Брейк-данс зарождался в конце 60-х годов, но принято считать, что как отдельный танец он сформировался к 1973 году. Сегодня это отдельная культура: и спорт, и масштабное шоу, и призвание тысяч молодых (и не очень) людей по всему миру. Казахстан не исключение. Мало кто знает, но именно у нас закаляются сильнейшие би-бои Центральной Азии, которые потом едут на Red Bull BC One World Final – едва ли не самый звёздный брейк-данс-чемпионат современности. И ещё: брейк танцуют не только парни.

B-boys VS B-girls

Благодаря таким би-боям, как Killa Kolya, Shadr и Create, о Казахстане знают на мировой танцевальной арене. До 2018 года на международные соревнования ездили только парни, хотя миф, что брейк-данс – мужской танец, давно развенчан. Девушек в брейкиге называют b-girls, и в последние годы их стало заметно больше. Они ничуть не уступают парням в мастерстве, нередко побеждая даже би-боев на танцполе. Организаторы отгремевшего в прошлые выходные Red Bull BC One Camp Kazakhstan решили не отставать от мирового тренда и впервые устроили батл среди b-girls. Его победительница осенью выступит на Мировом финале Red Bull BC One в Цюрихе.

Брейк-данс – это не только пластика, финты и эмоции. За каждым танцором стоит личная история, которая помогает ему отличаться от тысяч других и придумывать новое там, где, казалось бы, нет смысла изобретать велосипед. Как найти собственный стиль и не стушеваться на батле с более известным соперником, может рассказать тот, кто сам прошёл путь от новичка до чемпиона и знает цену успеха. А ещё пережил травму, грозившую поставить крест на карьере профессионального танцора.

Nadia

Встретив b-girl Надю в обычной жизни, сразу и не догадаешься, что перед тобой неоднократная чемпионка Европы, России и СНГ по брейк-дансу среди девушек. Но если поймал её спокойный и солнечный взгляд, то и сам невольно улыбнёшься в ответ. В Алматы успешная танцовщица приехала с мастер-классом для казахстанских b-girls и заодно судила батлы.


B-girl Nadia / Роман Лукьянчиков

“Все равны в своём самовыражении, – считает Надя. – Сейчас девушки, особенно из Японии, делают невероятные вещи на одном уровне сложности с би-боями. Когда я только начинала, b-girl серьёзно не воспринимали. Считалось, что девушки не могут танцевать брейк, а b-girl – это что-то такое слабое и не очень прикольное. В последнее время этот стереотип успешно разбивается ”.

Брейк начался с гимнастики

Надя росла пацанкой и вместо девчачьих увлечений прыгала с друзьями по гаражам в родном Новосибирске. Там же ходила на художественную гимнастику. Пластичность и хорошая физическая форма позже пригодились в брейк-дансе, когда случай свёл её с командой Da funky style.

– Я ещё не танцевала брейк, но поняла, что хочу с этими ребятами протусить всю жизнь. До этого я занималась поп-локингом (разновидность верхнего брейка) и была достаточно хороша в этом. Ребята из команды заметили меня на соревнованиях. Как-то вместе мы смотрели видеозапись с Battle of the Year, и там один танцор сделал фриз – такую остановку в танце. Зрителям она очень нравилась. Нечто похожее есть в художественной гимнастике. Меня поразила реакция людей на то, чем я занималась всё детство.

Элементами из гимнастики брейк-данс не ограничивается. По словам Нади, всё, где есть движение и харизма, можно изучать, пропускать через себя и трансформировать в брейкинг, хоть кунг-фу, хоть русские народные танцы.

– Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан – это такой костяк. Нас очень уважают и признают наш стиль. В Америке прокачиваются от того, мы стараемся беречь и соблюдать традиции хип-хопа. Сейчас пробиться не особо сложно, девушек поддерживают. Достаточно хорошо натренировать себя, постичь азы и добавить что-то своё. Конечно, всё упирается в денежку, и поначалу её надо откладывать. Просто нужно круто выступить в определённых местах, чтобы тебя заметили, и продолжать танцевать.

Куда бы ни приезжала Надя, одна или с командой, она всегда на стиле, причём при своём, сибирском. Дать ему точное определение оказалось непростой задачей, поэтому обошлись ассоциациями.


B-girl Nadia / Роман Лукьянчиков

“Мы такие дети, которые вроде выросли, но любят жить ярко, свободно, прикольно, – с улыбкой рассказывает танцовщица. – Мы фанаты Сибири даже в одежде. В нашей команде есть человек, который запустил бренд сибирской одежды. Сам понимаешь, Россия – огроменная матушка-держава. Новосибирск вообще находится в центре, тебе что в одну сторону добираться двое суток, что в другую – трое. И живут все не особо богато, а хип-хоп заразен. Когда мы добились такого уровня, что нас стали приглашать, нам захотелось рассказывать о доме. Что, вообще, есть Сибирь? Она классная, там живут открытые и гостеприимные люди. Это уже целый бренд, представленный во многих городах”.

Между батлами и театром

Карьера профессионального танцора напоминает большой спорт: в ней тоже есть взлёты, падения и травмы. В 2009 году в Финляндии Надя прошла в финал Top Rock Battle и должна была победить того, чьим мастерством всегда восхищалась. “Просто, b-boy Robin для меня – такой брат-легенда. Я билась с ним в финале, и мне отдали победу в три руки, – вспоминает Надя. – Было сложно справиться со страхами и комплексами типа: я недостойна или какая-то не такая. На самом деле, на батле не важно, кто твой соперник. Мы оба делаем своё дело: ты танцуешь и я танцую, ты это любишь и я люблю. Всё. Погнали”.

В перерывах между батлами Надя вместе со командой сыграла в хореодраме “Отидо”. Театр научил её выражать глубокие эмоции через пластику и танцевальные импровизации, освежающие каждый спектакль. Премьера удалась, но потом Надя получила серьёзную травму, и о танцах пришлось на время забыть.

“Когда у меня была травма колена, жизнь научила меня вязать крючком”, – сказала Надя.

Сначала друзья Нади в шутку восприняли её новое увлечение, а когда стали получать в подарок стильные вязанные панамы, только сильнее зауважали. Правда, самой Наде тогда было не до смеха.

– Жизнь учит меня через разные травмы: сначала спина, потом колено – я получила очень серьёзные уроки принятия и смирения. В какой-то момент пришлось признать, что вообще не смогу никогда танцевать. Я продолжу выступать, просто не смогу сделать так круто, как раньше. Участвую, где могу, если неэкстремально. Поэтому мне не сильно хочется, зная, что могу проиграть тупо из-за травмы. То, что сделано, никуда не исчезнет, меня зовут за прошлые заслуги, приглашают делиться знаниями.


B-girl Nadia / Роман Лукьянчиков

На мастер-классах я стараюсь донести, что нет такого, что кто-то гений, а кто-то лох. Все уникальны, и надо освобождаться от рамок, в которые нас помещает общество, вытягивать индивидуальность. Важно научиться понимать себя и не тратить время зря. Моей бабушке 92 года, и она говорит: “Я вообще не успела оглянуться, как это случилось”. Когда настанет время уходить, никто не спросит, сколько батлов ты выиграл, сколько денег заработал. Хочется верить, что важнее, как ты трансформировал минусы в плюсы, что доброго сделал, чем поделился. Мне бы хотелось быть максимально полезной людям, чтобы от моего творчества исходила сила, способная растапливать сердца и делать их лучше".