технологиями, где открываются широкие возможности, являются искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальности, "интернет вещей" (IoT) и, конечно же, блокчейн. Не стоит забывать и об изменениях путей общения с клиентами через чат-боты и другие маркетинговые инструменты. В мире ожидают, что к 2025 году объём глобального рынка виртуальных чат-ботов составит 1,25 млрд долларов, объём рынка виртуальной и дополненной реальности – 215 млрд к 2021 году, а объём рынка "интернета вещей" – 457 млрд к 2020 году. Электронная коммерция также сохранит тренды роста. Только в Казахстане объём этого рынка на 2018 год оценивают в 106 млрд тенге", – подчёркивает собеседник.
Пожалуй, с ростом рынка электронной коммерции в Казахстане сложно не согласиться. Примерно десяток отечественных продуктов, которые получили признание за пределами Казахстана, связаны так или иначе с этим сектором.
Самым крупным, отмеченным и конкурентами успехом можно назвать историю единственного отечественного производителя POS-терминалов – компании Smart Pay. Их "умный" терминал заменяет дорогостоящее оборудование, даёт доступ к облачным технологиям, позволяет малому и среднему бизнесу прозрачно продавать и принимать любой вид безналичных платежей.
Для основателей Smart Pay Олжаса Кундакбаева, Олжаса Ахметова и Романа Пустовалова прорывным стал только седьмой по счёту проект. Шесть предыдущих формально можно считать провальными. Сегодня после двух лет внедрения их сервиса у отечественной IT-компании в числе клиентов – 6 000 предприятий торговли и сервиса по всей стране.
Провал возможен на каждом этапе
Опыт компании Smart Pay, благодаря которой сегодня казахстанцам доступен, к примеру, сервис онлайн-платежей за пользование платными дорогами, – всё же, скорее, исключение из правил.
Суровые будни отечественных новаторов, как и их коллег по всеми миру, больше напоминает работу сапёра. Ошибка и провал возможны на любом этапе реализации. Первоначально идея, будучи самой инновационной или даже революционной для сектора, не стоит ничего. Изобретателю следует не просто создать концептуальный прототип, но и разработать рабочий дизайн.
Затем стартап продолжительное время в этом виде кочует от встречи к встрече с вероятными инвесторами. Изобретатель настойчиво обивает пороги тех, кто может позволить себе рискнуть капиталом и вложиться. В Казахстане практически нет культуры венчурных инвесторов или "бизнес-ангелов". Вместо них инновационные гранты раздаёт государство в лице Национального агентства по технологическому развитию и работает несколько стартап-площадок, таких как Tech Garden и Astana Hub. В них также высокую долю участия занимает государство. Однако именно последние могут помочь новатору в поиске якорного инвестора, с которым можно будет выйти и на международный уровень. Алматинский Tech Garden и столичный Astana Hub – попытки Казахстана применить опыт по коммерциализации науки по образцу кремниевых долин и особых инновационных территорий.
По словам Аскара Айтуова, управляющего директора по проектам Tech Garden, риск потерять проект у новатора есть практически на каждом этапе от разработки до внедрения. Худшее, что может случиться для изобретателя: придёт понимание, что его идея – далеко не инновация. Но даже если этого не произошло, то борьба за реализацию передовой идеи в целом весьма непроста:
"Большинство стартапов терпят неудачи в период прохождения "долины смерти". Это период на начальном этапе развития компании, когда проект не обладает большим знанием рынка, поток доходов низок и только начинает формироваться. Так вот, если на этапе предпосевных инвестиций допускается, а в некоторых случаях даже поощряется фокусировка на изучении потребностей клиентов (сейчас это называется сustomer development. – Авт.) и в подтверждение бизнес-модели проекта, при которой непосредственно проектирование, дизайн продукта может быть вторым этапом, то по мере прохождения времени, накопления знаний о рынке и приближения к этапу посевных инвестиций, когда проект уже начинает привлекать инвестиции от крупных бизнес-ангелов и венчурных фондов, становится критичным дизайн продукта, приносящий выручку. То есть у стартапа к тому времени уже должно быть серьёзное понимание клиента, его нужд, и сам продукт к тому времени должен уже сформироваться и кристаллизоваться".
В казахстанской IT-сфере можно привести десятки примеров, как хорошее по задумке решение упиралось в итоге в непроработанный дизайн или недостаточное удобство для пользователя. И как следствие – продукт не был востребован рынком.
Кроме того, среднестатистический казахстанский изобретатель далеко не менеджер, умеющий продвигать инновационный продукт, продавать его инвесторам. А ещё он не управленец, который способен собрать эффективную команду и не прогореть хотя бы по итогам первого года своей работы.
Прибавьте ко всему прочему дефицит свободных денег потенциальных инвесторов – и получите весьма печальную картину из цикла "Как живётся новатору в Казахстане". В конце концов именно нехватка инвесторов в нашей стране привела к тому, что многие казахстанские стартапы морально устаревают, не дойдя даже до стадии продаж.
"В Казахстане не было и нет пока полноценной культуры инвестирования, – уверен Алим Хамитов, директор бизнес-инкубатора MOST. – В нашей стране очень много денег, которые нужно пускать в оборот. У нас огромное количество людей, которые в состоянии инвестировать в стартапы. Опять-таки нет знаний: как и куда инвестировать, где искать проекты, как структурировать сделку и так далее. Нет профильных и умных инвесторов, которые не просто вложат деньги, но могли бы принимать участие в развитии стартапа, делясь знаниями, опытом, контактами. Бизнес-инкубатор MOST на рынке уже 8 лет, и мы одни из первых, кто начал говорить про стартапы, важность развития инвестиционного климата и стартап-экосистемы в целом. Сегодня же при государственной поддержке открылись международный Astana Hub, финансово-технологический хаб международного центра "Астана". Условия создаются, государство поддерживает, теперь нужно системно реализовывать задуманное. Но, опять-таки, создание нескольких площадок, поддержанных государством, не гарантирует живую стартап-экосистему. Вопрос, скорее, в другом: а нужно ли здесь государство? Я лично верю в рынок, который может самостоятельно всё сделать".
Вероятно, государство всё же услышало подобные требования рынка: 4 июля Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон с поправками по венчурному финансированию. Правовые новшества, которые разработали Национальное агентство по технологическому развитию и Министерство по инвестициям и развитию, призваны дать толчок финансированию рынка новых технологий в стране. Главный вопрос: как отечественный рынок эти преимущества будет использовать в реальности?
Читайте также: В Казахстане приняли поправки по венчурному финансированию. Что теперь изменится?
Мы немного другие
Как показывает отчёт Статистического института ЮНЕСКО, из четырёх основных типов инноваций в развивающихся странах, таких как Казахстан, преобладают всего два. Организационные инновации, когда улучшаются бизнес-процессы и внедряются новые практики по управлению персоналом, весьма популярны в развитых странах. На наших просторах такой тип по карману только лишь большим холдингам: яркий пример – многолетняя трансформация фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" и его дочерних компаний по самым передовым на рынке практикам.
Ярким примером организационной инновации является реструктуризация концерна Toyota. Японский автопроизводитель первым среди конкурентов осуществил централизацию управления, сохранив ставший эталонными принцип "точно в срок". В дальнейшем инновационная система организации производства и снабжения, получившая название kanban, стала образцом не только для автоконцернов, но и для всего современного машиностроения.
Следующий тип инноваций – маркетинговые, когда производитель идёт на всё, чтобы увеличить количество потребителей за счёт обновлённого дизайна и нового подхода в продвижении продукта, на просторах стран СНГ также непопулярен. В развитых странах крупные холдинги вынуждены тратить на новую экологическую упаковку миллиарды долларов и ещё столько же на продвижение красочно и современно упакованного продукта. В Казахстане производителю достаточно добавить надпись "жаңа", и этим маркетинговые ходы ограничиваются. Серьёзных инноваций в этой области у нас на рынке нет.
Хорошей иллюстрацией того, как один вид инновации стимулирует другой, является история компании IKEA. В своё время скандинавы выпустили на рынок мебель, которую покупатель может собрать сам без специальных навыков и инструментов. Это была продуктовая инновация. Затем, захватив рынок более 46 стран, шведский концерн в 2013 году запустил специальное приложение, благодаря которому вероятный покупатель может увидеть, где и как мебель новую можно разместить у себя дома. Специальные приложение по дизайну сегодня вам могут предоставить не только производители мебели. Так инновация лидера рынка в очередной раз изменила уровень сервиса и услуг.
В Казахстане, по понятным причинам, нет международных холдингов. Поэтому предлагать мировому рынку организационные и маркетинговые инновации нам пока непросто. Гораздо лучше в Казахстане обстоит дело с инновациями продуктовыми и процессными. Informburo.kz сделал собственную подборку отечественных ноу-хау и сосредоточился именно на этих типах.
Дезинфицирующее средство "Дезостерил" (продуктовая инновация). История появления этого препарата достойна как минимум документального фильма. Долгие годы отечественный рынок испытывал засилье дезинфицирующих средств иностранного производства. Это продолжалось до тех пор, пока несколько предприимчивых химиков из Павлодара не поехали в США и не получили грант в размере 299 тысяч долларов на разработку безхлорного препарата на основе надуксусной кислоты и перекиси водорода. Химики сумели при поддержке американских коллег решить вопрос стабильности формулы, запатентовали изобретение и стали активно его внедрять.
Сегодня производственная линейка предприятия ТОО "Бо-На" насчитывает, по словам основателя компании Бориса Шарова, 27 наименований. Сам препарат "Дезостерил" применяется в здравоохранении, ветеринарии, пассажирских перевозках. Впрочем, успеха у ноу-хау могло и не быть, если бы в 2013 году новаторы не получили бы грант от Национального агентства по технологическому развитию (далее – НАТР) в размере 53,3 млн тенге. Этого хватило и на разработку проектно-сметной документации, и на строительство завода в специальной экономической зоне "Павлодар". Компания рисковала и своими деньгами. Впрочем, сегодня "Бо-На" занимает второе место на рынке Казахстана, что для отечественной разработки совсем неплохо. Новаторы из Павлодара коллегам по рынку стартапов рекомендуют внимательно заниматься проработкой проекта – от бизнес-модели промышленного производства.
"Знаете, когда мы подавали наш проект на получение гранта в первый раз, то НАТР нам отказал, мы тогда были сильно возмущены, – вспоминает основатель компании Борис Шаров. – Я доходил до зампредседателя, был на приёме, объяснял ситуацию, но ситуация разрешилась по-другому. Мы получили ряд серьёзных замечаний и рекомендаций, переработали проект, улучшили его значительно. В этом плане не было никаких коррупционных проявлений, действительно они повернулись к нам лицом, был государственный такой подход. И в итоге переработанный проект получил финансирование. Я потом сравнил через полгода проект, по которому нам отказали, и проект, который в итоге поддержало государство: это, конечно, небо и земля, и НАТР обоснованно нам в первый раз отказал. Не хватило деталей, опыта, полного просчёта. Первая заявка стала хорошим опытом. Мы значительно улучшили в итоге проект, сделали даже более глубокие маркетинговые исследования. Самый главный критерий успеха сегодня – это продажи. Они у нас растут".
Линейка инновационных фитопрепаратов (продуктовая инновация). Карагандинский холдинг "Фитохимия" в 2014 году сумел запустить собственное производство препаратов "Атеролид", "Экдифит", "Салсоколлин" и "Саусалин". Имея на руках собственные разработки, отечественный производитель до получения гранта на покупку современного оборудования не имел полной технологической цепочки. Отсутствие мощностей мешало не только производству по стандартам GMP, но и значительно увеличивало сроки процесса. Новаторов поддержали, предприятие совершило технологический рывок. В сухом остатке страна получила современное предприятие с инновационными способом получения субстанций.
Противоопухолевые препараты из Караганды на основе природного сырья сегодня помогают пациентам онкобольниц, другие – борются с холестерином, третьи – ноу-хау в борьбе с паразитами. В отличие от синтетических аналогов крупных мировых фармпроизводителей растительные лекарства не только дешевле, но и практически не обладают побочными действиями. По словам Анар Жабаевой, заведующей лабораторией холдинга "Фитохимия", с противоопухолевым препаратом "Арглабин" карагандинская компания активно выходит на рынки России и Германии:
"После запуска нового оборудования существенно выросли объёмы производства, почти в 10 раз выросли за четыре года продажи. У нас сейчас есть ещё один совместный проект с НАТР – мазь против пародонтоза, мы также получили инновационный грант. Уже закупили оборудование для промышленного производства. Проект был профинансирован ещё в 2016-м, пока он на стадии реализации. Выход на внешние рынки, конечно, очень затратный, но мы будем выходить на экспорт".
Препарат для регенерации зубной эмали и дентина InnoDent (продуктовая инновация). Уникальное изобретение казахстанского генетика Бауыржана Айтуова должно было совершить революцию на рынке стоматологических услуг. Однако пока рынок, скорее, против учёного, чем за его изобретение. Хотя причины понятны: Айтуов предложил не просто ноу-хау, а то, что может в перспективе оставить стоматологов планеты вообще без работы в традиционном понимании.
Генетик-болашаковец придумал препарат, который позволяет из слюны пациента получить пептиды. Те в свою очередь стимулируют клетки, а затем и организм в целом лучше работать, а в данном случае – восстанавливать зубную эмаль и дентин. Так как InnoDent по сути получают из слюны пациента, средство полностью биологически совместимо. Отличная профилактика кариеса и никаких пломб. Все годы гениальное изобретение генетика Айтуова получало государственную поддержку, сначала – грант Министерства образования и науки, затем было финансирование со стороны Нацагентства по технологическому развитию. Набивая шишки, новатор стал и менеджером по развитию, и маркетологом, и продавцом. Сегодня для казахстанской компании BioSmart чудо-препарат производят в ведущем биотехнологическом концерне Bachem AG в Швейцарии. Кто знает, чем бы закончилась история, если бы не упрямство и целеустремлённость выпускника президентской стипендии "Болашак".
Рынок стоматологических услуг сначала активно сопротивлялся популяризации InnoDent, теперь же больше 200 клиник Казахстана, России, Украины и Узбекистана позиционирует ноу-хау как инновацию и продукт для премиум-сегмента.
"Надо сказать спасибо тем 1-2% клиник и стоматологов рынка, которые в нас поверили. Это на самом деле нормальное количество для начала внедрения инновационной разработки. Мы на рынке всего 2 года. Без их доверия и желания внедрить не было бы продукта, у нас бы ничего не получилось, – рассказывает Бауыржан Айтуов. – Я рекомендую всем новаторам, учёным активно подавать заявки на гранты, это всё реально – получить поддержку в нашей стране со стороны государства. Всё прозрачно, не надо думать, что ты не получишь грант без агашки, нет этого. Под лежачий камень вода не течёт, нужно подавать, переписывать проект и подавать снова. Если идея стоящая, то она обязательно получит поддержку. Нельзя никогда опускать руки. Возможно, грант – это именно ваш шанс".
Мобильное приложение "е-КСК" (процессная инновация). История успеха компании SmartNet напоминает притчу о том, как некоторые удачливые люди оказываются в нужном месте в нужное время. IT-специалистам удалось в полной мере воспользоваться модой на "умные" решения. Сначала их идея связать жителей дома и КСК выиграла призовое место на Tech Garden Fest в году 2015 как один из самых перспективных стартапов. Затем, после получения гранта, был разработан действующий прототип мобильного приложения. В итоге реальное внедрение приложения идёт, к примеру, в Астане наряду с ещё двумя компаниями-конкурентами. Итоговую победу в столице, по словам главы компании-разработчика Таира Кожахметова, его команде никто не гарантирует.
В работе в тестовом режиме находится уже 20-я версия мобильного приложения. Продукт постоянно обновляется, меняется функционал. Изначально, по признанию Кожахметова, разрабатывалось приложение для жителей люкс-апартаментов, для коммуникации статусных жильцов с управляющей компанией. Однако общаться с КСК дистанционно сегодня уже могут 4 тысячи пользователей, скачав приложение в AppStore и PlayMarket. Жителям Алматы, Караганды, Кокшетау, Уральска, Костаная, Атырау и Петропавловска такой сервис доступен. Акиматы могут оценить эффективность работы КСК, а жители переносят всё общение с управляющей компанией в цифровую плоскость.
"Суть проекта заключается в том, чтобы организовать нормальный канал связи между жителями и их КСК. Как сейчас это происходит связь: это либо телефонные звонки, либо наклеенные объявления, либо в лучшем случае это WhatsApp-группы. Бумага и телефон – это не очень эффективно, а WhatsApp-группы часть проблем решают. Если большой дом, очень сложно какую-то полезную информацию найти, – рассказывает глава компании SmartNet. – Пользователи приложения могут подать заявку в электронном виде, каждой заявке присваивается свой номер и ведётся учёт со стороны КСК: исполнили, как быстро, с каким результатом. КСК в свою очередь может написать уведомление жителям о том, что проводятся работы, будет отключена горячая вода, холодная вода и так далее. То есть человек, где бы он ни находился, будет вовремя уведомлён о тех или иных событиях и, соответственно, может предпринять те или иные действия. Согласитесь, это очень удобно".
Читайте также: Что такое инновации и как они развиваются в Казахстане?
Кто будет дальше инвестировать в инновации
Казахстанских инноваций всех четырёх типов становится с каждым годом всё больше: они востребованы рынком, на передовые решения предсказуемо растёт спрос. В 2017 году был опубликован рейтинг инновационных компаний Казахстана. Часть этих лидеров – крупные холдинги горно-металлургического комплекса. К примеру, только концерн ERG, занимающий первой место в рейтинге, готов на собственное развитие в рамках "Индустрии 4.0" (четвёртой промышленной революции) инвестировать порядка 600 млрд тенге в казахстанские предприятия группы в ближайшие 5-7 лет. Коллеги по рынку также готовятся вложить в "умные" рудники, шахты и разрезы солидные средства. В целом речь может идти о сумме в коридоре от 3 до 5 млрд долларов.
Эти средства пока планируется инвестировать преимущественно в технологические решения и оборудование из-за рубежа. И лишь единицы из крупных игроков горной металлургии готовы поддержать казахстанские разработки. В остальных отраслях порой складывается аналогичная ситуация. Откровенно говоря, наши новаторы к работе с такими крупными заказчиками и с такими объёмами, возможно, ещё не готовы. Пока это одна из главных причин не поддерживать инновационный бренд "Сделано в Казахстане": риски слишком велики. В это же время озвученные бюджеты на цифровизацию несут и благо. Это значит, что казахстанским изобретателям необходимо предлагать тем, кто готов инвестировать, не только продуктовые инновации в виде устройств и процессные инновации в виде IT-решений в горной металлургии. Можно пойти и дальше: крупные холдинги всё чаще говорят об эффективной реструктуризации. Тут им будут необходимы уже организационные инновации. Активный спрос на ноу-хау также сохраняется в секторе электронной коммерции, и тут новаторов ждёт длинный список из банков второго уровня в качестве потребителей и заказчиков.
С момента создания, с 2011-го, государство в целом поддержало 316 инновационных проектов на общую сумму 11,5 миллиардов тенге. В 2018 году Национальному агентству по технологическому развитию на эти цели будет выделено ещё 800 млн тенге. Политика искусственного выращивания новаторов со стороны государства не раз подвергалась критике. Скептики справедливо пеняли на создание слишком тепличных условий для учёных и изобретателей. Новаторам, как известно, нужна конкуренция, иначе есть высокий риск получить заведомо неконкурентный продукт.
Вероятно, дальше государство сосредоточится на создании особых условий для венчурных инвестиций и так называемых бизнес-ангелов, которые будут рисковать уже частным капиталом и скорее всего зарубежным до тех пор, пока казахстанские инвесторы не начнут радеть за будущее своей страны. Площадки в виде Astana Hub, Tech Garden и МФЦА (в лице финансово-технологического хаба) в стране уже созданы. Учитывая человеческий потенциал и наличие большого количества светлых голов, Казахстан в Глобальном инновационном рейтинге имеет все шансы сменить нынешнее 74-е место на позицию гораздо выше. Борьба за региональное лидерство с Индией и Ираном для этого будет хорошей мотивацией.