Феминизм и красота. Кто придумывает бьюти-стандарты и как они меняются?
Вероника Фонова – алматинская фем-активистка. Она не раз высказывалась в СМИ против патриархальных ценностей. Она же была в числе феминисток, которые 8 марта 2017 года прошлись маршем по Арбату в Алматы.
Также Вероника обладает яркой внешностью и любит экспериментировать с макияжем, её образы в Instagram часто получают положительные отзывы.
Бьюти-стандарты и красота как некая обязанность женщины – то, против чего традиционно выступает феминизм. Но во многих случаях борьба за права женщин вовсе не означает отказа от макияжа или желания хорошо выглядеть.
В третьей волне феминизма стало возможно направление lipstick feminism (lipstick — губная помада), призывающее женщин не отказываться от макияжа и не стесняться выглядеть сексуально, если это продиктовано личным желанием.
Читайте также:
С лозунгами против фашизма и сексизма прошлись феминистки по Алматы
Вероника Фонова считает, что эстетизация внешности вне патриархального общества возможна. К примеру, как одна из форм искусства. Вне зависимости от гендера люди могли бы примерять разные образы, текстуры и краски.
"Важно осознавать, что стандарты красоты – это адаптивные предпочтения, навязанные извне. Я не думаю, что делаю это (макияж –Авт.) только для себя, – говорит Вероника Фонова. – Я понимаю влияние медиа, патриархата и современной культуры. Но мне нравится экспериментировать с макияжем, создавать интересные образы, ведь я дизайнерка, моя работа связана с иллюстрацией, творчеством. Я пользуюсь макияжем не для того, чтобы скрыть свои мифические недостатки, а для того, чтобы сделать что-то творческое, что будет выглядеть ярко и необычно".
Какой могла бы быть красота без гендерных стереотипов и что это вообще такое? Актуально ли сегодня воспринимать красоту как некий трансцендентый идеал по примеру Достоевского или это лишь социальный конструкт, который усиливает гендерное неравенство?
Бритые ноги и образ домохозяйки
Современная женщина становится всё более экономически независимой. Удачное замужество теперь не определяет её благосостояния, а значит, красота не является обязательным условием существования.
С другой стороны, понятие красоты стало близким к социальному статусу. Ухоженная внешность, спортивная фигура, молодость – индикаторы успешности человека.
Но требования к женской внешности всё ещё гораздо выше, чем к мужской. Что бы ни делала женщина, в первую очередь общество оценивает то, как она выглядит. Почему так сложилось?
До конца Промышленной революции (начало XIX века) стандарты женской красоты ещё не были универсализированы. Они распространялись лишь на аристократок и проституток. А женщин из остальных слоёв населения оценивали исключительно по их трудоспособности. Женские рабочие руки были востребованы и на ферме, и на городских фабриках.
Ситуация изменилась в начале 1900-х годов, когда начала развиваться киноиндустрия, а вместе с ней модный бизнес и косметология.
Затем в 1940-х из-за моды на укороченные платья женщины стали повсеместно брить ноги. Вскоре бритые ноги становятся стандартом.
Но домашний быт всегда оставался женской прерогативой, поэтому в 1950-х, в том числе и в СССР, зародился образ идеальной домохозяйки: приветливая стройная женщина, которая печёт пироги в нарядном платье и в макияже, симбиоз труженицы и красотки с большого экрана.
На 1960-1990 годы пришлась вторая волна эмансипации, во время которой женщины получили избирательные и имущественные права, и больший выбор профессий. Но несмотря на это, стандарты женской внешности с каждым годом становились всё более и более сложным конструктом.
Как постмодернизм повлиял на стандарты красоты
Красота – это социальный конструкт. Об этом говорят сотни исследований социологов, антропологов и культурологов. В 2015 году были популярны ролики "100 Years of Beauty" демонстрирующие то, как кардинально менялись представления о красоте каждое десятилетие. Как на эти представления влияли политическая (война), культурная (европеизация), экономическая ситуации и религия.
При этом стандарты красоты зависят не только от конкретной культуры, общества, сообществ, но и личности субъекта, смотрящего на красоту, его опыта и предпочтений.
Считается, что римляне считали красивыми женщин с крупными чертами лица, греки – светловолосых, в средневековой Европе идеалом были бледные женщины с удлиненными конечностями и выпуклым животом, символизирующим вечную беременность. Однако не всё так однозначно.
"Надо понимать, что в каждую эпоху существует мода на те или иные типажи, обычно даже одновременно несколько мод. Сегодня конвенционально красивой могут назвать и высокую блондинку с женственными формами и мальчикоподобную брюнетку. Мы никогда не найдем тот женский образ, который будут считать красивым абсолютно все в ту или иную эпоху, мы можем только выделять отдельные черты и пытаться найти им объяснение", – говорит научный сотрудник лаборатории социологии, преподаватель антропологии религии Европейского университета в Санкт-Петербурге Елена Хитрова.
Говоря преимущественно об европейской истории искусств и культуры, необходимо учитывать, что наша современность – эпоха постмодернизма – очень европоцентрична. Казахстанская культура не исключение. Доктор искусствоведения Молдияр Ергебеков объясняет это глобальной европейской колонизацией, частью которой были российская, а затем советская экспансии в Центральной Азии.
"Несмотря на то, что Советский Союз стремился сформировать собственное идеологическое искусство, такое, как соцреализм, он не смог отойти от западных канонов, особенно после Второй мировой войны, – говорит искусствовед Молдияр Ергебеков. – Та же импортная одежда, привозимая небольшими партиями в СССР из западно-социалистического блока, для советских людей считалась образцом красивой одежды на протяжении всего советского периода. В период модерна с Запада распространились такие конструкты, как индустриализация, понятие нации, национального государства, капиталистическая экономика и многие другие вещи. Поэтому, всё европейское приравнивается к идеальному".
Тендеции: гендер, андрогинность и бодипозитив
Главная тема последних лет модной индустрии – это гендер. Все чаще дизайнеры экспериментируют с андрогинным стилем, надевая на мужчин платья, а женщинами в смокинге уже никого не удивишь. Впрочем, андрогинность как субкультура появилась ещё раньше. Дэвид Боуи, Принс, Энни Леннокс, Кейт Мосс, Тильда Суинтон подчёркивали свою внегендерность задолго до того, как стали популярными андрогинные модели начала 2010-х: Андреа Пежич, Саския де Брау, Агнесс Дейн.
В 2018 году транс-женщина, актриса и модель с андрогинной внешностью Хари Неф стала лицом L’Oréal, H&M и сыграла в сериале Netflix "You" не транс-персону, а цисгендерную женщину.
Несмотря на это, подчёркнуто женственный образ остается ещё актуальным. Тонкая талия, пышный бюст, пухлые губы – эти идеалы были заданы голливудскими актрисами в 1930-1950 годах. Именно тогда в Голливуде сложилось существующее сейчас кинопроизводство, и кино стало по-настоящему массовым искусством.
Кинокритик Олег Борецкий отмечает особый статус актрис той эпохи. Их красота оценивалась как нечто элитарное и недостижимое.
"Это были настоящие кинобогини, они являли собой самые разные стороны женской красоты: романтическая звезда Одри Хёпберн, Вивьен Ли – "красавица с лицом феи", так её называли современники, та же Мерилин Монро и её сексапильный образ, – говорит Олег Борецкий. – Тогда не было интернета и пресловутых айфонов, люди ходили в кинотеатры и смотрели на звёзд снизу вверх. Это были богини, которые были выше тебя, законодательницы моды и красоты".
В 1980-1990-ые годы эта эпоха кино закончилась, и по словам Борецкого, произошёл радикальный крен в культуру постмодерна. Оказалось, что можно смотреть на звёзд не только снизу вверх. В кино появилось понятие "девушка, живущая по соседству": неважно, красива героиня или нет, её образ устроен таким образом, чтобы зрительница могла идентифицировать себя с ней.
"А ведь ни Грета Гарбо, ни Вивьен Ли, ни даже Одри Хёпберн никогда не были актрисами, с которыми себя ассоциировала зрительница", –говорит Борецкий.
По словам кинокритика, кино является отражением того, что происходит в обществе. Телесные каноны в истории культуры особенно интенсивно менялись в последние десятилетия. Поэтому пышные формы, распущенные волосы, которые по словам кинокритика, являлись волшебным символом женского очарования, уходят с экранов. Один из признаков нового времени – начавшийся в своё время бум на одежду от Кельвина Кляйна, придумавшего джинсы унисекс. Джинсы стёрли границы между мужчинами и женщинами.
"Если в прошлом одежда женщины, её макияж были противоположны брутальному образу мужчины, то сейчас всё изменилось", – говорит Борецкий,
Также в фильмах стала подниматься тема трансгендерности, это данность и отражение процессов, которые происходят в обществе, отмечает критик. Кроме того, сегодня кино реабилитировало нестандартное телосложение, став таким образом своеобразной терапией и носителем идеи боди-позитива.
"Спекуляции на внешности – это медленный яд"
Клинический психолог и психоаналитик Маргарита Спасская рассказывает, что давление на женщин в том, что касается внешности, за последние десятилетия увеличилось в разы.
"Многие женщины испытывают сложности с принятием своего тела. И обычно им об этом трудно говорить. Причем, условно объективные данные вообще не имеют значения, – говорит Маргарита Спасская. – Внешность и возраст часто становятся способом манипуляции со стороны партнёра или окружающих, что зачастую полностью не осознаётся женщиной. То есть это полностью бессознательный процесс. И когда ко мне приходит женщина, которой около тридцати, и говорит, что чувствует себя старой – я в первую очередь предполагаю наличие отношений с партнёром-мучителем. Спекуляции на внешности – это медленный яд, который сильно влияет на самооценку и самовосприятие, забирает у человека массу психической энергии, времени и денег, и способствует тому, что после определённого возраста женщины становятся невидимыми".
Специалистка отмечает, что люди, считающие себя достаточно красивыми, встречаются очень редко. Психолог считает, что не последнюю роль в существующих стандартах красоты играют реклама и индустрия красоты:
"Фото и видео показывают нам "совершенных" людей, не имеющих изъянов во внешности. Каждая из этих ловушек – трудная борьба, которую большинство женщин ведут в одиночестве".
При этом, даже понимая процессы формирования сверхценности внешности, женщина всё равно является заложницей среды, говорит психолог.
"Можно видеть как это устроено и одновременно быть травмированной этими процессами навязывания стандарта, поэтому важна не только индивидуальная работа психолога в кабинете, но и реальные изменения в самом обществе, - прокомментировала Маргарита Спасская".
Рыночные отношения и красота
Индустрия красоты – серьёзный рынок, который, по словам экспертов, с момента появления продолжает расти. Мировой оборот только косметических продуктов в 2017 году оценивался в $532,43 млрд. Для сравнения – примерно такую сумму в 2017 составил ВВП богатой Швеции. А в Казахстане объём рынка косметических средств, парфюмерии и товаров для ухода за собой в 2017 году составил 222,1 млрд тенге. Кроме того, косметическую продукцию с разной степенью регулярности покупают около 80% населения.
Американская писательница и феминистка Наоми Вульф в своей культовой книге "Миф о красоте: Стереотипы против женщин" (The Beauty Myth: How Images of Beauty Are Used Against Women, 1991) описывает красоту как некий формировавшийся столетиями миф. Он включает в себя такие стандарты красоты, которые среднестатистической женщине сложно воплотить в реальной жизни.
Сами процедуры, приводящие к этой красоте сравниваются с сизифовым трудом: несмотря на трудоемкость и затратность, они ещё и заведомо малоэффективны.
Таким образом, женщины тратят много энергии на то, что в принципе недостижимо. Это влияет на их самооценку: они всегда недовольны собой и считают себя "недостаточно женщинами". По мнению писательницы, идеалы красоты создаются конкретными институциями и имеют цели: напрямую с мифом о красоте связаны прибыли корпораций, которые контролируют бьюти-индустрию.
В свою очередь, эти корпорации платят за рекламу средствам массовой информации. СМИ, в свою очередь, транслируют в общество те самые стандарты красоты, которые прочно въедаются в наши представления о себе самих и окружающих.
Вульф также заявляет, что отстаивает право женщины самой выбирать, как она хочет выглядеть и кем хочет быть, а не подчиняться законам, диктуемым рыночной экономикой и индустрией рекламы. Поэтому её книга стала манифестом феминисток третьей волны, которые сфокусированы больше не на базовых потребностях и возможностях (право на голосование, на работу и учёбу), а на личных свободах.
Куда движутся стандарты женской красоты?
Мировые тенденции показывают, что бьюти-стандарты всё же движутся в сторону отказа от объективации и признания индивидуальности.
В 1968 году феминистки в Атлантик-сити провели одну из первых в истории громких акций протеста против конкурса красоты "Мисс Америка". Протестующие женщины выбрасывали в символическое мусорное ведро бюстгальтеры, туфли на каблуках, косметику, сковородки и глянцевые журналы.
В 2018 году конкурс "Мисс Америка" отказался от дефиле в бикини, отправил в отставку прежних руководителей, обвинённых в сексизме и теперь декларирует бодипозитив, а глянцевый журнал Glamour возглавила политический репортёр из CNN Саманта Берри, и журнал впервые разместил на обложке актрису Мелиссу Маккарти, которую СМИ обычно критикует за лишний вес.