Что доступно пассажирам люкс-вагона в стиле отеля Rixos. Фоторепортаж.
Раньше в этом вагоне ездил в правительственные командировки сам Динмухамед Кунаев. Теперь в нём катаются отечественные звёзды эстрады, иностранцы, послы и чиновники различного ранга. Вагон 80-х годов превратили в VIP-апартаменты. Informburo.kz побывал в гостинице на колёсах – люкс-вагоне для обеспеченных пассажиров.
Вагон со сложной судьбой
Вагон, выпущенный заводом "Аммендорф"в 1985 году, – фактически памятник истории. В СССР его передали в личное пользование первому секретарю ЦК Компартии КазССР.
Вагон пережил распад Союза, и в новую эпоху вошёл изрядно потрёпанным. В 2013 году закончился срок службы, но его не списали. Вагон ждало перерождение в люкс на колёсах и модернизация. За три месяца его превратили в VIP-апартаменты для тех, кто не хочет путешествовать как простой смертный. Теперь в нём есть двуспальная мягкая кровать, полноценный санузел с душевой кабиной, своя столовая, кухня и кинотеатр.
Дизайнеры, которые работали над интерьером вагона, решили сохранить ретро-стиль. На изящном столике в столовой – старинный дисковый телефон в соседстве с плазменным телевизором.
"Это был личный вагон Динмухамеда Ахмедовича Кунаева, – рассказывает заместитель генерального директора "Туран экспресс" Ерсын Сабырханов. – Он совершал в нём рабочие поездки. У него был там рабочий стол, была оборудована ванная. Мы полностью разобрали вагон и фактически собрали его заново. Установили красивые двери, новые панели. Мы сделали его в духе отеля Rixos".
Любой каприз
В тамбуре люкс-вагона вы ступаете на мягкий ковёр, здесь улыбчивая проводница предлагает разуться и выдаёт тапочки. Зайдя внутрь, вы оказываетесь в импровизированной прихожей с зеркалами и белой мебелью. За прихожей просторная столовая с хорошим освещением, светодиодной подсветкой, полукруглым столом и мягкими креслами.
В вагоне десять спальных мест. В первом купе – большая двуспальная кровать, в остальных спальные места поменьше. Здесь также есть душевая и оформленный всё в том же гостиничном стиле санузел.
В вагоне работают два проводника. Так как здесь бывают VIP-гости, персонал отбирают привередливо, предварительно проводят инструктаж.
"Один проводник помогает пассажирам, следит, чтобы у них всё было хорошо, – говорит Ерсын Сабырханов. – Ещё один следит за подачей электроэнергии, сидит у пульта, отвечает за техническую часть".
Внутри вагона работает своя кухня. Проводница объяснила, что рацион пассажиров разнообразен. За их деньги выполнят любой гастрономический каприз, закупят продукты, приготовят необходимые блюда.
"Кухня у нас оборудована, как дома: холодильник, микроволновка, газ. Здесь стоят преобразователи электроэнергии, за счёт них здесь 220 вольт. Энергии хватает", – говорит Ерсын Сабырханов.
Как рассказала проводница, в люкс-вагоне часто ездят звёзды и чиновники. Также он пользуется популярностью у тех, кто едет на свадьбу.
Гости ЭКСПО живут в VIP-вагоне
Люкс-вагон, как рассказал генеральный директор "Туран экспресс" Роман Ботабеков, используют в качестве гостиницы иностранцы. Они путешествуют в нём по городам Казахстана и там же остаются жить. К примеру, в нём побывало немало гостей ЭКСПО.
"В вагоне полностью автономная система жизнеобеспечения, – прокомментировал Роман Ботабеков. – Поэтому в нём удобно жить, там свой генератор, аккумулятор. Послы в нём путешествуют. Каждый год на запуск в Байконур едут делегации. Когда иностранцы отправляются на запуск корабля, то стараются остаться в вагонах, потому что там хороший душ, все условия, как в гостинице. Некоторые остаются, когда едут на ЭКСПО. Поезд стоит сутки в Астане, и иностранцы стремятся там оставаться. Отдельно за проживание они не платят, это входит в сумму аренды".
Как попасть в люкс-вагон
Люкс-вагоны прицепляют к основному составу любого поезда по спецзаказу. Ехать в них можно куда угодно. Стоимость зависит от километража. В среднем поездка обойдётся в 100-130 тысяч тенге.
"Нужно сделать официальный запрос в нашу компанию за 15-20 дней до поездки. Цены разные, зависит от расстояния, – прокомментировал Ерсын Сабырханов. – До Узанагача одна цена, а до Костаная – совсем другая".
Есть ещё и второй люкс-вагон, он оформлен примерно в том же стиле, что и первый. Правда, в нём руководители высшего ранга не ездили.
На стене одного из помещений вагона – фотографии на тему охоты и рыбалки. На одном кадре рыбак с крупным уловом стоит рядом с Нурсултаном Назарбаевым. Правда, фото выглядит как явный фотошоп. О происхождении этих кадров руководитель "Туран экспресс" предпочёл умолчать.
Заместитель директора "Туран экспресс" рассказал, что элитных вагонов в будущем, возможно, станет больше. А вот что делать со старыми, пережившими развал Союза и перестройку, в которые не ступала нога советского номенклатурщика, пока не до конца ясно.
"Потихоньку обновляем, но это непросто, – говорит Ерсын Сабырханов. – Потребность Казахстана в вагонах – 3200. Их выпускает Россия, у нас такого производства нет. Одномоментно найти 3200 вагонов – это нереально".
Далеко не все подобные вагоны прошли через реставрацию. В Казахстане на сегодняшний день, по данным АО "Пассажирские перевозки", 333 вагона завода "Аммендорф" 80-х годов. Всего же вагонов постройки советских времён на наших железнодорожных путях сейчас 439. У многих из них закончился срок эксплуатации – по нормам это 28 лет. Если провести капитальный ремонт, то такой вагон может прослужить ещё 16 лет.
По данным АО "Пассажирские перевозки" в 2010 году уровень износа подвижного состава наших железных дорог составил 70%. Средний возраст вагонов тогда составлял 24-25 лет.
"В 2010-2016 годы приобретено 851 единиц нового подвижного состава, в том числе 552 вагона "Тұлпар-Тальго", что позволило снизить уровень износа с 79% в 2010 году до 46%. В настоящее время средний возраст вагонов составляет 15 лет", – сообщили в АО "Пассажирские перевозки в ответ на запрос Informburo.kz.
К 2020 году национальный перевозчик планирует снизить износ вагонов до 38%. Также до 2023 года планируется приобретение еще 487 вагонов постройки ТОО "Тұлпар-Тальго" отечественного производства.