Что может испортить отдых на Иссык-Куле? Пробки на границе
Чуть ли не ежегодно перед началом летнего сезона государственные органы двух стран обещают навести порядок на казахстанско-кыргызстанской государственной границе. В первую очередь на контрольно-пропускных пунктах "Кордай" (Казахстан) и "Ак-Жол" (Кыргызстан), через которые проходит основной пассажиропоток между двумя странами.
Официально
Этот вопрос обсуждался и во время встречи президентов двух стран в мае 2022 года. "Особое внимание было уделено мерам по упрощению перехода граждан через границу", – сказал во время совместного брифинга президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Основной задачей главы двух государств назвали снижение количества проверок и устранение транспортных заторов на границе.
В июне этого же года министр Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) посетил казахстанско-кыргызстанскую границу. В селе Кордай Жамбылской области представители ЕЭК во главе с членом Коллегии по таможенному сотрудничеству (Кыргызстан) Максатом Мамыткановым проверили ситуацию на границе и даже оценили время прохождения авто государственной границы.
Так вот, для высоких гостей авто проехало через два КПП и границу всего за 20 минут. Казалось бы, вопрос с заторами на границе был исчерпан. Но не тут-то было.
Через месяц после визита ЕЭК – в июле – тема автомобильных заторов на контрольно-пропускных пунктах Казахстана и Кыргызстана всплыла вновь. На этот раз кыргызские пограничники признали факты скопления автомобилей на территории Кыргызстана.
"В пункте пропуска "Ак-Тилек-автодорожный" в очереди для прохождения пограничного контроля находятся 43 машины, в пункте пропуска "Кен-Булун-автодорожный" – около 60 машин", – сообщили в пресс-службе ведомства.
Реально
Главные причины образования автомобильных очередей на государственной границе известны многим. Их две – туристический сезон на Иссык-Куле и массовый вывоз дизельного топлива и бензина из Казахстана в Кыргызстан.
По разным данным, от 500 до 700 тысяч казахстанцев ежегодно (если не брать во внимание общий туристический спад во время пандемии) отдыхают на чистейшем горном озере. И расстояние из Алматы через Кордай до Чолпон-Аты (популярного курортного городка на побережье Иссык-Куля) чуть больше 450 км, и цены на кыргызских курортах приемлемые. Всё впечатление от отдыха портит пересечение границы, которое может занимать от одного до шести часов.
Тренд нынешнего сезона – негласные сборы за беспрепятственное пересечение границы для автомобилей и их владельцев. Автолюбители, неоднократно пересекавшие границу Казахстана и Кыргызстана, рассказали, что столкнулись в разгар туристического сезона "Лето-2022" со случаями вымогательства на территории кыргызского КПП "Ак-Жол". Причём пешее пересечение границы проходило более или менее в спокойном режиме, а вот автолюбителям пришлось понервничать. На границе из Кыргызстана в Казахстан автомобилистам предлагали "продвинуться" в очереди "всего" за 3–5 тысяч сомов (18–30 тысяч тенге).
Местное население и водители напрямую связывают случаи вымогательства с процветанием на границе теневого бензинового бизнеса, желанием поживиться на "доходах" перевозчиков дешёвого казахстанского бензина в Кыргызстан. Ещё совсем недавно перевозом контрафактного топлива занималось не менее 500–700 автомобилей. После ограничений, введённых Казахстаном на вывоз топлива, количество машин уменьшилось в два раза. Но желающие воспользоваться сомнительным источником повышения доходов по-прежнему находятся.
Между тем добросовестные налогоплательщики и многочисленные туристы терпеливо ждут, когда наведут порядок на границе. И укрепление торгово-экономических и дружественных связей произойдёт не на словах, а на деле.
Читайте также:
- Казахстан и Кыргызстан намерены снизить количество проверок и устранить заторы на границе
- Как на казахстанском бензине зарабатывают кыргызстанцы