Фильм "Лето" о Викторе Цое показали в Каннах. Серебренников доделывал его под домашним арестом
Кирилл Серебренников снял фильм о музыкантах эпохи перемен и их стремлении к свободе, но в итоге сам сейчас несвободен – известного режиссёра и идеолога знаменитого "Гоголь-центра" в Москве арестовали, не разрешив доснять фильм. В итоге он завершал ленту дома и выкручивался из ситуации как мог: монтировал из того, что успел отснять, чтобы скрыть какие-то огрехи, и даже задействовал анимацию. Получилось неплохо – свежо, обаятельно и понятно всем, даже иностранцам, которые вряд ли слышали песни Цоя и наверняка не представляют масштабов фигуры лидера группы "Кино" для русской культуры.
Премьера фильма "Лето" получилась эмоциональной – у тех, кто имел отношение к съёмочному процессу, глаза были на мокром месте. Россияне пришли на первый показ картины в майках freekirill, а съёмочная группа вышла на красную дорожку с плакатом, где было написано его имя. По традиции в зале режиссёру оставили пустое кресло (фестивали не первый раз приглашают авторов, которым запрещено выезжать за границу). Директор кинофестиваля Тьерри Фремо написал и передал через МИД Франции письмо Владимиру Путину, для того чтобы он дал разрешение выехать Кириллу на фестиваль. Приём не сработал, автор так и остался под домашним арестом. Президент Российской Федерации ответил, что он бы и рад помочь, но не может – в России суды независимые.
Loading...
Фильм "Лето" – это чёрно-белая картина, которая рассказывает о первых шагах Виктора Цоя на сцене. Лента охватывает тот период, когда Виктор только познакомился с лидером группы "Зоопарк" Майком Науменко и его женой Натальей. Цой пока ещё не легенда и не кумир миллионов, поющий о том, что он ждёт перемен. Он скромный и тихий парень, который просто любит петь свои песни, не подражая никому. Несмотря на то, что картина "Лето" заявлена как фильм о Цое, на самом деле это скорее лента о Майке Науменко, "советском Бобе Дилане", человеке, который хоть и жил в СССР, но всегда стремился вырваться за его пределы. Он был большим фанатом западных групп и писал свои первые песни на английском языке. Есть ещё одна значимая фигура в фильме – супруга Науменко Наталья. Этот треугольник – Науменко, его жена и Цой позволяет превратить "Лето" в романтическую историю. Сделать это, судя по всему, было легко, ведь сценарий построен на воспоминаниях Натальи, она и консультировала съёмочную группу картины.
Первый выложенный в сеть эпизод "Лета" с саундтреком фильма разочаровал фанатов Цоя и Науменко, ведь он выглядел так, будто главные герои вовсе не рокеры, а завсегдатаи московских кофеен: любители латте, котиков и фотографий в Инстаграме. Борис Гребенщиков, посмотревший один из драфтов сценария, картину не одобрил, сказав, что вместо его друзей и коллег на экране дешёвые московские хипстеры, ориентированные только на секс и бабки. Ни секса, ни особых разговоров о деньгах в фильме нет. Но понять поклонников русского рока и фанатам Цоя можно – слишком большая и значимая фигура для культуры. Большинство ровесников Цоя живы и прекрасно его помнят. Если они и вживую никогда не видели Цоя, то прекрасно знают "Иглу" и в деталях помнят финал, который отснят на заснеженной алматинской "Тулебайке".
Впрочем, если не воспринимать историю как байопик, а принять фильм как некую фантазию, в которой есть место вольностям и шуткам (к примеру, в фильм введён специальный персонаж, что-то вроде совести русского рока, который появляется в определённый момент и начинает распекать рокеров то за одно, то за другое), то фильм производит большое впечатление. Видимо, зная, что экранизировать историю легенды русского рока будет непросто, Кирилл будто намеренно отстраняется от исторической правды и вводит в фильм несколько эпизодов с ремаркой "Этого не было". Эти эпизоды похожи на мюзикл – советские люди (причём выбраны самые ходовые архетипы советских граждан: мрачная и уставшая тётка из троллейбуса, злая кондукторша, гэбэшники, милиционеры) поют песни Игги Попа, Лу Рида, Talking Heads. Особенно иронично выглядит приглашение в одну из сцен, снятых в общественном транспорте, актёра Александра Баширова, снимавшегося ранее в "Игле". Эволюция героя – от "Иглы" до "Лета" веселит.
Несмотря на то, что фильм не о политике, а о музыкантах, в нём есть эпизоды, которые придают объём картине и рассказывают зрителю о той стране, в которой мы жили: вот одного из парней забрали в Афганистан, тут – чёрный рынок на Горбушке, где можно купить плакат, а здесь – советский художественный совет, в котором разбираются в идеологической пользе песен Цоя. "А песня "Восьмиклассница" против чего борется?" – спрашивает женщина из комиссии. "Против половой распущенности", – отвечают ей.
Фильм "Лето" получился очень музыкальным, песни Цоя и Науменко изящно переплетаются с творчеством Дэвида Боуи, Игги Попа, Лу Рида, Talking Heads и Mott the Hoople. Ну и потом – когда ещё подпоёшь в Каннах "Алюминиевым огурцам" и "Восьмикласснице"?
Что касается актёрских работ, то они вполне уместны, хотя, честно говоря, поверить в то, что музыкант группы "Звери" Роман Билык, который представляется обычно Ромой Зверем, – это Майк Науменко, было сложно. У Ромы своя собственная харизма, и чьи бы тексты он ни пел, в итоге всё равно получается творчество группы "Звери". Исполнитель роли Цоя, корейский актер Тео Ю, выдал свою интерпретацию кумира – он робкий, стеснительный юноша и не более. Он, похоже, и не стремился выдать того Цоя, которого мы знаем. Получается вполне удовлетворительно. Актриса Ирина Старшенбаум (известна по "Притяжению" Бондарчука) тоже успешно справляется с ролью.
Самая мощная сцена фильма – это, конечно же, финал, голос настоящего Цоя и его песня (без спойлеров). Скажем только одно – текст песен сейчас звучит как никогда актуально, оттого и драматично. Особо чувствительные зрители вышли с показа в слезах. Без оваций на пресс-показе не обошлось.