Образовательные реформы должны утверждать медики

С 1 сентября 2015 года в программу обучения первоклассников входит новый предмет - "Введение в науку". Труд и Изо объединяются в один. Названия новой дисциплине ещё не придумали. И учебников нет. Тем не менее, в сентябре Министерство образования и науки начнёт обкатывать новую программу в 36 республиканских школах. Все учителя прошли повышение квалификации в "Интеллектуальных школах Назарбаев" и готовы делиться полученными знаниями с первоклассниками. Вопрос: готовы ли дети впитывать эти знания?..

"Почему, когда министерство образования начинает новую реформу, никто не спрашивает у медиков: а готовы ли наши дети к таким нововведениям? Это очень серьёзный вопрос к Министерству здравоохранения. Нагрузка на детский организм колоссальная. К детям нужно относиться бережнее. Вот приостановили программу 12-летнего образования. А где результаты? Никто их в глаза не видел. Так и с этой программой будет. 36 школ переведут на новый стандарт, а кто результаты увидит? Никто. Справились – не справились. Сейчас абсолютно здоровых детей нет. Куда им вводить новые предметы?", - комментирует реформу директор Общественного фонда развития образования Рахима Куанышбаева.

В Министерстве образования и науки считают, что новый предмет как раз то, что связано с "инновационным мышлением детей".

"27% учителей прошли повышение квалификации в "Интеллектуальных школах Назарбаев". Первоклассники будут изучать предмет через опыты и самостоятельно развивать своё мышление, любознательность, получать исследовательские навыки", - рассказывает заместитель министра Есенгазы Имангалиев.

"Но в школьной программе уже есть такие предметы, как "Познание мира" и "Самопознание". Детям в их возрасте больше, чем то, что дают учителя по этим предметам, сложно будет воспринимать. Как птички поют, как солнышко светит... Что ещё нужно? Если бы они вместо этих предметов новые ввели, тогда еще понятно. Но дополнительно! Учителям из-за сложной и загруженной программы вообще некогда с детьми разговаривать, обсуждать. Тема – урок, тема – урок... Может, стоит взять тайм-аут с реформами на какое-то время?" - говорит директор школы "БЭСТ" Лариса Коломеец.



У детей нет функциональной грамотности.

"Наши дети сейчас не умеют рассуждать. Мыслить. Из-за огромных нагрузок формируется мозаичное восприятие информации. Из-за этого количества информации ребёнок воспринимает всё по принципу мозаики. Обрывочное представление о предмете. А всё из-за гонки.

Нововведения ждут не только первоклассников. Учащиеся 9-11 классов получат в нагрузку два новых предмета "Глобальные перспективы" и "Проектная деятельность". В планах Министерства образования и науки ввести до 2020 года в программу "Информационно-коммуникационные технологии". Химию, биологию и физику передвинуть с 7-8 классов в пятый и часть предметов перевести на английский язык обучения. Учителям остается переживать и советовать родителям ни в коем случае не отдавать детей в первый класс с 6 лет.

Родители сами ломают ребёнку будущее

"Родители, которые отдают своих детей в первый класс в 6 лет, совершают преступление. Во-первых, против его будущего. Потому что в 15-16 лет он никому нужен не будет. Запад таких не любит, потому что действительно они дети. Дальше родители ломают ребёнку карьеру. Потому что он приходит совсем "зелёненький" на работу устраиваться. Работодатель смотрит на дату его рождения. Сейчас по Алматы ходят ребята из Лондонской школы экономики. Смотрят только, насколько он социально зрел. Родители ему ломают будущее", - сетует директор Фонда развития образования Рахима Куанышбаева и продолжает:

"Почему-то не верят психологам и врачам, что в 6 лет дети воспринимают только всё в игровой форме. В 7 лет у детей наступает возрастной кризис. Между 6 и 7 годами колоссальная разница. Забывают родители или не знают, что мелкая моторика руки – вот основа развития мозговой функции. Если они в саду что-то лепят, что-то рисуют – это будущая основа.

Когда ребёнка отдают в 6 лет в школу, он проскакивает этот период, он недоразвит в этом плане. Да, он читает в этом возрасте, но и попугая можно научить читать.Читать - не главное".

Учителя всё ещё надеются, что новую реформу можно приостановить и дать возможность детям и педагогическому составу работать в тех условиях и с той программой, которая действует сейчас. Тем более, что иностранные вузы высоко ценят казахстанских студентов. А это говорит о том, что наша система образования пока не требует глобальных изменений.