Герой вне времени: 7 лучших ролей Алексея Баталова
Дело Румянцева
Одна из дебютных главных ролей Баталова и первая в череде образов настоящего человека и мужчины – доброго, преданного, честного. Картина Иосифа Хейфица 1955 года не только запустила в советском послевоенном кинематографе жанр детектива, но и едва ли не впервые обозначила конфликт невиновного человека и органов правопорядка.
Водитель Александр Румянцев в исполнении Баталова встретил свою любовь, всё у него в жизни отлично, но когда дело идёт к свадьбе, его подставляет начальник автобазы, и Румянцев попадает под подозрение, как расхититель социалистической собственности. Не найдя понимания в милиции, Румянцев решает сам найти виновных, но попадает в ещё больший переплёт.
Цитата:
– У тебя сердце есть?
– На вскрытии определят.
– А душа?
– Вот души у меня нет.
Летят журавли
Вышедший два года спустя фильм Михаила Калатозова, в 1958-м получивший "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах, стал классикой не только советского, но и мирового кинематографа. Формально роль Алексея Баталова вряд ли можно считать главной – ушедший в 1941 году добровольцем на войну Борис появляется на экране только в первой половине фильма, но, тем не менее, он всё время незримо присутствует в повествовании. И несмотря на очевидную развязку, зритель до самого финала картины верит вместе с предавшей любимого человека Вероникой, что Борис жив. В том числе, благодаря поздравлению с днём рождения, написанному Борисом перед отправкой на фронт, но найденному Вероникой только через несколько лет.
Цитата:
"Моя единственная, поздравляю с твоим днём рождения... В этот день ты появилась на свет. Уйти от тебя трудно. Но что же делать, иначе нельзя. Война! Это необходимо. Нельзя жить прежней жизнью и веселиться, когда по нашей земле идёт смерть. Мы еще будем счастливы. Люблю, верю в тебя. Твой Борис".
Дорогой мой человек
Один из лучших советских фильмов о войне и очередной плод сотрудничества Баталова и Хейфица, вышедший "в стык" с картиной "Летят журавли". В этих двух лентах можно найти общие мотивы, в то же время, в отличие от удостоившегося партийной критики фильма Калатозова, "Дорогой мой человек" более жизнеутверждающее кино.
Действие картины начинается в середине 1930-х, Алексей Баталов и Инна Макарова играют знакомых с детства и влюблённых друг в друга Владимира и Варвару. Не найдя понимания по поводу того, что важно в жизни, и как эту жизнь дальше строить, молодые люди расстаются. Судьба ещё дважды сведёт их вместе – во время войны и по её окончании, и за все эти годы, несмотря на предательства, интриги, подковерные игры, врач Владимир Устименко останется таким же, каким его когда-то полюбила Варвара.
Цитата:
"В одной старинной книге сказано: «Лекарь, покинувший своих больных, уподоблен должен быть часовому, покинувшему пост".
Девять дней одного года
Классический фильм хрущёвской оттепели, когда многое уже было можно, и многое ещё нельзя. Михаил Ромм в обёртке поощряемого жанра "производственной драмы" на примере популярной и секретной профессии физиков-ядерщиков показывает не только любовный треугольник, но и столкновение противоположных жизненных философий, противоположных мировоззрений.
Герой Баталова, учёный Дмитрий Белов, проводит опасные эксперименты, в результате которых получает большую дозу облучения. Несмотря на предупреждения врачей, Белов продолжают работу, готовый пожертвовать не только личным счастьем, но и жизнью самой по себе, лишь бы своими открытиями принести благо человечеству.
Цитата:
"Опыт закончился неудачей. Ну что ж, это закономерно. Зато из ста возможных путей к истине один испытан и отпал. Осталось только девяносто девять".
Три толстяка
Сказка для взрослых, написанная Юрием Олешей ещё в 1924 году, стала не только очередным большим актёрским опытом Алексея Баталова, но и вторым режиссёрским (вслед за "Шинелью" 1959 года). Баталов совместно с Иосифом Шапиров экранизировали "Трёх толстяков" в 1966-м – когда оттепель ещё не полностью сошла на нет, но застой уже был близок. В какой-то мере этот фильм получился прощально-пророческим. Сам Баталов исполнил роль акробата Тибула (ради неё актёр обучался хождению по канату) – одного из лидеров революционного движения в королевстве Трёх толстяков.
Цитата:
"Жуткая ночь наступила для богатых и толстых".
Бег
Для первой советской экранизации произведений Михаила Булгакова режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов собрали настоящую дримтим отечественного кинематографа. Михаил Ульянов, Людмила Савельева, Евгений Евстигнеев, Владислав Дворжецкий, Николай Олялин, Владимир Басов, Олег Ефремов, Владимир Заманский.
Алексею Баталову досталась роль Сергея Голубкова – интеллигента, доцента Санкт-Петербургского университета, вынужденного бежать от революции вместе с Белой армией не столько потому, что он Советскую власть однозначно не принимает, сколько из-за царящего вокруг хаоса и непонимания происходящего. Поскитавшись по загранице, Голубков и его возлюбленная, брошенная мужем, министром торговли, Серафима Корзухина, возвращаются в Советскую Россию.
Цитата:
"Ничего, ничего не было, всё мерещилось! Забудь, забудь! Пройдёт месяц, мы доберёмся, мы вернёмся, и тогда пойдёт снег, и наши следы заметет..."
Москва слезам не верит
Самая растиражированная и последняя действительно знаковая роль Алексея Баталова. В наши годы образ слесаря Гоши (он же Гога, он же Жора, он же Георгий Иванович), созданный режиссером Владимиром Меньшовым, сценаристом Валентином Черных и Алексеем Баталовым, принято осуждать и даже поругивать. Впрочем, чаще всего это происходит, скорее, даже не по велению времени, а от непонимания характера героя удостоенной "Оскара" картины, наиболее ёмко выраженного не во фразах о социальном статусе и заработной плате, а в словах ниже.
Цитата:
"Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено".