Что ждёт рынок труда: 5 мнений от государства, рынка и экспертов
Должно ли государство быть монополистом в сфере образования? Заменят ли новые технологии работников на предприятиях? С какого возраста детей нужно обучать рабочим навыкам? Развитие рынка труда остаётся одной из важнейших тем в экономике, и этому даже был посвящён последний "Отчёт о мировом развитии" Всемирного банка. Вопросы, связанные с человеческим капиталом, сейчас обсуждают по всему миру и правительства, и бизнес.
Казахстан не остаётся в стороне от этого тренда. На форуме "Будущее рынка труда: новые возможности" в Астане акцент был сделан как раз на развитии человеческого капитала и том, как государство и бизнес могут вместе построить новую систему образования, которая бы стала ответом на вызовы Четвёртой промышленной революции. Журналист Informburo.kz также побывал на форуме и записал основные тезисы выступлений участников этого процесса.
"Партнёрство с бизнесом даст импульс развитию человеческого капитала"
Первым на пленарном заседании форума выступил премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев. Глава кабинета министров страны напомнил собравшимся, что сейчас мир переживает "глубокие технологические, экономические и социальные изменения".
Казахстан строит открытое общество и открытую экономику. И страна на этом пути сталкивается с новыми глобальными трендами и вызовами. Среди них:
- Развитие цифровизации и технологий меняет структуру рабочих мест. По оценкам экспертов, около 140 млн рабочих мест могут исчезнуть до 2025 года, в то же время около 3 млрд рабочих мест станут более сложными.
- Технологии и инновации ведут к появлению новых профессий и новых отраслей, а значит созданию новых рабочих мест. По прогнозам, около 350 млн рабочих мест на мировом рынке труда будут представлены новыми профессиями, которые появятся на стыке традиционных отраслей и инноваций.
- Глобализация и технологический прогресс ведут к развитию гиг-экономики. Увеличивается количество фрилансеров, расширяются форматы частичной или гибкой занятости, совместной работы, работы из дома. Повышается инклюзивность рабочей силы, растёт экономическая активность женщин и лиц с ограниченными возможностями.
В ближайшие семь лет, по словам Бакытжана Сагинтаева, ожидается выход на национальный рынок труда около 2 млн выпускников колледжей и университетов. Их нужно обеспечить качественными рабочими местами.
Чтобы этого добиться, Правительство планирует к 2025-му создать около миллиона рабочих мест. Уже внедрена национальная система прогнозирования трудовых ресурсов, а для обеспечения занятости ввели механизмы управления перетоками трудовых ресурсов, которые высвобождаются из-за технологической модернизации. Также Правительство занимается программой развития предпринимательства, по которой мерами содействия занятости с 2017 года охватили более миллиона человек.
Есть движение в этом направлении и со стороны бизнеса, который всё больше инвестирует в переобучение кадров. Например, на базе компании "Полиметалл" создан обучающий Центр горных информационных технологий, где казахстанские и зарубежные специалисты проходят онлайн-обучение. В западном Казахстане нефтяными компаниями успешно созданы и работают учебные центры по подготовке кадров.
Бакытжан Сагинтаев сообщил о запуске совместной "Дорожной карты" партнёрства по развитию профессионально-технического образования. Вместе с предприятиями "КНАУФ", ERG, CLAAS, "АрселорМиттал", "Полиметалл" и "Русал" в каждом регионе страны на базе колледжей появятся центры компетенций в строительной, горно-металлургической, аграрной и других отраслях.
"Такое партнёрство с бизнесом даст импульс развитию человеческого капитала в условиях технологической модернизации и повысит гибкость рынка труда. Мы призываем всех инвесторов и работодателей включаться в эту работу", – подытожил премьер-министр Казахстана.
"Меняются технологии, и они меняют то, как работают люди"
Директор по глобальным образовательным практикам Всемирного Банка Кейко Миуа также обратила внимание, что благодаря автоматизации большая часть занятости в традиционных секторах может исчезнуть.
Однако инновации позволят создать взамен новые рабочие места. В целом их количество может увеличиться, но они потребуют от работников "более сильных социальных и эмоциональных навыков".
Изменения происходят и в развитии бизнеса. К примеру, "платформенная компания" Taobao появилась в 2003 году, но на ней уже работают 9 млн онлайн-продавцов. В то же время традиционные компании – Walmart в США и IKEA в Швеции – были созданы давно, но их темпы роста гораздо скромнее. Онлайн-площадка для аренды жилья Airbnb работает 10 лет, и сейчас её рыночная доля с точки зрения объёма аренды комнат больше, чем у знаменитых Marriott и Hilton.
"Меняются технологии, и они меняют то, как работают люди. Условия работы носят менее долгосрочный характер: это краткосрочная, неполная занятость, работа на дому, через онлайн-платформы", – отметила Кейко Миуа.
Пока доля работников с такими условиями не превышает 3% от общего числа, но тренд к росту есть. Чтобы приготовиться к этим изменениям, правительствам, по мнению Всемирного Банка, следует сфокусироваться на инвестициях в человеческий капитал, стимулировании обучения на протяжении всей жизни и усилении систем социальной защиты.
"Чтобы генерировать одинаковый уровень дохода, крупным организациям нужно меньше людей"
Представитель финансового сектора – председатель правления "Citibank Казахстан" Андрей Курилин считает, что государство должно отходить от финансирования образования к его регулированию. При этом бремя подготовки кадров должно по большей части ложиться на частных работодателей и самих граждан.
"11 лет назад Citigroup имела чистую прибыль около 18 млрд долларов, в прошлом году – около 17 млрд, то есть примерно одинаково. Но 10 лет назад у нас работало 350 тысяч человек, а сейчас – 220 тысяч. Чтобы генерировать примерно одинаковый уровень дохода, крупным организациям нужно значительно меньше людей", – отметил Андрей Курилин.
По словам главы банка, для 70% работников Citi – приход в компанию стал первой работой. Компания нанимает абсолютно "свежих людей". При подборе кадров не отдают предпочтение банкирам, а смотрят на владение языками и способности к математике. Всему остальному учат уже на работе.
По мнению Курилина, государство должно активно уходить от роли спонсора системы образования к роли её регулятора, как это происходит в развитых странах. Тем не менее, государство может внести большой вклад в развитие современного образования.
Первое – это популяризация "цифры". В Соединённых Штатах Америки, по словам спикера, более 40% учебников переведены в цифровой формат. Такие учебники намного доступнее по сравнению с бумажными аналогами.
Второе – государство может облегчить жизнь организаций, которые предлагают онлайн-обучение. Это поможет сделать такие образовательные технологии более востребованными.
"В промышленности всё не так быстро меняется"
Другим представителем бизнеса, но уже из промышленности, стал исполнительный директор "Казцинка" Андрей Лазарев. Спикер подчеркнул, что частный бизнес заинтересован в том, чтобы готовить актуальных для себя специалистов.
"В промышленности всё не так быстро меняется. Мы применяем много цифровых технологий, но то, чем мы добываем, перерабатываем и получаем металл – там пока людей не заменить", – отметил Андрей Лазарев.
По его словам, сейчас в "Казцинке" работает около 20 тысяч человек. Доля специалистов с высшим образованием составляет порядка 25% – то есть имеется достаточно много людей на рабочих позициях с высшим образованием. Однако не все из них могут рассчитывать на рост в перспективе: проблема в образовании, которое "неактуально рынку".
В итоге компания решила открыть свой центр обучения, в котором все сотрудники должны проходить курсы повышения квалификации. Кроме того, идёт сотрудничество с колледжами и университетами по совместным программам обучения, где упор сделан на практику. В процессе преподавания участвуют и действующие инженеры с "Казцинка".
Однако, добавил Лазарев, компания всё же хотела бы, чтобы специалистов рабочих специальностей готовило государство. Потому что в "Казцинке" работают специалисты по производству металла – каждый должен заниматься своим делом.
"В индустриальной экономике было достаточно получить диплом раз и навсегда. Сейчас нужно непрерывное обучение"
Эксперт в области образования и профессиональных квалификаций Павел Черных также согласен с мнением, что все рутинные операции в труде будут автоматизированы. В условиях развития искусственного интеллекта – это ближайшие 15 лет.
Чтобы бороться с такими последствиями этого процесса, как технологическая безработица, нужно развивать управление знаниями. По мнению Черных, нужно выстраивать систему управления знаниями на государственном уровне. Это поможет создать спрос на знания у работников и работодателей.
Помимо этого, возникает и эффект "новой занятости". Такое бывает, когда человек официально получает за работу некую оплату, но живёт при этом на большую сумму.
"У него есть некая занятость, которая неизвестна и непонятна государству, но человек – это часть общества, и ему в нём жить. Мы называем это "новая занятость", и она возникает уже не с позиции работы, а с позиции вовлечённости и самореализации", – рассказал Павел Черных.
В таких условиях новые задачи встают перед системой образования, которая, по мнению спикера, является инструментом для управления и формирований знаний. Знания присущи только человеку, а без него они – это просто информация.
"В индустриальной экономике было достаточно получить диплом раз и навсегда. Сейчас знания стремительно развиваются, возникает непрерывное обучение. Есть тезис: "Смена подхода, при котором люди становятся не просто трудовым ресурсом, а движущей силой социально-экономического развития" – это очень важно понимать. Цель состоит в том, чтобы снабдить людей компетенциями, которые решают существующие проблемы, и работать на опережение", – подытожил эксперт.