Достижения Казахстана в 2018 году. Главное
Председательство Казахстана в Совбезе ООН и визит Назарбаева в США
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря
12 августа в Актау прошёл V Саммит глав прикаспийских государств. По приглашению Нурсултана Назарбаева в Казахстан прибыли президенты Азербайджана, Ирана, России и Туркменистана.
Итогом саммита стало принятие исторического документа – Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, работа над которым велась более 20 лет. В документе закреплены вопросы разграничения морской акватории, национальных донных секторов, военного сотрудничества и совместной хозяйственно-экономической деятельности, связанной с освоением биологических ресурсов, дна и недр, судоходства, охраны окружающей среды.
Страны решили многолетнюю проблему освоения запасов, в том числе и углеводородных, самого большого в мире бессточного водоёма в мире. Неопределённость, чем же считать Каспий – морем или озером, вызывала юридические коллизии его разделения, инвесторы сталкивались с тем, что на одно и то же месторождение претендовали сразу несколько прикаспийских государств.
Теперь у каждого государства будет 15-мильная зона территориального моря, внешняя граница которого станет государственной границей. Далее от этой линии отсчитывают ещё 10 миль – это рыболовная зона каждой страны. Воды вне этих 25 миль будут общим пространством.
Согласно подписанному президентами документу конвенции государства смогут разрешать и проводить в своих водах и рыболовной зоне научные исследования по биологическим ресурсам, разведке и разработке ресурсов дна. Можно будет и прокладывать подводные кабели и трубопроводы по дну моря при их соответствии экологическим требованиям и стандартам. Определять трассы для прокладки подводных коммуникаций будут по согласованию со страной, через сектор которой пройдёт кабель или трубопровод.
Также конвенция урегулировала вопросы в сфере безопасности и закрепила статус моря как зоны, свободной от внешних военных сил.
Мультимодальный порт Курык
Главным транспортно-логистическим объектом уходящего года стал мультимодальный порт Курык. Приставка "мульти-" означает, что перевалка грузов происходит как посредством железно-дорожного транспорта, так и автомобильным.
О том, что мощности порта Актау Казахстану недостаточно и необходимо строить новый объект, говорили ещё в 2000-х. Однако приступать к строительству в голой степи чиновники долгое время не решались. После того как Казахстан стал надёжным партнёром Китая в амбициозном проекте "Один пояс и один путь", провозгласив себя транзитным хабом Евразии, в 2015-м строительство начали силами нацкомпании КТЖ.
Именно КТЖ в августе 2018-го и презентовали главе государства с технической стороны полностью готовый проект. Общая стоимость Курыка (железнодорожного и автомобильного комплексов) составила 97,7 млрд тенге. Финансирование осуществлялось из республиканского бюджета, резерва Правительства, собственных средств нацкомпании КТЖ и даже Национального фонда страны.
Общая пропускная способность Курыка составит 7 млн тонн грузов при полной загрузке его инфраструктуры. Новые ворота Казахстана на Каспии – это часть Транскаспийского маршрута доставки грузов из Китая, стран Центральной Азии, Урало-Сибирского региона России в Турцию, Европу и обратно.
В ноябре сообщалось, что порт в бюджет Мангистауского региона выплатил около 33 млн налогов и сборов. Но окупать себя проект будет ещё несколько лет. К примеру, к 2020 году, когда наша страна планирует увеличить объём дохода от транзитных перевозок до 5 млрд долларов ежегодно. Учитывая, что залив в котором расположен новый порт, не замерзает, круглогодичная эксплуатация – это ещё один существенный плюс. Территория порта ещё полностью не застроена, планируется запуск современного судоремонтного предприятия, заводов по производству металлоконструкций и кессонов.
Президент Казахстана ещё в мае подписал закон о ратификации протокола о внесении изменения в межправительственное соглашение с США об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита специального груза через Казахстан в связи с участием Соединённых Штатов в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана. Оппозиция заявила о том, что в портах Актау и Курык будут развёрнуты американские базы. Однако официально известно лишь о том, что речь идёт о новом маршруте транзита военных грузов американских военных. Учитывая напряжённые отношения США с Россией, Казахстан просто банально намерен заработать на транзите.
Порт Курык на Каспии презентовали Нурсултану Назарбаеву
Международный финансовый центр "Астана" и биржа МФЦА
5 июля, в канун Дня столицы, Нурсултан Назарбаев официально открыл МФЦА. Идея, что Астана станет как минимум региональным финцентром на мировой карте, была озвучена ещё в 2015-м году в "100 конкретных шагах". Три года понадобилось Казахстану, чтобы юридически оформить применение англосаксонской модели права.
AIFC, и это не скрывается, сделан по шаблону Дубайского финансового центра. Неудивительно, что на самой церемонии открытия присутствовал кронпринц ОАЭ, шейх Мухаммед бен Заид аль-Нахаян.
Правда, первые торги на бирже МФЦА состоялись только спустя 4 месяца. Первой ласточкой стали ценные бумаги АО "НАК "Казатомпром". Торги на базе Astana International Exchange (AIX) стартовали сразу после размещения 15% акций уранового гиганта в Лондоне.
На фоне успешной отчётности размещения в конце ноября стало известно, что значительную часть активов выкупили не только иностранные инвесторы и компании, но и, к примеру, ЕНПФ. Только в рамках IPO в Лондоне ЕНПФ приобрёл в свой портфель активов депозитарные расписки национальной компании "Казатомпром" на сумму 150 млн долларов. Сам урановый гигант только в результате двух торгов в казахстанской столице привлёк около 900 млн тенге.
В ноябре АО "Казахтелеком" также разместило на площадке МФЦА купонные облигации на 75 млрд тенге. По словам управляющего Международного финансового центра "Астана" Кайрата Келимбетова, резидентами AIFC стали уже 88 компаний. По планам, до конца 2020 года их количество вырастет до 500. В 2019-м в казахстанской столице разместят акции "Эйр Астаны" и "Казахтелекома", затем на IPO выйдет КМГ. Правда, всё будет зависеть от переговоров Правительства и ФНБ "Самрук-Казына".
С экспертным мнением, выгодно или нет прошло первичное IPO "Казатомпрома", можно ознакомиться по этой ссылке.
Читайте также:
МФЦА официально открыт. Какой будет биржа финцентра?
Международный технопарк IT-стартапов Astana Hub
Практически за неделю до запуска торгов на бирже МФЦА активно завершающий 2018-й год Нурсултан Назарбаев на базе ЭКСПО-2017 дал жизнь ещё одному "наследию" выставки. Глава государства заявил, что Astana Hub станет казахстанской версией знаменитой Кремниевой долины, ядром инновационной эко-системы Казахстана.
Государство, как и в случае с МФЦА, по словам Президента, использовало самый передовой опыт развитых стран. Для финансовой поддержки стартап-идей к концу года созданы Клуб бизнес-ангелов, Ассоциация венчурных капиталистов и Фонд соинвестирования. Президент пригласил всех бизнесменов страны и инвесторов из-за рубежа к активному участию в амбициозном проекте.
Согласно озвученным планам, к 2022 году в проекты Astana Hub планируют, по различным подсчётам, инвестировать около 67 млрд тенге. Жить молодые и талантливые инноваторы, вероятно, будут в шаговой доступности – МИК РК рассматривает вопрос по размещению резидентов технопарка в жилых комплексах в районе ЭКСПО-2017, которые находятся в собственности государства.
По мнению экспертов, Astana Hub способен в вопросах льгот и преференций пойти дальше самого продвинутого в этом аспекте в странах СНГ беларусского "Парка высоких технологий". Если соответствующие поправки будут приняты, в казахстанском аналоге американской Кремниевой долины станут реальностью полное освобождение от уплаты КПН, НДС, ИПН, социального налога за работников-нерезидентов, пониженные ставки налога с дивидендов и прироста стоимости, полная экстерриториальность.
Участники технопарка уже могут пользоваться упрощёнными визовым и трудовым режимами.
Читайте также:
Astana Hub: чем столичный технологический центр привлекает стартаперов
Байконур: продление аренды и альтернатива в лице SpaceX
На фоне регулярных споров Казахстана и России по вопросу реализации проекта стартового комплекса "Байтерек" на космодроме Байконур двум государствам удалось договориться об обновлённом договоре аренды до 2050 года.
Официально об этом объявил глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин ещё в августе 2018-го. В ноябре в правительство РФ поступил проект поправок в договор. Срок аренды первого в мире космодрома до 2050 года фигурировал ещё в документах от 2004 года. С тех пор казахстанская сторона всячески пыталась дать жизнь проекту "Байтерек". А российская – многократно откладывала решение этого вопроса.
Стартовый комплекс изначально был рассчитан на российскую ракету-носитель "Ангара", чуть позже планы изменились, и теперь с отечественного космического ракетного комплекса "Байтерек" будет взлетать уже аппараты, адаптированные под новую российскую ракету среднего класса "Союз-5". Иными словами, планы стали более реалистичными, но северному соседу вновь удалось оттянуть активную фазу проекта "Байтерек". "Союз-5", к слову, уже намерены назвать в честь реки Иртыш, а запустить планируют не ранее 2024 года.
Читайте также:
Какие аварии произошли на "Байконуре" за последние годы, и что это значит для космонавтики?
Всего за время аренды к январю 2018 года Казахстан получил от аренды Байконура более 2,6 млрд долларов. Правда, большая часть этой выплаты осуществляется товарами, услугами и инвестициями в инфраструктуру Байконура, а не живыми деньгами.
Неудивительно, что "Роскосмос" упустил Казахстан и в качестве партнёра в сфере строительства и запуска космических аппаратов. 4 декабря Казахстан запустил два первых казахстанских спутника научно-технологического назначения KazSTSat и KazSciSat-1 с помощью ракеты-носителя Falcon 9 с космодрома "Вандерберг" в Калифорнии. Запуск аппаратов совместно с компанией Илона Маска SpaceX обошёлся казахстанскому бюджету всего в 1,3 млн долларов.
Более того, 5-й и 6-й по счёту космические аппараты Казахстана на орбите были собраны в кооперации с британскими коллегами. Следующие спутники наша страна намерена собирать уже в Астане с поэтапным повышением казсодержания до 70%. Для этого с европейским оборонным концерном Airbus Defence and Space также на условиях партнёрства созданы 2 центра – специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники (СКТБ) и сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов (СБИК).