Газификация Астаны. Чем для потребителей обернётся проект "Сарыарка", и есть ли альтернативы?
Амбициозные планы по газификации центральных и северных регионов республики стали самым обсуждаемым проектом в энергетике последних лет. Вокруг строительства трубы с природным газом больше года не прекращаются громкие споры. Главный вопрос, который интересует конечных потребителей: какой будет цена на заветный кубометр голубого топлива. Informburo.kz детально разбирает, что же такое магистральный газопровод "Сарыарка", и где страна найдёт деньги на масштабную стройку.
Газовое чудо за триллион тенге
В декабре 2016 года отечественной инжиниринговой компанией ТОО "КАТЭК" было завершено технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта магистрального газопровода "Сарыарка". Документ описывал газификацию сразу трёх регионов Казахстана, где природного газа исторически не было – речь про Карагандинскую, Акмолинскую и Северо-Казахстанкую области.
Позже, 30 марта 2017 года проект получил положительное заключение РГП "Госэкспертиза". Несмотря на то что проектировщики в двух вариантах из трёх предлагали тянуть трубу из Аральска, окончательно точкой подключения был выбрана Кызылорда.
Реализация проекта "Сарыарка" разработчиками была поделена на 4 этапа:
- 1-й этап. Строительство газопровода по маршруту "Кызылорда – Жезказган – Караганда – Астана". Ветка протяжённостью 1 081 км и диаметром 820 мм будет стоить 267,3 млрд тенге.
- 2-й этап. Строительство газопровода "Астана – Кокшетау". Труба протяжённостью 276 км и диаметром 630 мм позволит газифицировать Акмолинскую область, включая Кокшетау и Щучинско-Боровскую курортную зону. Этот отрезок обойдётся в 48,2 млрд тенге.
- 3-й этап. Строительство газопровода "Кокшетау – Петропавловск". Самая короткая труба протяжённостью 177 км и диаметром 426 мм позволит практически полностью газифицировать СКО. Это потребует ещё 18,9 млрд тенге.
- 4-й этап. Прогнозное увеличение объёмов потребления газа предполагает строительство двух компрессорных станций "Жезказган" и "Темиртау" для увеличения пропускной способности всего проекта до 3 млрд м3 в год. Стоить станции под ключ будут 35,5 млрд тенге.
Общие затраты только на строительство трубы и компрессорных станций за весь период составят 369,9 млрд тенге. Но это не окончательная сумма газификации центра и севера Казахстана. В октябре 2017-го на прямой вопрос мажилисменов о стоимости проекта премьер-министр Бакытжан Сагинтаев ответил, что вся необходимая инфраструктура во всех городах, райцентрах и сёлах, подключаемых к проекту "Сарыарка", будет стоить ещё 670 млрд тенге. Только Карагандинская область требует затрат на газовую инфраструктуру порядка половины триллиона.
Итоговый ценник газификации трёх регионов обойдётся в 1 триллион тенге. Это практически в 2 раза больше бюджета проведения масштабной выставки ЭКСПО-2017. Согласно официальным данным, расходы бюджета за весь период подготовки и проведения статусного мероприятия составили 565 млрд тенге.
Читайте также:
Астана идёт к природному газу почти 60 лет. Почему ни один из проектов не был реализован?
Долго искали деньги
1 июня 2017 года на встрече с населением глава Минэнерго Канат Бозумбаев ответил честно: когда голубое топливо придёт в Астану, он не знает:
"Только Бог знает, наверное, когда проведём газ в Астану. Но сегодня я уже говорил, подготовлено технико-экономическое обоснование магистрального провода из Кызылорды. Оно прошло государственную экспертизу. В этом месяце мы планируем завершить обсуждение. Я думаю, что в первом полугодии Правительство уже вынесет решение по этому вопросу. Протянут газопровод или нет, я смогу ответить только во втором полугодии этого года", – ответил министр.
В августе 2017-го министр Бозумбаев на пресс-конференции в Правительстве признал, что денег на строительство у компании "КазМунайГаз" в данный момент нет, а существующие кредиты не дают национальному нефтегазовому гиганту возможность взять ещё один. Исполнителем проекта "Сарыарка", по данным министра, всё ещё оставалась "дочка" нацкомпании – АО "КазТрансГаз".
Ещё один стимул провести газ – экологическая обстановка, столица, как и Алматы, столкнулась с проблемой смога. Главной причиной загрязнённого воздуха аким столицы Асет Исекешев назвал в итоге транспорт, но досталось от градоначальника и ТЭЦ, и печному отоплению частного сектора.
13 февраля 2018 года Канат Бозумбаев впервые объявил о том, что с большой долей вероятности деньги на строительство трубы от Кызылорды до Астаны даст Европейский банк реконструкции и развития. Речь о тех самых 270 млрд тенге, которые необходимы для реализации первого этапа магистрального газопровода "Сарыарка".
Поручение Президента
5 марта Нурсултан Назарбаев в своём обращении к народу "Пять социальных инициатив" на газификации остановился особо. Глава государства отметил, что 2,7 миллиона человек в нашей стране природное топливо ждут долгие годы – как бизнес, так и рядовые потребители.
10 марта было официально объявлено, что "КазТрансГаз" на базе имеющегося ТЭО пишет проектно-сметную документацию. Газовую ветку, длиной 1081 и диаметром 820 мм, газовики обещают построить всего за год – к декабрю 2019-го. В начале июля текущего года, в качестве символического подарка столице на 20-летие, Минэнерго даже анонсировало торжественную церемонию сварки первого стыка магистрального газопровода "Сарыарка".
13 марта Канат Бозумбаев также упомянул о том, что для успешного строительства, возможно, будет создана даже новая компания в структуре фонда "Самрук-Казына".
"Самрук-Казына" должен создать или определить дочернюю организацию для реализации проекта и сформировать уставный капитал на достаточном уровне для привлечения финансирования. Ответственные – Министерство национальной экономики РК, "Самрук-Казына", "КазМунайГаз" и "КазТрансГаз". Срок – июнь 2018 года", – отметил в интервью журналистам Канат Бозумбаев.
Чтобы заполнить магистральный газопровод сырьём и обеспечить поставку газа потребителям, Минэнерго со своей стороны, по словам главы ведомства, ускорит проектирование строительства газораспределительных сетей с синхронизацией сроков завершения магистрального газопровода. То есть когда в столицу придёт труба, к декабрю 2019-го, в Астане будет уже создан определённый пул потребителей.
Несостыковки в сроках и готовности
В официальном ответе акимата Астаны, который завизировала пресс-служба Минэнерго, нормативная продолжительность строительства 1-го этапа проекта "Сарыарка", согласно ТЭО, составляла на декабрь 2016-го ровно 45 месяцев, или 3 года 9 месяцев. Строительство всех этапов проектировщики из ТОО "КАТЭК" оценивали в 9,5 лет. Вероятно, в проектно-сметной документации в версии 2018 года сроки будут уже совершенно другие.
Газопровод длиною в 1081 километр, конечно, теоретически реально построить всего за год и дать первую партию топлива в Астану уже к декабрю 2019 года. В газовой отрасли республики были похожие проекты, но ни "Бейнеу – Бозой – Шымкент", ни проект "Казахстан – Китай" не были построены за столь короткий срок. Точнее в рекордные сроки укладывались только китайские партнёры, а не казахстанская сторона.
За газификацию Астаны заплатят все потребители?
Ещё больший скепсис вызывает вопрос тарифообразования: цена на голубое топливо в столице – краеугольный вопрос всего проекта "Сарыарка". Главная газоснабжающая компания страны – "КазТрансГаз Аймак" – сейчас установила дифференцированные тарифы. В регионах в зависимости от объёмов потребления и близости к источникам природного газа и уровня газификации ценники совершенно разные. Так, например, самый низкий тариф на один кубометр с 1 января 2018 года для населения составляет 8,01 тенге – это в Атырауской области. В Актюбинской голубое топливо стоит чуть дороже – 9,96 за кубометр. Одни из самых высоких тарифов действуют в ЮКО – 34,48 тенге и Алматинской области – 36,45 тенге.
В октябре 2017-го из-за того, что проект газификации надо окупать, Правительство всерьёз заговорило о том, что вся республика должна платить по единому тарифу и компенсировать высокую себестоимость доставки голубого топлива в центр и на север. Бакытжан Сагинтаев на заседании Правительства 18 октября назвал примерный коридор вероятной отпускной цены для потребителей газа проекта "Сарыарка" – 54-55 тенге за кубометр.
"Это очень большой тариф. У нас сегодня самый высокий тариф в Алматинской области – 36 тенге за кубометр. В этой связи есть предложение эти расходы раскидать по всей газотранспортной системе страны. Тогда будет снижение по тарифам. Сейчас над этими вопросами мы работаем. Безусловно, в ближайшее время будет принято окончательное решение", – заключил он.
В феврале 2018-го во время презентации проекта Закона "О естественных монополиях" в Мажилисе Парламента РК вице-министр национальной экономики РК Серик Жумангарин заявил, что в кабмине и профильных министерствах делают предварительные расчёты единых тарифов и вообще думают, вводить ли их на территории страны.
13 марта уставший от регулярных расспросов министр Бозумбаев назвал новый коридор цены за кубометр природного газа в рознице. Именно эти цифры, вероятно, следуют из свежих расчётов Минэнерго – 47-50 тенге за кубометр для астанинских потребителей.
"Он дорогой относительно чего? Относительно Европы он очень дешёвый. Относительно Актюбинской области он дорогой. Относительно Шымкента, ЮКО или Алматинской области не такой дорогой. Я просто говорю, цена газа складывается из издержек: покупка, средняя рыночная цена плюс тариф по магистральным газопроводам и тариф по распределительным газопроводам. Исходя из этого мы прогнозируем цену 47-50 тенге (за кубометр. – Авт.)", – заявил Бозумбаев в кулуарах Правительства.
Желание чётко определиться с будущей ценой на газ и вероятность принятия единого тарифа на голубое топливо по всей республике понять можно. Международные финансовые институты, в том числе и Европейский банк реконструкции и развития, вряд ли дадут кредиты на газопровод, если не будут видеть чёткую экономическую модель и показатели окупаемости проекта "Сарыарка".
Какая бы компания ни взяла на себя роль оператора проекта масштабной газификации, будет необходимо найти средства на всю газовую инфраструктуру. Она, как в октябре 2017-го отмечал премьер-министр Сагинтаев, потребует ещё 670 млрд тенге.
Вероятно, 50 тенге за кубометр в итоге не окажется окончательной ценой замены угля. Пока этот ценник для многих потребителей кажется чрезвычайно высоким. Вряд ли потребители западных и южных регионов захотят оплачивать затраты на газификацию центра и севера.
Забытый проект
Ещё в 2015 году, когда газопровод "Сарыарка" находился лишь в головах отечественных газовиков, появилась реальная альтернатива газификации столицы. Речь о идёт проекте Astana LNG 2020 от компании Global Gas Group. В 2015 году частная казахстанская газовая компания и акимат Астаны подписали предварительные документы (договор о намерениях) о беструбной газификации столицы.
Проект предусматривал строительство шести крупных станций на территории столицы. Они взяли бы на себя теплоснабжение всех коммунальных предприятий города и частного сектора при помощи сжиженного природного газа (СПГ), используя технологию виртуального газопровода. Инвестор намеревался построить высокотехнологичные станции регазификации (сжиженное топливо на них снова переходило бы в газообразное состояние) и распределительные сети к объектам за свой счёт. Свои затраты компания оценивала в 18,5 млрд тенге.
Использование сжиженного природного газа не является панацеей. Скорее всего, действующие ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, а также будущая ТЭЦ-3 только в далёкой перспективе смогли бы сменить уголь и мазут на голубое топливо. Однако этот проект в 2015 году рассматривался как часть подготовки Астаны к приходу природного газа по трубе. К 2021 году, согласно планам, сжиженный природный газ вытеснил бы активное использование угля, мазута и дизельного топлива. Последнее значительно превосходит поставляемый газ по цене. Сэкономленными миллиардами государство могло бы дотировать розничный тариф для населения и снизить стоимость кубометра сразу до 35 тенге. Инвестор предлагал чиновникам эту цену зафиксировать на 12 лет в договоре государственно-частного партнёрства. По такому тарифу, к слову, сегодня платят потребители Алматинской и Южно-Казахстанской областей.
8 февраля 2017 года в столице запустили первую станцию регазификации сжиженного природного газа "Туран" и подключили в ней первый объект – Назарбаев университет. Как заявили в самой компании, переход с дизельного топлива на газ только за один полноценный отопительный сезон 2017-2018 годов позволило учебному заведению сэкономить почти 400 миллионов тенге. Однако, по словам директора Global Gas Regazification (дочерняя структура компании Global Gas Group) Панаёта Саулиди, ситуация вокруг их проекта сейчас неоднозначная: летом 2018-го инвестор должен приступить к строительству новой, уже второй по счёту, станции "Южной", но приступит ли – большой вопрос.
"Ещё в прошлом году мы готовы с городским акиматом договорились подключить все статусные объекты на проспекте Туран: спортивный и медицинский кластеры, Назарбаев интеллектуальную школу, столичный аэропорт. Все они тратят солидные деньги на закупку дизельного топлива. Все эти объекты могла взять на себя станция "Туран". Только одна станция. В планах компании было строительство ещё 5 станций, которые могли бы покрыть все потребности столицы. Таким образом, к 2021 году мы планировали развить газовую инфраструктуру, и город был бы готов к приходу магистральной трубы. Сейчас мы планируем больше внимания уделять другим перспективным направлениям, которые мы параллельно развиваем: газификации Акмолинской и Северо-Казахстанской областей, а также внедрению газомоторного топлива", – утверждает глава Global Gas Regazification.
Панаёт Саулиди считает, что вокруг проекта "Сарыарка" складывается противоречивая ситуация. В СМИ от лица чиновников называются чересчур скорые сроки прихода природного газа в столицу, меняются данные о цене газа для потребителей, до сих пор нет точной информации о том, кто и за счёт каких средств будет прокладывать газопровод.
"По поводу газопровода "Сарыарка": прежде всего необходимо определить, коммерческий это проект или социальный. На мой взгляд, сельчанин не готов будет платить 50-60 тенге за кубометр, как и десятки тысяч владельцев частных домов – по 300-400 тысяч тенге за подключение. А также, если быть откровенным, у меня есть сомнения, что газ придёт в Астану в 2019 году. Приведу простой пример: газопровод "Алматы – Талдыкорган" строили 5 лет, там всего 260 км, здесь – тысяча".
Как заверили Informburo.kz источники в газовой отрасли, главным противников проекта частной Global Gas Group в вопросе газификации столицы является государственная компания "КазТрансГаз Аймак". Последняя по сути является главным игроком на отечественном рынке газоснабжения, и отдавать рынок Астаны в её интересы не входит, тем более частнику. Официально возможный конфликт интересов не комментирует ни одна из сторон. Зато негативных отзывов о СПГ-проекте стало неожиданным образом появляться достаточно много. В качестве аргумента против "подсаживания" столичных потребителей на сжиженный газ называется его высокая цена. В 2017-м ценник был 110 тенге за кубометр, в 2018-м – уже 127 тенге. Это цена, которую сейчас за голубое топливо платит Назарбаев университет.
Кроме того, сырьё специальными автоцистернами Global Gas Group завозит из России. СПГ производится ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург". К 2021 году частный инвестор должен был обеспечить доставку в столицу до полумиллиарда кубометров сжиженного газа российского производства. Зависимость от поставок дочерней структуры российского "Газпрома" считается вопросом нацбезопасности.
"Какой-то нездоровый патриотизм возник вокруг того, что именно казахстанский газ должен быть в Астане. Однако, если учитывать многочисленные операции по обмену газом между нашими странами, потребитель и сейчас не знает, чьё именно голубое топливо у него в горелке. К 2025 году будет общий рынок энергоносителей стран ЕАЭС. В связи с чем разницы между российским, казахстанским и кыргызским газом лично я не вижу. Никакого лобби российского газа за нашей компанией нет. Значение здесь имеют лишь российские технологии производства дешёвого СПГ, которыми сегодня обладает Global Gas Group: в ноябре 2017 года мы презентовали главе государства проект завода по сжижению газа в Костанае, для производства топлива непосредственно на территории Казахстана. К настоящему моменту мы ещё не пришли к общему знаменателю с "КазТрансГазом" в этом вопросе. Порой у меня складывается ощущение, что госкомпания видит в нас реального конкурента", – считает Панаёт Саулиди.
В июне этого года Министерство энергетики обещает снять все вопросы по проекту "Сарыарка", а в июле можно уже будет начинать вести какие-либо строительные работы. Правда, даже сторонники газопровода и профессиональные газовики в неофициальных беседах признаются, что строительство трубы на север станет главным вызовом отрасли. Чтобы построить газопровод и всю необходимую инфраструктуру в озвученный срок, понадобятся либо гораздо большие деньги, либо привлечение крупных иностранных компаний.