Что происходит с чемоданами после того, как вы их сдали в аэропорту? Репортаж из багажного отделения
Международный аэропорт Алматы пригласил корреспондентов informburo.kz туда, куда не заглядывал ни один пассажир. В багажное отделение посторонним вход воспрещён, но некоторым разрешают пройти по пропускам.
Здесь от круговорота чемоданов на транспортёрной ленте начинает кружиться голова. Сотрудники службы безопасности не выпускают из поля зрения даже коллег, а по периметру за всеми следят видеокамеры. Как досматривают багаж и изымают запрещённые предметы – в фоторепортаже informburo.kz.
"Ни в одном аэропорту мира грузчики не будут бережно нести чемодан"
К 8 Марта informburo.kz уже снимал репортаж о доставке цветов в грузовом отделении международного аэропорта Алматы. В этот раз нам разрешили пройти ещё дальше и отследить путь чемодана от стойки регистрации до погрузки на борт самолёта.
Встретили нас у главного входа, прикрепили на футболки бэйджи в отделе пропусков – без них дальше зала ожидания не пропустят. В терминале тем временем царила предполётная суета: пассажиры спешат пройти регистрацию и сдать багаж.
"В ручной клади нельзя провозить ёмкости больше 100 миллилитров. Если у вас флакон духов ёмкостью 250 миллилитров, а парфюма осталось на дне, то всё равно их запретят занести в самолёт в ручной клади – только в багаж. Хотя в сумме можно провозить до 1 литра жидкости, поэтому можно провозить 10 ёмкостей по 100 миллилитров. Кстати, нельзя везти пену и гель для бритья, у них баллоны под давлением", – рассказывает пресс-секретарь аэропорта Наталья Соколова, пока мы ждём руководителя подразделения досмотра.
Также в ручной клади не разрешают провозить острые предметы: будь то нож или маникюрные ножницы. В некоторых странах запрещают провозить зажигалки. Предметы из чёрного списка советуют сдавать в багаж.
Читайте также: Ручная кладь: 5 причин путешествовать налегке
Его взвешивают на регистрационной стойке, и, если нет перегруза, приклеивают бирку и отправляют по транспортёрной ленте вглубь терминала. Хозяин и его вещи полетят в одном самолёте, но на разных уровнях: один – в кресле, другой – в багажном отделении. Встретятся они только в аэропорту прилёта.
Вес груза, который разрешается провезти в самолёте, устанавливает не аэропорт, а авиакомпания. Для экономкласса бесплатная норма провоза колеблется в пределах от 20 до 25 кг, для бизнес-класса – не больше 30. По санитарным правилам не более 32 кг для обеих категорий, чтобы не надорвались грузчики. Превышение веса оформляется по отдельным тарифам.
Ручная кладь, которую разрешается брать в салон самолёта, должна весить от 5 до 8 кг. Чтобы не терять время, лучше не полениться и заранее узнать на сайте авиакомпании о допустимых габаритах. На хрупкий и ценный багаж наклеивается специальная бирка, в багажное отделение его вручную спускают грузчики.
"Ни в одном аэропорту мира грузчики не будут бережно нести чемодан с хрустальной вазой. Только если предметы из стекла и фарфора не оформлены специально. Никто не застрахован, что не повредят багаж, потому что рейсов много, а грузчики спешат. Мне, например, ручку чемодана оторвали в миланском аэропорту", – продолжала развлекать нас рассказами пресс-секретарь аэропорта, пока к нам не подошёл начальник службы безопасности.
"Мы портим настроение пассажирам, которые провозят запрещённые предметы"
Руководитель подразделения досмотра службы авиационной безопасности (САБ) аэропорта Григорий Волков был не так рад встрече с журналистами, как его коллега. Он внимательно разглядывал гостей, привычно сканируя посторонних так, будто перед ним чемоданы с чем-то запрещённым и опасным внутри. "Что ж, издержки профессии", – подумали мы и прошли с ним в комнату внутреннего досмотра. Там показали пропуска, прошли через арочный металлодетектор и, наконец, попали в багажное отделение.
Сюда после регистрации попадают чемоданы. Отделение находится на техническом этаже и состоит из двух уровней. На верхнем автоматический считыватель сканирует бирки. Так груз проходит первичный досмотр на двух конвейерах: для внутренних и международных рейсов. На нижнем уровне чемоданы сортируют и грузят на тележки.
Проезжающие сумки и баулы просматривают на рентгенотелевизионной установке (РТУ). Если система обнаружит запрещённые предметы, то чемодан отправляется по отдельной ленте на нижний уровень – в пункт вторичного досмотра.
Здесь нет разделения багажа на VIP, бизнес- и экономклассы. Груз сортируется и досматривается в одном месте независимо от статуса пассажира. Работников переводят с досмотра внутренних рейсов на международные, оттуда – в бизнес-залы и обратно. Делается это для того, чтобы не замыливался глаз.
Багажное отделение напоминает заводской цех. Только вместо станков – ленты и мониторы, а вместо мастеров – приёмосдатчики в ярко-зелёных жилетах. В остальном всё как на производстве: бесконечно крутится транспортёрная лента, в кабине сидит оператор, грузчики собирают чемоданы. И это всё на фоне грохочущего звука двигателей.
"Всё, что вызывает подозрение, отправляется на отдельную транспортёрную ленту. Мы не тормозим конвейер, чтобы обыскать только одну сумку. Делаем всё возможное, чтобы рейс не задерживался", – объясняет сопровождающий руководитель подразделения досмотра Григорий Волков.
Монотонный шум конвейеров неожиданно прерывает громкий звук датчика рентгенотелевизионной установки. В одной из сумок обнаружен предмет, попадающий под запретную категорию. Не останавливая движение ленты, оператор нажимает кнопку на клавиатуре. Две сумки сворачивают на отдельную дорожку и скатываются вниз.
"Эта сумка вызвала подозрение, и для углублённого изучения её отправили на повторный досмотр. В сумке видны вкрапления тёмных предметов и провода. Вполне может быть одним из компонентов самодельных взрывных устройств. Поэтому первый оператор отправил баул сюда, чтобы здесь в спокойной обстановке тщательно изучить", – всматриваясь в монитор системы, пояснил Григорий Волков.
Выясняется, что это обмотанное проводами съёмное зарядное устройство для мобильного телефона. Оператор с начальником расслабляются – ложная тревога.
Если бы зарядка оказалась взрывчаткой, то для ручного осмотра вызвали бы владельца, сотрудника службы безопасности и полицию. В зависимости от опасности груза решается вопрос: либо предмет с согласия пассажира изымают, либо передают в органы правопорядка.
"Иногда нас обвиняют в том, что это мы подбросили опасные предметы. Это глупость! Наша зарплата фиксированная, не зависит от количества обнаруженных предметов. Или пытаются выхватить запрещённый предмет и выкинуть в мусорное ведро или на лётное поле. Обвиняют нас во многом, но мы не портим багаж, мы портим настроение пассажирам, которые провозят запрещённые предметы", – подчёркивает Григорий Волков.
Вот перечень основных предметов и веществ, запрещённых к перевозке в салонах гражданских самолётов:
- огнестрельное оружие;
- взрывчатые вещества, средства взрывания;
- холодное оружие;
- радиоактивные вещества;
- сжатые и сжиженные газы, боеприпасы к газовому оружию;
- легковоспламеняющиеся жидкости;
- воспламеняющиеся твёрдые вещества;
- ядовитые и отравляющие вещества;
- едкие и коррозирующие вещества;
- наркотические вещества.
Некоторые авиакомпании запрещают перевозить аккумуляторы квадрокоптеров (дронов) и гироскутеров, которые из-за высокой плотности на высоте могут самовозгораться. Такие батареи нужно перевозить в специальной упаковке для опасного груза.
Как во всех международных аэропортах, в алматинском работает кинологическая служба. 25 служебных спаниелей и немецких овчарок обучены искать запрещённые предметы. Питомцы службы авиационной безопасности ищут взрывчатые вещества, а наркотики таможенники. Наш вопрос о том, "подсаживают" ли собак на наркотики, вызывает у кинолога смех.
"Дилетантская точка зрения! И почему люди так думают? Каждого щенка мы приучаем к тому, чтобы у него была только одна любимая игрушка. Потом опрыскиваем её запахом наркотиков или взрывчатых веществ, и щенок учится искать игрушку по запаху", – объясняет кинолог Алеся Луцких.
В прошлом году в аэропорту зарегистрировали 12 попыток перевозки наркотиков, в 2019-м – четыре случая. В основном наркокурьеры направлялись в ОАЭ и Китай.
Читайте также: Правила перевозки животных в самолётах и поездах
Оружие с документами провозят в багажном отсеке в специальном красном контейнере, ключ от которого до конца полёта хранится у капитана самолёта. Чтобы избежать неприятностей, пассажиру необходимо заранее сообщить об оружии авиакомпании и службе безопасности.
Животных перевозят в клетке и только в первом багажном отделении, где лучше циркуляция кислорода. Для транспортировки нужны:
- ветеринарный паспорт для питомца;
- ветеринарное свидетельство, которое действительно три дня с момента получения;
- микрочип или татуировка для идентификации животного (для Европы, Малайзии, Таиланда и Турции).
Как и в случае с оружием, нужно за пару дней до вылета предупредить авиакомпанию.
На каждом рейсе обнаруживают повреждённый багаж
После досмотра приёмосдатчики грузят чемоданы на тележки и ждут, когда другая бригада выгрузит багаж с прилетевшего самолёта.
По правилам, после установки тормозных колодок под шасси прилетевшего самолёта багаж должен быть выгружен и доставлен в терминал в течение 15 минут. Если пассажиров везут на автобусе с дальней стоянки, то через 20-25 минут.
Приёмосдатчики в алматинском аэропорту работают в четыре смены, в каждой по 30-35 человек. В их распоряжении 17 транспортёрных лент. У каждого на жилетке закреплён видеорегистратор, на который снимается весь процесс загрузки и выгрузки багажа
"Уже два года работаю приёмосдатчиком. На внутренних рейсах справляемся вдвоём. Самые тяжёлые – это международные рейсы, тогда мы зовём на помощь третьего. Работу мы записываем на персональные регистраторы, чтобы нас не подозревали, если что-то пропадёт или сломается ", – рассказывает приёмосдатчик инженерно-авиационной службы Дмитрий Филонов.
В день в алматинском аэропорту фиксируют от одного до трёх повреждений багажа.
Багажные отсеки открывают и закрывают строго в присутствии представителей авиакомпании. Если замечают повреждения, то отмечают их в ведомости. Видеозаписи помогают разобраться в причинах порчи груза.
"Мы заполняем багажный манифест, если сломан замок на сумке и есть доступ к содержимому. Оригинал оставляем себе, а копию отдаём приёмосдатчикам. Далее старший бортпроводник прикрепляет манифест к полётному заданию. Если пассажир предъявляет претензии, что вещь пропала или сломана, то проводится расследование", – перекрикивая шум двигателей, рассказал бортпроводник.
"Ущерб возмещает авиакомпания, но зачастую они хотят выяснить, не виноваты ли грузчики аэропорта. Проводится служебное расследование, начиная от изучения видеоматериалов, заканчивая сбором объяснительных и свидетельских показаний", – добавляет инспектор по претензиям службы организации пассажирских перевозок аэропорта Алматы Марина Забара.
Ели ваш чемодан повредили, нужно написать заявление в отдел претензий службы организации пассажирских перевозок аэропорта. Составленный акт отправляют в авиакомпанию, которая в течение двух недель присылает ответ. Из него становится ясно, кто будет компенсировать ущерб.
Если чемодан остался в аэропорту вылета или по ошибке прибыл в другую страну, необходимо обратиться в службу розыска багажа.
"Аэропорт, из которого не прибыл багаж, видит наш запрос в международной системе отслеживания багажа World Tracer и даёт ответ. Также мы общаемся в мессенджерах. Обычно, если чемодан потерялся или его забыли, то следующим рейсом досылают", – говорит Марина Забара.
Чтобы избежать ситуаций с утерей, сотрудники аэропорта советуют тщательно проверять чемоданы: не осталась ли с прошлой поездки клейкая лента или бирка. Система может принять старый штрих-код и отправить багаж по прежнему маршруту.
Сувенирный патрон не пропустят на борт самолёта
После закрытия багажных отсеков нас пригласили на склад. Идти приходится по узким коридорам с крутыми поворотами. За огороженной сеткой полутёмное помещение – это и есть хранилище изъятых при досмотре запрещённых предметов и веществ.
После багажного отделения и аэродрома тут непривычно тихо. Слышен каждый шелест пакетов и шарканье сотрудников. На столе, стеллажах и в лотках горы пластиковых бутылок.
"Кисломолочные продукты домашнего приготовления храним в открытом виде, потому что они представляют угрозу на борту. Самолёт не упадёт, но всё измажется", – объясняет наш проводник.
В салон самолёта разрешают пронести мёд, кумыс и другие напитки, но только заводского производства. Для службы безопасности жидкость, налитая дома в банку, – это не мёд, а вещество неизвестного происхождения.
"Вот, обнаружили патрон. Он сувенирный, но мы точно не знали и потому изъяли", – констатирует Григорий Волков.
При конфискации владельцу выдают корешок от протокола. В течение месяца он может забрать свои вещи. Это могут сделать родственники или друзья. Достаточно иметь при себе фотографию корешка. Если через 30 суток владелец не объявился, то конфискат сжигают или передают для нужд другим службам аэропорта.
Прилетевший багаж служба безопасности не досматривает. Его проверяют в аэропорту вылета, а в пункте прилёта нужно только пройти таможенный контроль. Исключение – если поступила информация от силовиков об опасном грузе на борту. Тогда "сабовцы" участвуют в задержании и владельца, и багажа. Но это случается редко.
Читайте также: Какой чемодан купить? Советы опытного путешественника
Сколько человек работают в службе безопасности и как называется оборудование для поиска запрещённых предметов, нам так и не сказали. На дополнительные вопросы лишь отвечали, что информация не подлежит разглашению, а в некоторых случаях запрещали снимать не только дальние помещения, но и себя.
"Чем меньше о процедуре досмотра знают, тем безопаснее полёты", – ответил на наше роптание Григорий Волков.
Возможно, он прав. После терактов 11 сентября 2001 года меры авиационной безопасности ужесточили не только в США, но и во всех странах. Пассажирам же рекомендуют соблюдать простые правила по безопасному провозу багажа:
- упаковывайте чемодан в плёнку;
- отклеивайте старые бирки;
- перевозите ценный груз через специальную службу. Если его повредят или потеряют, вам выплатят компенсацию;
- не забудьте закрыть сумку и прикрепить бирку;
- приклейте на багаж лист формата А4 с номером рейса и именем;
- не берите у незнакомых людей в аэропорту бандероли, конверты и посылки. Если обнаружат запрещённые предметы, ответственность будете нести вы. И помните – служба безопасности видит всё, что происходит в терминале;
- не жалейте денег на качественный чемодан, который не развалится от бросков или ударов.
Читайте правила перевозки багажа на сайтах аэропортов и авиакомпаний. Регламент международный и почти не отличается в разных странах. Однако авиакомпании иногда вводят дополнительные пункты, зная которые, вы избежите визита на склад изъятых предметов.