Долговой рынок: кручу, верчу, обмануть хочу
Казахстан вновь может выпустить еврооблигации, учитывая возросший интерес инвесторов на фоне отсутствия России на международном рынке суверенного долга, сообщает агентство Bloomberg, цитируя министра финансов РК Бахыта Султанова.
Долговые инструменты имеют свои плюсы
Как считают аналитики казахстанского инвестиционного банка Halyk Finance, выручка от продажи суверенных нот несёт положительные перспективы, если средства, которые будут привлечены после возможной продажи еврооблигаций, будут направлены на финансирование дефицита бюджета. По прогнозам Министерства национальной экономики, уровень последнего ожидается до 3,0% от ВВП в 2015 году. Для сравнения в 2014 году было 2,7% от ВВП.
"Доходности суверенных еврооблигаций со сроками погашения в 2024 и 2044 годов снизилась на 50 базисных пунктов - до 4,3% и 5,3%, соответственно. Это самый низкий уровень с ноября прошлого года. Мы считаем, что Министерство финансов хочет воспользоваться благоприятной средой низких ставок для финансирования дефицита бюджета в преддверии ожидаемого повышения ставок во второй половине 2015 года", - отмечает аналитик Halyk Finance Сабина Амангельды.
Первую попытку выпустить еврооблигации после 14-летнего отсутствия на внешних рынках долговых обязательств Министерство финансов предприняло в октябре 2014 года. Предыдущий выпуск суверенных еврооблигаций Казахстана имел место в 2000 году, когда страна привлекла $350 миллионов. Те облигации были погашены в 2007 году.
Опыт дебютного рывка
6 октября 2014 года Казахстан разместил суверенные евробонды на 2,5 млрд долларов со сроком погашения 10 и 30 лет. Выпуску был присвоен рейтинг Baa2 по шкале Moody's и BBB+ по шкале S&P и Fitch. Как сообщало агентство Reuters, объём заявок составил 11 млрд долларов. Андеррайтерами размещения выступили группа Citi, HSBC и JP Morgan.
Предпринять такой ход Правительство было вынуждено: перед ним стояла чёткая задача по извлечению выгоды из более низких затрат по займам. "Наша главная цель состоит в том, чтобы установить суверенные критерии, которые справедливо отражают результат многолетних прогрессивных экономических реформ, прочность баланса правительства и наше внимание на дальнейшую диверсификацию экономики", - пояснял Бахыт Султанов.
По словам министра, дефицит республиканского бюджета на 2013 год был утвержден в объёме 785,2 млрд тенге или 2,1% к ВВП. Финансирование дефицита планировалось осуществить за счёт выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в размере 537,1 млрд тенге. За счёт внешнего – 248,1 млрд тенге, из них 150 млрд тенге – выпуск еврооблигаций. В целом правительственный долг на 1 января 2013 года составлял 3 626,3 млрд тенге: доля внутреннего долга – 80% или 2 896,9 млрд тенге (19,2 млрд долларов), доля внешнего долга – 20% или 729,3 млрд тенге (4,8 млрд долларов). При выпуске еврооблигаций на 150 млрд тенге внешний правительственный долг составил 879,3 млрд. тенге (5,8 млрд долларов) или 24,2% от объёма портфеля правительственных займов.
Наименование показателя |
Сумма |
Доля |
Дефицит республиканского бюджета |
-785,2 |
|
Финансирование дефицита РБ |
785,2 |
100% |
Внутреннее финансирование |
537,1 |
68,4% |
Поступление |
802,7 |
|
Погашение |
265,7 |
|
Внешнее финансирование |
248,1 |
31,6% |
Поступление |
308,0 |
100% |
- внешние займы по проектам |
158,0 |
51% |
- еврооблигации |
150,0 |
49% |
Погашение |
59,9 |
|
О спекуляциях в тему
Министерство предполагало, что использованные долговые инструменты позволят снизить дефицит бюджета до 2,3% в 2014 году. Профицита, конечно, не возникло, но и ситуация перестала быть критической. Конечно, никто не отрицает, что ежегодно правительственный долг увеличивается за счёт дефицита бюджета. Но, по словам Бахыта Султанова, на 2015-2017 годы он сформирован с учётом до 3%, то есть порядка 7 трлн тенге. Это значит, что оставленный люфт равен почти 2 трлн тенге.
Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. По данным министерства, госдолг Казахстана на 1 января 2014 года составил 4,4 трлн тенге. К концу года он вырос на 30%. На 1 января 2015 года государственный долг РК составил уже 5,66 трлн тенге.
С одной стороны можно выстроить абсолютно корректное предположение, что положительный опыт прошлого года по долговым инструментам действительно заставил Правительство задуматься над ещё одной попыткой выпустить суверенные еврооблигации.
"С другой стороны, - как заметил Informburo.kz управляющий партнер Tengri Partners Ануар Ушбаев, - всё пока выглядит лишь как попытка запутать рынок. Ещё непонятна ситуация с тенге. Поэтому все разговоры носят налёт ложного сигнала. Непонятно, зачем нужно размещение еврооблигаций, если для разрешения ситуации с дефицитом бюджета мы уже залезли в котел Нацфонда? Формирование базовой ставки тоже прошло в 2014 году".
Что дальше? Если осенью ещё будет проведена и девальвация тенге, то в итоге вообще получится масло масляное. Нет смысла перестраховываться, используя одномоментно все доступные варианты. Если же это действительно такой хитрый ход, то, надо полагать, международный рынок впадёт в ступор. Ведь любое, даже очень мимолетное замечание высокого лица, может восприниматься как команда к действию.