Что такое креативная экономика и чем она полезна для Казахстана?
В Алматы прошёл форум креативного предпринимательства Creative Almaty forum, который организовал университет Нархоз совместно с Британским советом. В течение двух дней представители креативного бизнеса рассказывали молодёжи Алматы о своём опыте и делились практическими советами о том, как начать своё дело.
Что такое креативная экономика?
По словам руководителя проектов по искусству и креативной экономике British Council в Казахстане Галины Корецкой, креативная индустрия – это четвёртый сектор экономики, который также называется экономикой знаний и целиком основан на интеллектуальной деятельности. В нём пересекаются искусство, культура, бизнес и технологии.
Основными факторами развития высшего постиндустриального сектора являются:
- высокое качество человеческого капитала;
- высокое качество жизни;
- развитие высоких технологий;
- инновации;
- высококачественные услуги.
Трёхсекторная модель экономики:
- Первичный сектор экономики – добыча сырья, сельское хозяйство, горнодобывающая, рыбная и лесная промышленность.
- Вторичный сектор экономики – промышленное производство и строительство.
- Третичный сектор экономики – сфера услуг, транспорт, связь и коммуникации, торговлю, туризм, здравоохранение.
Креативная индустрия – это молодой быстроразвивающийся экономический сектор, и обычно к нему относят такие отрасли, которые получают прибыль с творческого продукта. То есть это товары и услуги, созданные в процессе творчества и обладающие экономической ценностью. Креативная экономика работает на условиях свободы самовыражения, заинтересованности и мотивированности людей.
При этом креативные индустрии постоянно меняются, и к ним добавляются новые. В 2015 году департамент культуры, медиа и спорта Великобритании выделил 13 основных секторов: реклама, маркетинг, архитектура, ремёсла, дизайн, кинематограф, видео- и фотоискусство, ТВ и радио, IT и компьютерные услуги, издательская деятельность, музеи и галереи, музыка, исполнительное и изобразительное искусство.
Читайте также: Creative Spark даёт гранты до 50 тысяч фунтов. Кто и как может их получить?
Исследование креативных индустрий 2015 года показало, что творческий сектор приносит 3% от мирового ВВП при этом в нём работает только 1% от всего занятого населения в мире. Лидирующей страной в сфере креативной экономики считается Великобритания. В 2016 году креативные индустрии принесли экономике страны 91,8 биллиона фунтов стерлингов. Больше всего прибыли приносит сфера IT, программного обеспечения и компьютерных игр.
Есть ли креативная экономика в Казахстане?
В 2018 году Британский совет совместно с университетом Нархоз в Алматы провели исследование креативной индустрии в Казахстане. В начале прошлого года насчитывалось 17,7 тысячи предприятий, что составляет 3,9% от общего числа зарегистрированных в стране юридических лиц, которые можно отнести к креативной индустрии.
Выяснилось, что среди предприятий креативной индустрии Казахстана: 7,7% – обрабатывающая промышленность; 2,1% – оптовая и розничная торговля; 33,8% – информация и связь; 47,4% – профессиональная научная и техническая деятельность; 9% – искусство, развлечения и отдых.
"Принято считать, что креативная индустрия – это только развлечение, искусство и отдых, но на самом деле это только 9%. Самый большой сектор – научно-техническая деятельность. Скорее всего, там сидят все ИП, дизайнеры, архитекторы, видео- и аудиопродакшн и т.д. Очень важно рассматривать сектор креативной индустрии намного шире. Он больше, чем сектор бизнес-услуг и недвижимости", – рассказала Галина Корецкая.
Также, по словам Корецкой, во время анализа казахстанских креативных индустрий сложно подсчитать заработные платы, занятость людей и доходы сектора из-за большой доли теневой экономики. Существующие данные некорректны и не позволяют сделать полноценный анализ. Предположительно, в креативном секторе экономики Казахстана заняты в основном фрилансеры.
Государство должно поддерживать, но не контролировать
По словам профессора культурной экономики Энди Пратта, трудности в определении объёмов творческого сектора, с которыми сталкивается Казахстан, те же, с которыми сталкивается Британия. Сейчас развитие сектора зависит от того, смогут ли политический курс страны, регулятивные органы и финансовые институты понять, как работать с представителями креативной экономикой. Пратт считает, что нельзя использовать те же бюрократические процессы, которые работают в ресурсной и обрабатывающей промышленности по отношению к креативной экономике.
"Государство должно прислушиваться к сектору и нести поддерживающую роль, но не контролировать, не говорить, что делать. Законодательные органы и органы управления должны понимать, что такое креативная экономика и в чём её предназначение. В случае с креативным сектором государству нужно отойти в сторону, как это сделали в Сингапуре, когда поняли, что слишком сильно контролируют экономику", – Энди Пратт.
Основная роль, которую эксперты определили для государства, – это создание площадок, на которых представители творческого сектора смогут консолидироваться и прорабатывать свои идеи.Также для полноценного развития государственные органы могут обучать молодёжь тому, как работать с законами и исполнительными органами государства.
Пратт говорил и о факторах жизнеспособности креативного производства. По его словам, люди, работающие в этой индустрией, должны разрабатывать систему ценностей с конкретными целями, соблюдая баланс между творчеством и извлечением прибыли. Если творчество будет существовать только ради прибыли или это будет творчество ради творчества, то дисбаланс разрушит бизнес-процесс.