Что происходит за сценой Astana Ballet. Фоторепортаж
Работники театра решили устроить новогодний сюрприз своим зрителям: теперь каждый желающий сможет попасть на специальную экскурсию и узнать, что же спрятано за кулисами.
"Много внимания уделяется развитию туризма в нашей стране, и Астана привлекает всё больше и больше внимания всех категорий туристов – как зарубежных, так и граждан Казахстана. Мы решили внести свой вклад не только в посещение театра, спектакля, а познакомить с закулисной частью, со зданием, с технической, производственной частями, показать, как делаются костюмы, готовятся декорации. Театр многие представляют только с парадной части, а ведь это фактически завод, это фабрика. Здесь у нас своё производство, рабочие есть, слесари, скульпторы, столяры, костюмеры, портные, технологи, закройщики, сапожники и так далее", – рассказывает директор театра Валерий Кузембаев.
В качестве экскурсовода – искусствовед и ведущая солистка театра Дилара Шомаева, она рассказывает посетителям о тонкостях работы и водит их по залам, в которые зрителей обычно не пускают.
Экскурсия начинается с фойе. Здесь посетители узнают, почему же театр начинается с вешалки, гостям также объяснят правила хорошего тона, которые, увы, не все соблюдают.
"Театр начинается с вешалки" – эти слова принадлежат Станиславскому. Он имел в виду, что каждый зритель, переступая порог театра, попадает в другое измерение, в другой мир, где есть свои правила", – рассказывает Дилара Шомаева.
На втором этаже посетителей ждёт выставка российского фотохудожника Алексея Кривцова "Семь вуалей Евразии". На каждой фотографии запечатлена не только красивая поза, а прежде всего многолетний и упорный труд.
Здесь же, на втором этаже, стоят специальные экраны, благодаря которым опоздавшие посетители могут наблюдать, что происходит на сцене. После третьего звонка в зал уже не пустят. С этим придётся смириться. Работники театра просят зрителей понять и принять этот факт, а не устраивать скандальных сцен, которые, к сожалению, иногда случаются. Если вы опоздали, то можете в уютной обстановке под чашечку кофе дождаться антракта, а потом спокойно пройти в зал.
"Двери театра открываются за полтора часа до начала спектакля, чтобы зрители смогли заранее прийти, спокойно расположиться, настроить себя, занять своё место, пообщаться с другими гостями. Но если случилось так, что вы опоздали, при наличии свободных мест вы можете занять место на балконе, либо же посмотреть первый акт на экранах в фойе. Во время спектакля мы не заходим в зал", – объясняет искусствовед.
На этой сцене артисты театра "Астана Балет" выступают с 2016 года. Именно тогда и было открыто новое здание, которое гармонично вписалось в архитектуру левобережья Астаны. Общая площадь – 15 467 квадратных метров. В зрительном зале 783 места. Оркестровая яма рассчитана на 50-60 музыкантов. Внутренняя обстановка не похожа на интерьер классических театров и близка к модерну. Правда, и репертуар у театра соответствующий. Именно поэтому здесь нет никакой конкуренции с театром "Астана Опера", где отдают предпочтение классическому балету. Каждый из театров занял свою нишу и получил своего зрителя.
История столичной труппы началась немного раньше – с 2012 года, когда по инициативе главы государства основали Astana Balet. Самое первое выступление состоялось 5 лет назад – в 2013 году. Молодой и перспективный коллектив публика приняла очень радушно, теперь зрительный зал театра пустует лишь в дни репетиций.
"Мы завершаем второй год в этом здании, и, можно сказать, театр стал местом повышенного интереса нашей астанинской публики к искусству, балету в частности. За эти два года произошли значительные перемены в настроении наших поклонников и нашей публики, это место стало посещаемым. У нас были гастроли за рубежом, в начале 2018 года состоялись гастроли в Нью-Йорке, выступали в Италии, в княжестве Монако – в их лучшем концертном зале с успехом выступили, а также приняли участие в небольшом фестивале в Пекине", – рассказывает директор театра Валерий Кузембаев.
Для трансформации сцены используют новейшие технологии. Освещение обеспечивают около 800 световых приборов. Управление светом, экраном на сцене и звуком ведётся из глубины зрительного зала. Здесь за небольшим ограждением находится пульт управления.
Экскурсия в зале продолжается видеопрезентацией и рассказом искусствоведа о мировой истории балета: когда появились пуанты, почему юбки стали короче, и как танцевали раньше.
"Прежде чем пройти за кулисы, вы должны быть в курсе, что это такое и откуда к нам пришло, потому что балет – это синтетическое искусство, которое претерпело значительные изменения, значительные перемены с давних времён. Танец – по природе своей довольно примитивное искусство: люди танцевали, когда им было весело, когда собирались компаниями друзей и близких, это было своеобразное времяпрепровождение. Но то, что мы сейчас увидим на сцене и за кулисами – иного характера", – объясняет Дилара Шомаева.
Гости театра не только послушают о балете, но и посмотрят его. Их ждёт ещё один маленький сюрприз – небольшой отрывок из "Щелкунчика", после которого можно подняться на сцену, а дальше – пройти за кулисы.
Тут, собственно, и открывается мир балета, который недоступен обывателю. Пройтись по сцене зрителю не дадут: на полу специальное покрытие. Но взглянуть со сцены в зрительный зал и оказаться под лучами софитов можно.
Артистов от сцены отделяет плотная портьера, не пропускающая свет. Благодаря ей зрители не видят, что происходит за кулисами, а артистам не мешают софиты.
Для переодеваний за кулисами стоят зеркальные ширмы.
Далее экскурсия переходит в гримёрную. Заведующая гримёрным цехом Валентина Яковенко создаёт образы актёрам вот уже 36 лет. В театре она работает два года. Рассказывает, что все парики и бороды делаются вручную, волосок к волоску. Работа очень кропотливая.
"Чтобы сделать бороду, мы берём специальный подбородок – форму для бороды, на неё накладываем тонкий тюль, создаём каркас, затем пришиваем и создаём бороду. По одной волосинке в каждую ячейку нужно вставить волос, чтобы он не вылез, узелком завязываем После этого вырезаем по форме, надеваем на артиста и потом подгоняем индивидуально. Материалы мы заказываем, изготавливаем сами и парики, и бороды, и косы, и локоны. Но в таких объёмах, как для "Щелкунчика", это невозможно, естественно, часть приобретаем. Однако характерные образы мы изготавливаем сами", – говорит Валентина Яковенко.
В театре работает четыре штатных гримёра. На создание образа артиста может уходить до часу, и если на небольших спектаклях гримёры справляются сами, то на массовые, такие как "Щелкунчик", "Вальпургиева ночь", вызывают подмогу.
"Объёмные полотна, трёхактовые спектакли – естественно, невозможно справиться. Потому что там по 108 париков и физически не успеваешь, приглашаем на помощь визажистов. На "Щелкунчике" у меня восемь человек работает. Если образ характерный, исторический, нужно около часа, чтобы наложить грим, нос, парик. Если простой "гримочек" – минут 20 максимум. Это грим молодой девушки, парня или ребёнка", – рассказывает Валентина Яковенко.
От гримёра зависит не только образ, но и настроение артиста. К своим подчинённым главный гримёр театра очень строга, визажистов отбирала не только по профессиональным качествам, но и по тому, как они умеют находить язык с солистами Astana Balet. Валентина считает, что представление начинается уже в гримёрной комнате.
"Они приходят к нам, садятся в кресло и расслабляются, а мы рисуем. Потом они поднимают спинку, одну бровку, вторую – входят в образ. Когда ты рисуешь им на лице, они уже входят в образ. Выходят из гримёрного цеха уже в образе. И я считаю, что это наша заслуга, мы помогаем создать тот образ, который на сцене, и они благодарят нас", – говорит главный гримёр.
Чтобы попасть в костюмерный цех, нужно подняться на лифте.
Кстати, по правилам театра в дни спектаклей балеринам запрещено ездить в лифте. И дело тут не в сбрасывании веса за счёт бега по лестницам. Всё довольно банально. Экскурсовод рассказывает, что однажды спектакль пришлось задержать на 45 минут, потому что две артистки застряли в лифте. Правда, это правило танцоры всё равно нарушают.
В костюмерной над одеждой для спектаклей работает небольшая бригада мастериц. В этом маленьком цехе и создаются платья для Жизель, Кармен, Саломеи, камзолы для Щелкунчика, и ещё сотни костюмов для артистов театра.
Особое место в театре отведено обуви. Здесь есть свой обувщик – прекрасная девушка Айнар. Именно она снимает мерки и следит, чтобы у танцоров был запас пуантов и балетных туфель.
Пуанты заказывают за рубежом. Шьются они вручную и состоят из 54 деталей. От момента заказа до доставки проходит полтора месяца, а солистам театра двух пар хватает примерно на месяц, если они из гипса, и на полтора – если из пластика. Восстановлению пуанты не подлежат.
"К примеру, сейчас у нас "Щелкунчик" идёт, там Маша очень много танцует, значит, ей нужно больше пуантов", – объясняет обувщик Айнар Макишева.
Для некоторых артистов заказывают именные "пальцы" (так на профессиональном сленге танцоры называют пуанты). Стоимость пуантов в театре не раскрывают.
"Они дорогие. Их очень сложно делать. Это долгий процесс. Это не фабрика, где машинка шьёт сама, каждый мастер вручную это всё делает", – говорит Айнар.
Процесс изготовления не только сложный, но и секретный. Фирмы не раскрывают состав клея, но отмечают, что он вполне безопасен даже для употребления в пищу. В пример приводят первые пуанты великой Тальони, поклонники которой приобрели их на аукционе и съели. Самую важную деталь пуантов — "коробочку" (так называют жёсткую часть над опорным пятачком), делают по принципу папье-маше, наклеивая один слой мешковины на другой. Клей варят из натуральных компонентов. Правда, ни натуральные компоненты, ни индивидуальные мерки – не гарантия, что "пальцы" подойдут балерине.
"Разнашивать пуанты очень тяжело. Девочки их готовят заранее, за месяц вперёд, чтобы разносить, ушить. Если готовые пуанты пришли, не факт, что они на 100 процентов подойдут. Их нужно доделать. Ещё пуанты различаются по жёсткости, самые ходовые – это H, твёрдые".
Немаловажная часть спектакля – это декорации и сценография. Это ещё один из миров закулисья. Именно здесь реализуют замыслы хореографа и делают всю бутафорию. От эскиза до исполнения задумки проходит около трёх месяцев.
"Задача сценографии: декорация должна быть красивая, практичная, функциональная и безопасная. Эти правила надо точно соблюдать. Например, при изготовлении любой декорации сначала придумывается эскиз. Потом эскиз попадает в наш цех, мы делаем технический проект: чертежи, расчёты. Начинается производственная часть. Например, делаем кресло для "Щелкунчика", по эскизу смотрим, какие материалы нужно закупить, из чего оно должно быть. Учитываем требования хореографа и сценографа, к примеру, какое оно должно быть по весу, может, вначале кресло должно превращаться в диван. Мы просчитываем техническую часть, затем идёт закупка материалов. Сколько времени уходит на изготовление? Зависит от объёма и сложности. Может уйти и полдня, а может – и неделя. Но если брать время от разработки эскизов, то около трёх месяцев", – поясняет Омаров Жандос, заведующий декорационным цехом.
Приоткроют завесу тайны и в репетиционных залах, перед входом в которые висят списки артистов, задействованных в спектаклях, графики репетиций и постановок.
Во время нашей экскурсии мы попали на занятия к хореографу, приглашённому из Бразилии, Рикардо Амаранте. За его плечами Английская национальная балетная школа, работа в известных театрах Европы: Парижская опера, Молодой балет Фландрии, а также главные партии в классическом репертуаре: "Жизель", "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта" и других спектаклях. Обладатель приза Французской ассоциации танца за балет Love Fear Loss. В Астане он поставил одноактные балеты Gaia, Love Fear Loss, A Fuego Lento, "Прикосновение иллюзии".
"Меня пригласил в Астану директор театра Astana Balet. И я ничуть не пожалел, что согласился. Астана – это город будущего, и я был очень вдохновлён, увидев город. Мне понравились артисты, труппа очень сильная, профессиональная, очень большой потенциал в каждом из артистов. Меня очень вдохновляет в целом сам театр", – говорит хореограф Рикардо Амаранте.
Подобные экскурсии в театре будут проводиться еженедельно. Билеты можно спрашивать в кассах театра.