"Человек может не знать: может заключить договор на рекламу и не знать, что компания в конечном итоге окажется финансовой пирамидой", – сказала она.
А если блогер был в числе учредителей, доказать его непричастность намного труднее.
"Если он говорит, что на тот момент, когда стал учредителем, не знал про финансовую пирамиду, у него не было умысла на обман, то, конечно, можно доказать, что ввели в заблуждение, но это сложно", – добавила адвокат.
Физически проверить всё невозможно, также отметила адвокат.
"Если какая-то компания занимается отмыванием денег, блогеры же не смогут это определить. Но финансовую пирамиду можно – есть признаки. Про них можно в интернете почитать, и Нацбанк постоянно напоминает про мошеннические схемы, делает предупреждения для казахстанцев", – сказала Алма Мусина.
В Казахстане реклама финансовых пирамид не является уголовным преступлением. Если в суде компанию признают таковой, то агитаторов приговорят к административному наказанию – штрафу.
"До вынесения приговора (постановления) по уголовному делу по статье 217 УК определить, является ли организация финансовой пирамидой, не представляется возможным. На момент рекламирования вышеуказанные организации финансовыми пирамидами не признаны, поэтому правовых оснований для привлечения медийных лиц к административной ответственности по статье 150 КоАП нет", – сообщил летом в ответе на депутатский запрос генеральный прокурор страны Гизат Нурдаулетов.
Но есть моральная ответственность
Сами медийные личности отметили, что ответственность на них в любом случае лежит за любую рекламу или даже высказывание, так как их читают и смотрят тысячи, а некоторых и миллионы казахстанцев. Именно поэтому многие блогеры тщательно перепроверяют каждое предложение о рекламе, а некоторые и вовсе не рассматривают.
Вайнер, режиссёр и актёр Нурлан Батыров перепроверяtт всё, в этом ему помогают директор и юрист.
"Вплоть до публикаций, связанных с благотворительностью, где просят объявить сбор денег на лечение ребёнка, – даже в таких ситуациях мы проверяем всё досконально, встречаемся с родителями, с ребёнком.
Мы стараемся выяснить всю подноготную, что из себя компании представляют. Но бывают ситуации, когда действительно всё выглядит гладко и нормально, и ты не знаешь, откуда ждать подвоха, несмотря на то, что у тебя есть юристы, бухгалтеры и другие специалисты. Человеку свойственно ошибаться, не углядишь на 100% всё равно. Мой юрист, прочитав какой-то определённый закон, тщательно изучив его, говорит, вот это мы не можем рекламировать. А иногда сидишь и не понимаешь, можно или нет. Например, реклама БАДов. Медики говорят, их лучше не рекламировать, потому что в лечебных целях не используют, а в законодательстве вроде не запрещено", – сказал Нурлан Батыров.
Бренд-амбассадор Agency of internet rights в Казахстане Абылайхан Сыздықұлы продюсирует YouTube-проекты Jokeasses, Bip house and Yolo house, также взаимодействует с видеоблогером Алиной Ким, известной под никнеймом Хомяк. По словам продюсера, предложения от сомнительных компаний поступают часто. Это ломбарды, сетевые, инвестиционные компании.
"Сейчас, правда, меньше обращаются, так как много уголовных дел. Но раньше пять звонков в месяц точно было. Они предлагали за рекламу плату в три раза больше, чем на рынке. Это, кстати, пугает и настораживает, возникает вопрос, почему они готовы ещё больше вложить средств. Мы не работаем с компаниями, организациями, которые занимаются привлечением денег", – подчеркнул он.
Эксперты уверены, людей необходимо больше информировать о мошеннических схемах, финансовых пирамидах, так как их количество возросло, уголовных дел расследуют много.
"Необходимо профилактические меры принимать, а не только возбуждать дела. Тогда так можно большинство казахстанцев привлечь к ответственности. Многие занимаются этим. Нужно пресекать, профилактику проводить. У нас же есть реклама с масками на лице по всему городу, точно так же надо про финансовые пирамиды сделать, чтобы люди понимали, что нельзя туда вкладывать деньги", – считает адвокат Алма Мусина.
Читайте также: