Максат Усенов уже фактически в общественном сознании стал символом безнаказанности. Усеновщина – это нарицательное понятие, но существует оно уже давно, Максат лишь невольно дал ему название.

Мы попытались разобраться в том, что такое усеновщина как социокультурный феномен и в чём скрываются её причины.

Усеновыми не рождаются

Психолог Александр Пак считает, что усеновщина – это обычный инфантилизм и попытка привлечь к себе внимание. За иллюстрацию такого поведения можно взять просьбу Максата в суде дать ему девять суток вместо десяти, так как у него скоро день рождения.


Александр Пак / Фото Facebook

"Это скорее всего инфантилизм, – прокомментировал психолог Александр Пак. – Когда человек ведёт себя как маленький избалованный ребёнок. Когда отсутствует чувство ответственности за свои поступки. В таком случае человек будет дальше "косячить" до тех пор, пока его жёстко не накажут либо он сам не убьётся. Как ведёт себя маленький ребёнок? Когда по-настоящему нельзя, он перестаёт это делать. Инфантильность – это отсутствие ответственности за то, что ты делаешь: игрушки поменялись, а человек остался ребёнком".

Усеновыми не рождаются, ими становятся, считает психолог. Причём большую роль в развитии "синдрома Усенова" играет воспитание. Часто его носитель растёт в обеспеченной семье, и родители могут занимать высокое положение в обществе.

"Чаще всего это бывает, когда родители откупаются от воспитания детей. Они могут покупать ему много-много игрушек, – считает Александр Пак. – А воспитание как таковое ускользает, потому что родители на работе, деньги зарабатывают, а задать модель правильного поведения и грамотно преподнести, что можно, а что нельзя – это труд великий. Своим опытом, своим примером надо показывать эту модель поведения. А поскольку чиновники, бизнесмены – люди занятые, то им чаще всего некогда. Они просто говорят: "Вот вам деньги, нанимайте воспитателей". Если наставник хорошо справился, тогда – да, повезло. В ином случае получается "золотая молодёжь", которая страдает пагубными привычками, совершает преступления. Человек вне закона, но помогают родственники, деньги, связи хорошие и так далее. Отсюда возникает чувство безнаказанности. Если сильно не зарываться, то многое может сойти с рук".

Усеновщина также может зародиться в душе человека, которому не хватало внимания в детстве, и он компенсирует это эпатажным поведением уже в зрелости. Маленький ребёнок внутри такого человека хочет любви и внимания, но получает только "хейтерские" комментарии в социальных сетях и пусть крайне небольшие, но сроки. И поэтому он продолжает вести себя деструктивно.

"У него такие повторяющиеся деяния, которые всегда вызывают осуждение людей, всегда привлекают внимание, – говорит Александр Пак. – Вот я такой, я высшая каста, белая кость и так далее. Тем самым он не показывает, что он выше системы, он показывает, что он в этой же системе, но на другом уровне. Если бы он показал, что он выше, то он бы уже сидел или бы его депортировали. Потому что, если системе что-то угрожает, этот элемент всегда устраняют".

Законно, но неэтично

Джохар Утебеков дал чисто юридическую оценку усеновщины. Как говорит юрист, по сути, Усенов получил за свои проступки наказание по закону, но с морально-этической стороны всё намного сложнее.


Джохар Утебеков / Фото Facebook

"Ему пока что назначили и продолжают назначать фактически максимальные меры наказания по законам. У суда была возможность назначить ему до десяти суток, и ему назначили эти 10 суток, – прокомментировал Джохар Утебеков. – Это максимально возможное наказание. Его привлекли сразу по трём статьям. Ему назначили штраф в три МРП за невыполнение требований бортпроводников. 10 суток ареста ему дали за мелкое хулиганство, которое выразилось в скандале, нецензурной брани на борту, нарушении покоя других пассажиров. И ещё 15 суток ему должны дать за курение на борту. Возможно, многие хотели бы, чтобы его привлекли к уголовной ответственности, но он не сделал ничего такого, что тянуло бы на уголовно наказуемое хулиганство, так как оно обычно характеризуется применением насилия. Что касается того ДТП, то полиция освободила его от уголовной ответственности за примирением с потерпевшим. Это произошло благодаря тому, что на тот момент еще было возможно прекратить дело за примирением сторон в случае смерти".

Это заразно

Политолог Айдос Сарым считает, что усеновщина – это системная проблема, а не диагноз отдельно взятых лиц. Поэтому ассоциировать её только с тем, кто дал феномену название, нельзя.


Айдос Сарым / Фото Altyn-orda.kz

"Усенов – только носитель этого феномена. На его месте мог быть и Иванов, и Мыркынбаев, и это называлось бы "ивановщина", "мыркынбаевщина". Это не важно. Важно, что это феномен, который стал глубоко социальным, – говорит политолог. – Главным лозунгом нашего столетия является слово "справедливость": политическая, юридическая, социальная, в том числе справедливость, связанная с судами. Понятно, что ему повезло, у него есть родители, которые посты занимают. Но мне кажется, что это не только проблема "мажоров" и "золотых мальчиков", а проблема того, как наши суды работают. Произошла трагедия, автопроисшествие, которое повлекло человеческие смерти. После всего этого, когда человек может влёгкую отделаться, в обществе убивается понятие справедливости. Казалось бы, есть неприступные крепости, линии, которые нельзя переходить. В данном случае это произошло. Мало того что человек совершил преступление, легко отделался, он ещё продолжает себя проявлять в разных плоскостях. То на авиатранспорте, то ещё как-то. Всё это подрывает наши основные ценности, такие как Конституция, государство. Какие-то большие вещи, на которых всё зиждется. Государство имеет смысл только потому, что мы в него верим, точно так же, как и Конституция".

Политолог уверен, что с усеновщиной можно и нужно бороться. Для этого надо начать с себя. Чтобы одержать верх над вашим внутренним усеновым, надо, прежде всего, чтить Уголовный и Административный кодексы.

"Надо просто исполнять закон. Есть арабские монархи, там тоже есть "мажоры". Но недавно там какого-то принца казнили. То есть какой бы ты крутой и брутальный ни был и какими бы полномочиями ни обладал, ты обладаешь ими настолько, насколько в тебя верят люди, – прокомментировал Айдос Сарым.– И если ты действительно достойный политик, такие вещи надо понимать. В людях подрывается доверие к закону именно за счёт таких персонажей. Они становятся знаковыми людьми, знаковыми персонажами. Если есть такой персонаж, которому всё сходит с рук, у людей появляется иллюзия, что всё можно. Помните, как у Достоевского: "Если бога нет, то всё можно". Не должно быть исключений ни для кого. Мне внушило оптимизм, что всё-таки на него возбудили дело, соцсети – это всё-таки тоже сила и выразитель народного возмущения. Можно говорить о модернизации сознания, создании общества труда и так далее, но, когда появляются такие лица, это всё убивает. Поэтому надо надеяться, что какой-то здравый смысл в стране ещё есть и он победит".