Гей-драма Кампийо и фильм Франсуа Озона – самые чувственные фильмы Каннского кинофестиваля
Вчера в Каннах (точнее, в Антибах – городе неподалеку) отгремел пафосный бал amFAR – самое знаменитое благотворительное мероприятие в Каннах, где самые большие звезды мирового кино, сцены и подиума собирают пожертвования в фонд людей больных СПИДом. Мероприятие столь гламурное, что, кажется, люди уже давно забыли, зачем там собираются и почему. А если хотят вновь об этом вспомнить, то в программе Каннского кинофестиваля этого года есть фильм "120 ударов в минуту" – это гей-драма о проблемах ВИЧ-позитивных людей, которую снял французский режиссёр марокканского происхождения Робен Кампийо.
Режиссёры, снимающие одну из самых конъюнктурных тем – нетрадиционная любовь и проблемы ЛГБТ-сообществ, всегда на полшага ближе к призам (иначе как объяснить победу совершенно невнятной картины "Жизнь Адель"?). Но в этом году шансы на победу возросли ещё больше, ведь жюри возглавляет Педро Альмодовар, чьи картины без геев, трансвеститов, трансекссуалов и им сочувствующих невозможны. И хотя фильмы самого Альмодовара выходят далеко за рамки заданной тематики, не оценить творчество тех, кто близок по духу, наверное, будет сложно даже при большом желании. Как ни крути, оценка кинофильмов – это очень субъективная вещь.
Итак, в этом году в каннском конкурсе сразу две картины, в которых есть, как минимум, два фильма, которые раззадорят уятменов: это картина Робена Кампийо "120 ударов в минуту", о которой мы упоминали, и новый фильм Франсуа Озона – французского режиссёра, славящегося чувственным фильмами, – "Двуличный любовник".
В гей-драме от Кампийо рассказывается о группе молодых парижан, ВИЧ-инфицированных активистов, называющих себя группой Act-Up, то есть "Действуй!". В своё время группа была знаменита своими громкими акциями, направленными на привлечение внимания государства к проблемам ВИЧ-позитивных людей и настоящей ВИЧ-эпидемии, которую власти долго скрывали. Они срывали важные заседания, выкрикивая свои лозунги и забрызгивая всех официальных спикеров бутафорской кровью, устраивали гей-парады, проводили акции в школах, предупреждая о последствиях незащищённого секса и т.д. Словом, обычная жизнь гражданских активистов. Только одна деталь – все эти парни смертельно больны и практически каждый день теряют своих друзей.
Большое достоинство фильма в его правдивости – он построен на реальных рассказах больных людей, и это чувствуется, во всяком случае, слёзы во время просмотра появляются даже у тех, кто к теме совершенно равнодушен и сексуальную ориентацию считает делом сугубо личным. Тем более жаль бедолаг, когда их беды разворачиваются на фоне вспыхнувшей вдруг любви. Надо сказать, что фильм "120 ударов в минуту" содержит довольно откровенные сцены секса между мужчинами, поэтому вряд ли его купят для российского, а соответственно, и казахстанского проката.
Даже если главную награду – "Золотую Пальмовую ветвь" фильм не получит, картину, скорее всего, наградят Qeer Palm Awards – специальной наградой, вручающейся фильмам, посвящённым ЛГБТ-тематике, начиная с 2010 года. Тем более что Кампийо в этой теме человек не случайный, это не первая его картина на гей-тему: один из самых известных фильмов режиссёра – "Мальчики с Востока" о юных геях из Европы, которые занимаются проституцией на парижском Северном вокзале Gare du Nord.
Другой откровенный фильм – это новая картина французского режиссёра Франсуа Озона "Двуличный любовник" с потрясающей Мариной Вакт, актрисой снимающейся у Озона уже не первый раз. В 2013 они представляли картину "Молода и прекрасна" о девочке из хорошей семьи, которая решила стать проституткой. "Двуличный любовник" – это психологическая драма, настоящий боди-хоррор про психические расстройства с элементами триллера. По сюжету, у героини Марины Вакт – Хлои серьёзные психологические, а точнее психосоматические проблемы – у неё все время болит живот, врачи не могут найти причину и советуют покопаться в психике.
Психотерапевт Хлои – молодой, симпатичный и очень добрый мужчина Поль (его играет бельгийский актёр, живущий в Париже Жереми Ренье, он, кстати, тоже снимался у Озона). Вскоре сеансы психотерапевтической помощи оказываются не только полезными, но и приятными – пациентка и врач становятся любовниками. Правда, оказывается, что у парня есть тайны – например, брат-близнец Луи, который хоть и похож на него как две капли воды, но на самом деле его антипод. В лучших традициях озоновских фильмов, Хлоя имеет сексуальные отношения с обоими, в итоге случается здесь всё: и любовь, страсть, и секс, и боль, и буйно проявившийся садо-мазохистский комплекс, и проблемы с восприятием собственного тела, и гей-отношения, и даже инцест – словом, всё, чем любит Озон взбудоражить публику. В принципе, вся проблематика картины могла бы свестись к любовному треугольнику, если бы не одна деталь: Хлоя, оказывается, тоже не одна.
Новая картина Озона получилась очень чувственной, в ней довольно много эротических сцен, часть из которых не лишена юмора: например, в начале картины показывают приём в кабинете гинеколога, причём на самом крупном из возможных планов. Поскольку сразу за эротическим кадром следует визуальная шутка, зал радостно смеётся. В целом "Двуличный любовник" – неплохая работа: возмутительная для уятменов, но типичная для Озона, красивая, полная психологизма и мыслей о двойственности человеческой природы. Здесь потрясающая Марина Вакт и очень интересный Жереми Ренье.
Оценит ли эти картины жюри по достоинству, станет известно 28 мая, когда поведут итоги Каннского кинофестиваля.