Что-то стало холодать! Как авиаторы Air Astаna справляются с трудностями осенне-зимней навигации
Осенне-зимняя навигация начинается с конца октября и заканчивается в конце марта, когда сокращается частота рейсов в том или ином направлении, меняется время вылета и прилёта рейсов. Зачастую этот период в авиации самый сложный из-за превратностей погоды, которая является одной из основных причин задержек и отмены рейсов в зимнее время.
Обильные снегопады, снежные бураны, переохлаждённый или густой туман, шквальный ветер, – вот далеко не полный перечень "прелестей" зимней погоды, которые ухудшают видимость и аэродинамические характеристики воздушных судов.
Как проводят противообледенительную обработку самолётов
В осенне-зимний период вопросы безопасности стоят особенно остро. Авиакомпании всего мира задерживают рейсы в случае плохой погоды, дабы избежать угрозы безопасности полётов.
В 2007 году авиакомпания Air Astana начала инвестировать средства в антиобледенительные системы для обслуживания самолётов в Казахстане. Было закуплено 6 специальных машин.
В настоящее время у авиакомпании 11 персональных деайсинговых машин: по 5 в Алматы и Нур-Султане и одна в Павлодаре. С 2009 года в Air Astana работают собственные сертифицированные тренеры по профессиональной подготовке специалистов, которые занимаются деайсингом самолётов.
Машины позволяют выполнять противообледенительную обработку в сложных метеоусловиях с порывами ветра до 20 м/с. Для этой процедуры используются жидкости, сертифицированные по международным стандартам, с удлинённым временем защитного действия.
– Деайсинг проводится для удаления снежно-ледяных отложений на самолёте на земле. Обледенение воздушного судна приводит к увеличению сопротивления воздуха и, соответственно, к уменьшению подъёмной силы самолета, – рассказывает супервайзер Air Astana по противообледенительной обработке воздушных судов Владимир Коломоец.
Количество жидкости напрямую зависит от количества осадков и количества снежно-ледяных отложений на самом самолёте, – продолжает рассказ специалист. – Порядка трёхсот литров и выше уходит на обработку одного самолёта.
По словам Владимира Коломойца, для облива, допустим, самолёта Embraer Е2 требуется как минимум 180 литров, а для Airbus А320 – 230 литров. Но это лишь при умеренных осадках. На деле жидкости может быть вылито в несколько раз больше. Время защитного действия жидкости зависит напрямую от количества осадков в данный момент. Чем обильнее осадки, тем, соответственно, короче время защитного действия. Поэтому при температуре воздуха ниже -28℃ и наличии осадков, как это довольно часто бывает в столице нашей страны, противообледенительная обработка невозможна, а значит, самолёт не допускается к вылету. Ежегодно авиакомпания проходит аудиты. Качество проведения противообледенительных работ – практически без замечаний, говорит супервайзер.
Видео предоставлено авиакомпанией Air Astana
Права пассажиров и обязательства авиакомпании в случае задержки или отмены рейсов
Авиакомпания Air Astana предпринимает максимальные усилия, чтобы обеспечить пассажиров всем необходимым в случае задержки или отмены рейсов, поскольку основными принципами деятельности авиакомпании являются безопасность и комфорт пассажиров.
В случае отмены, переноса или задержки рейса по погодным условиям или неподготовленности взлётно-посадочной полосы, по причинам, не зависящим от перевозчика, авиакомпания вправе отменить, перенести или задержать выполнение любого своего рейса, произвести замену воздушного судна, а также изменить маршрут перевозки и пункты посадки, указанные в билете и расписании.
В любом из этих случаев авиакомпания обязана выполнить перевозку другим своим рейсом или рейсом другого перевозчика, произвести возврат сумм по требованию пассажира, организовать обслуживание зарегистрированных пассажиров в аэропорту или обеспечить гостиницей в установленном порядке.
При задержке или отмене рейса вследствие позднего прибытия воздушного судна, изменении маршрута перевозки пассажиры имеют право:
– на пользование комнатой (при наличии) матери и ребёнка для пассажира с ребёнком в возрасте до семи лет;
– на два телефонных звонка, в том числе по международным линиям связи, продолжительностью не более пяти минут или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
– на прохладительные напитки при задержке рейса более двух часов;
– горячее питание при задержке рейса более четырёх часов и далее – через каждые шесть часов в дневное время; через каждые восемь часов – в ночное время;
– размещение в гостинице, предоставляемой авиакомпанией, при ожидании вылета рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;
– доставку транспортом, предоставляемым авиакомпанией, от аэропорта до гостиницы и обратно, в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы.
Примечательно, что пассажиры Air Astana обеспечиваются питанием и проживанием во всех случаях задержек рейсов, даже в случае задержек рейсов по погодным условиям, что не принято в мировой практике. Это называется доброй волей или клиентоориентированностью авиакомпании.
У пассажиров бывают разные обстоятельства, когда им приходится добровольно или вынужденно сдавать билеты. В таком случае возврат авиабилетов, приобретённых в любом месте, кроме официального сайта и мобильного приложения Air Astanа, осуществляется по месту приобретения. Если же билет приобретался через официальный сайт, центр бронирования и информации или мобильное приложение авиакомпании, то возврат осуществляется на сайте авиакомпании в разделе "Моя бронь – Управление бронированием", где возврат будет осуществлён по правилам тарифа вашего авиабилета. Для возврата билетов из-за отмены рейсов необходимо заполнить специальную форму на сайте в разделе "Моя бронь – Оформить возврат”. Вопрос выплаты компенсаций регулируется законодательством Казахстана. В случае задержек рейсов по погодным условиям, что является форс-мажором, компенсации не выплачиваются.