По словам исполнительного директора ТОО "Billboards Empire" Наиля Ахмеджанова, в компании по-прежнему разыскивают своё имущество, а именно около сотни спиленных в ночь с 5 на 6 марта билбордов по Бишкекской, Капшагайской, Алмаарасанской, Верхнекаменской, Кульджинской и Талгарской трассам.

"Найдено ещё два места стихийной свалки наших конструкций, – рассказал он Informburo.kz. – 14 конструкций нашлись напротив MEGA Alma-Ata на Розыбакиева, ещё шесть – недалеко от Управления государственных доходов Наурызбайского района. Если учесть, что ранее мы обнаружили в районе Талгара ещё 17 конструкций, итого получаем 37 из 150 спиленных билбордов".


14 спиленных в минувшие выходные билбордов нашлись за школой №38, между улицами Розыбакиева и Радостовца / Фото из личного архива Наиля Ахмеджанова

Компания обратилась с открытыми обращениями на имя Президента и генерального прокурора РК, заявив о "рейдерском захвате бизнеса".




Billboards Empire заявили о рейдерском захвате в обращении к Президенту РК / Фото из личного архива Наиля Ахмеджанова

В городском акимате по-прежнему уклоняются от признания причастности к демонтажу данных конструкций. Однако, отвечая на запросы СМИ, отмечают, что "в Алматы проводится работа по замене рекламных сооружений "старого" формата". К началу 2017 года из 1894 рекламных сооружений, имеющихся в городе, 599 заменены на конструкции "нового" формата, демонтировано – 984", – сухо комментирует пресс-служба.

Наиль Ахмеджанов подтверждения, что спил его конструкций – дело рук акимата, не получал.

"Но если это был плановый демонтаж, непонятно, силами каких подрядных организаций он осуществлялся и проводился ли соответствующий тендер, как это положено для любых работ от лица акимата, – недоумевает он. – Есть и другие вопросы. Например, почему с рабочими рассчитывались наличными, почему бригады делали работу в ночное время без выставленных проблесковых маячков, почему меня как владельца конструкций не пригласили на место планового демонтажа? Наконец, где моё имущество и почему, если работы проводил акимат, конструкции не отвезены на специальную базу, откуда их можно было бы забрать? Мы боимся, что наши конструкции просто-напросто разворуют, но не можем ничего сделать".

В НПП РК "Атамекен", отвечая на запрос Informburo.kz, сообщили, что проблема с билбордами в Алматы началась ещё в 2015 году. Разделение на "старый" и "новый" форматы появилось после того, как решением маслихата Алматы от 30 ноября 2015 года были внесены изменения в Правила благоустройства территории города. В результате изменились требования к размерам и виду объектов наружной рекламы. В частности, билборды размером 3х6 метра подлежали замене на конструкции размером 3,14х2,3.

Национальная палата предпринимателей РК изначально расценивала данное решение маслихата как административный барьер для бизнеса, "который существенно ухудшает положение предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере рекламы".

"Решение повлекло за собой установление дополнительных требований, обязанностей и иное увеличение нагрузок для субъектов частного предпринимательства – соответственно, имеет место ужесточение регулирования", – отмечают в НПП РК.

История компании Prior Print может служить тому подтверждением.


Дорогостоящий LED-дисплей, установленный на Арбате, также был спилен в минувшие выходные / Фото informburo.kz

"В 2010 году для любых рекламных компаний стало возможным получение земельных актов на временное возмездное пользование, и, соответственно установка в тех или иных районах своих конструкций, – рассказала Informburo.kz представитель ТОО "Prior Print" Жанна Тойганбаева. – В том же году мы подали соответствующее заявление в акимат, но потребовалось четыре года, для того чтобы нам наконец выдали земельные акты. Все это время мы регулярно обходили всевозможные инстанции, начиная от Управления архитектуры и градостроительства до непосредственно акимата. В октябре 2014 года акты были у нас на руках".

К апрелю 2015-го, накопив и заняв нужную сумму, компания приобрела 16 конструкций для размещения билбордов размером 3х6.

"Однако в августе в Алматы сменился аким, и уже в конце октября городской маслихат утвердил нашумевшие изменения к размерам и виду объектов наружной рекламы, – отмечает Жанна Тойганбаева. – Все наши попытки объяснить, что мы только недавно установили свои конструкции, что у нас нет возможности купить новые, поскольку установленные билборды себя ещё не окупили, и наши просьбы об отсрочке не увенчались успехом".

По её словам, 18 августа земельная комиссия в одностороннем порядке расторгла с компанией договоры на возмездное пользование земельными и участками, а 20 августа был произведён массовый спил конструкций. "Мы присутствовали при демонтаже так же, как и представители районного акимата, ГКП "Алматыжарнама", правоохранительных органов", – подчеркнула представитель Prior Print.

В итоге билборды были распилены на мелкие куски, конструкции восстановлению не подлежали. Общий ущерб достиг порядка 50 000 долларов.

"В итоге наша компания ушла с рынка наружной рекламы, – резюмирует Жанна Тойганбаева. – Всё равно все суды мы проигрываем. Хорошие юристы стоят хороших денег, а если их нет, остаётся оббивать пороги госорганов самому. В таком случае мы превращаемся из бизнесменов в каких-то ходунов. А работать когда? На недавней отчётной встрече с акимом было заявлено, что снижаются барьеры для предпринимателей, что власть идёт навстречу бизнесу. Нам этого увидеть не удалось".

Кроме прочего решение маслихата от 30 ноября 2015 года нарушает требования действующего законодательства, считают в НПП РК "Атамекен". Например, в статье 17-2 закона РК "О рекламе" чётко прописано, что местные исполнительные органы не имеют право принимать нормативные правовые акты по вопросам регулирования наружной рекламы, и Минюст подтвердил наличие нарушений.


Один из спиленных билбордов "One+One Almaty" по улице Майлина / Фото из архива компании

Более того, подчёркивает "Атамекен", при принятии решения маслихатом были нарушены требования статьи 15 Закона РК "О нормативных правовых актах". Согласно ей местные представительные и исполнительные органы должны направить проект нормативного правового акта, затрагивающего интересы субъектов частного предпринимательства, в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства и Национальную палату предпринимателей РК. Последние в свою очередь должны вынести по проекту экспертное заключение.

На названный проект решения маслихата не было составлено ни одного экспертного заключения, что является грубейшим нарушением действующего законодательства РК, заявили в "Атамекене". Пытаясь исправить несправедливость, НПП РК "Атамекен" обращалась в Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Алматы, непосредственно в Министерство нацэкономики с заявлением о нарушении принципа участия государства в предпринимательской деятельности в связи с действиями дочернего предприятия акимата Алматы – ТОО "Алматыжарнама".

В ответе департамента тогда сообщили, что приватизация ТОО запланирована на декабрь 2016 года, однако этого так и не произошло. Направлялось письмо и в Минюст с просьбой принять соответствующие меры по отмене государственной регистрации решения маслихата Алматы от 30 ноября 2015 года. Однако в ответ министерство сослалось на то, что поскольку имеется судебное решение по данному вопросу, обращение может быть рассмотрено только в судебном порядке.

Письмо в Генпрокуратуру о необходимости опротестования названного решения маслихата особых результатов не принесло по той же причине. В ответе говорилось, что "в связи с наличием судебного процесса по данному вопросу, прокуратура не имеет оснований для принятия мер".

При этом, по информации НПП РК "Атамекен", точка в судебном разбирательстве вокруг признания решения маслихата незаконным ещё не поставлена. Решением Специализированного межрайонного экономического суда Алматы от 22.04.2016 года было отказано в удовлетворении требований предпринимателей. Постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Тем не менее в декабре прошлого года рекламными компаниями подана кассационная жалоба в Верховный суд.

В минувшие выходные жертвами "атаки" на свою собственность стали несколько компаний. В ночь с субботы на воскресенье в Алматы без ведома собственника был спилен LED-экран стоимостью 400 тысяч долларов. В ту же ночь неизвестные спилили и увезли в неизвестном направлении шесть билбордов ТОО "One+One Almaty". В ночь с воскресенья на понедельник неизвестные спилили 150 билбордов, теперь уже по Бишкекской, Капшагайской, Алмаарасанской, Верхнекаменской, Кульджинской и Талгарской трассам.