"Если бы за штурвалом самолёта был не Марат, то всё могло кончиться хуже"
В Алматы похоронили командира воздушного судна компании Bek Air Марата Муратбаева. Пилот скончался на месте крушения самолёта, 27 декабря 2019 года около Алматы. Всего в аварии погибли 12 человек.
Как прошли похороны и что рассказали о погибшем родственники и коллеги-авиаторы – в репортаже Informburo.kz.
"Возможно дело в самолёте"
Марат Муратбаев был профессиональным пилотом.Так говорят о нём родные и коллеги. Он сделал всё возможное, чтобы спасти жизни пассажиров злополучного рейса Алматы–Нур-Султан.
"В советское время я работала в аэропорту Алматы, и поэтому я что-то понимаю в авиации. Марат был отличным пилотом. На его месте не каждый смог бы так посадить самолёт. При любом более-менее серьёзном столкновении бак полный горючего взрывается. Возможно дело в самолёте", – сказала родственница погибшего Гульнара Алиева.
Марату Муратбаеву было 58 лет. Его свидетельство капитана действовало до 26 апреля 2024 года. Пилот родом из Кызылорды, жил в Алматы. Он окончил Военный институт сил воздушной обороны имени Бегельдинова.
Читайте также: Они летели в самолёте Bek Air. Что известно о погибших в авиакатастрофе под Алматы
"В разговорах его коллеги рассказывали мне, что если бы за штурвалом самолёта был не Марат, то всё могло кончиться хуже", – добавила Гульнара Алиева.
Где похоронили пилота
Марат Муратбаев вместе в женой жил в старом центре Алматы, недалеко от Зелёного базара. В 10 утра во дворе его дома почтить память и выразить соболезнования собрались родные, друзья и коллеги погибшего.
Похоронили пилота на Кенсайском кладбище. Людей в воскресенье на кладбище было много. Кроме Марата Муратбаева в этот день в Алматы хоронили генерал-майора Рустема Кайдарова и предпринимателя Каирхана Туматова, которые также летели этим рейсом.
В каком состоянии был самолёт перед аварией
Самолёт Fokker-100 компании Bek Air выпущен в 1996 году, сертификат лётной годности был продлён в мае 2019-го. В компании Bek Air 10 таких самолётов, из них 9 – с действующим сертификатом лётной годности. Деятельность авиакомпании приостановлена до выяснения всех обстоятельств.
Читайте также: Хронология авиакатастроф в Казахстане. Обзор Informburo.kz
По словам работников компании, разбившийся самолёт был в отличном состоянии.
"Марат был отличным лётчиком и моим другом. Если бы не его профессиональные и моральные качества, то неизвестно чем бы всё закончилось. Мы летали за два дня до катастрофы на этом самолёте. Самолёт был в отличном состоянии", – отметил технический инструктор Bek Air Виктор Шмидт.
За 30 лет стажа Марат Муратбаев пилотировал три типа самолётов "Ту-154", Airbus 310 и Boeing 757. До работы в Bek Air работал лётчиком в Air Astana и в государственной авиакомпании "Беркут Эйр", которая выполняет рейсы для Правительства Казахстана.
"Он был профессионалом своего дела. Водил самолёты в "Беркут Эйр", которая возит правительство Казахстана. А туда неопытных пилотов не возьмут", – рассказала невестка погибшего пилота Лейла Сабиева.
Коллеги пилота говорят, что командир пытался максимально снизить скорость самолёта.
По данным правительственной комиссии, которая сообщила подробности авиакатастрофы днём 27 декабря, на взлётно-посадочной полосе обнаружено два последовательных касания хвостовой частью воздушного судна с интервалом 300-400 метров.
"То есть при взлёте самолёт дважды задел хвостовой частью полосу. К концу полосы судно развернуло вправо, шасси к этому времени уже было убрано, то есть самолёт пытался взлететь и резко крен пошёл вправо, он столкнулся с забором и частным домом", – сообщил тогда заместитель премьер-министра РК Роман Скляр.
Сколько времени займёт расследование авиакатастрофы
Случай с разбившимся самолётом Bek Air cложный и результаты расследования могут огласить нескоро.
"Сейчас сложно дать оценку. Пройдёт ещё не один месяц, прежде чем мы узнаем причины. Иногда расследования длятся годами. Всё зависит от сложности случая. Вот этот случай как раз сложный. Потому что самолёт только взлетел, и причина не видна", – подчеркнул менеджер флота Air Astana, пилот Евгений Куприев.
Марат Муратбаев 8 лет летал вторым пилотом у Евгения Куприева.
"У него было обострённое чувство долга, которое возможно спасло жизнь некоторых пассажиров", – сказал Евгений Куприев.
"Нам сказали, что чёрный ящик в воскресенье отправляют в Москву. Пока другой информации нам не сообщают. Только – что предварительно записи из чёрных ящиков прослушали. Нужно ждать официальных материалов. Когда к нам приходил Бакытжан Сагинтаев, мы попросили только одного, чтобы расследование было честным", – сказала Лейла Сабиева.
На поминальном обеде после похорон выступил председатель правления Bek Air Нурлан Жумасултанов.
"Из информации, которая есть на сегодня, можно сказать, что если бы не смелые действия Марата, последствия могли быть гораздо хуже",– сказал Нурлан Жумасултанов.
Глава Bek Air отказался комментировать предварительные версии крушения.
Читайте также: "В салоне запах горючего смешался с запахом крови". Монологи выживших пассажиров Bek Air
Как сказали пилоты, попросившие не называть их имён, сегодня в Алматы прилетели представители компании Fokker, входящей в британский холдинг GKN. Иностранные специалисты примут участие в расследовании причин авиакатастрофы.
Также сейчас в больнице находится второй пилот самолёта Миржан Молдакулов. Родные и коллеги Марата Муратбаева надеются, что он сможет рассказать подробности крушения самолёта Bek Air 27 декабря.