Четыре свободы ЕАЭС: успехи и проблемы интеграции
29 мая в столице Казахстана пройдёт заседание Высшего евразийского экономического совета на уровне глав государств. Это мероприятия приурочено сразу к двум юбилейным датам – пятилетию подписания договора ЕАЭС и 25-летию идеи Нурсултана Назарбаева о евразийской интеграции. Ключевой идеей интеграции было обеспечить действие на пространстве Евразии четырёх свобод, а именно: рынка товаров, труда, капитала и услуг.
По мнению первого главы Евразийской экономической комиссии, президента делового совета Евразийского экономического союза Виктора Христенко, все четыре свободы – передвижение капитала, услуг, рабочей силы и товаров – в ЕАЭС уже реализованы.
"При этом, конечно, если говорить о реализации в каждом из этих секторов, есть свои особенности, но если говорить в целом, то задача решена. А то, что ещё не решено, то тут главное об этом не забывать, потому что такие вещи, оставленные в тылу, могут завтра навредить. Поэтому их надо всегда держать перед собой, как белую книгу ограничений и изъятий, которые существуют, но при этом делать всё, чтобы они были преобразованы и сняты. Очевидный совершенно в этом смысле прогресс и успех", – прокомментировал Виктор Христенко, в 2012-2016 годах возглавлявший коллегию Евразийской экономической комиссии.
Informburo.kz подготовил обзор, где разобрался, каких интеграционных успехов достиг союз, а какие проблемы ещё остаются нерешёнными.
Свободное движение товаров
Одна из четырёх "свобод", которые предполагаются договором о Евразийском экономическом союзе, – это свобода передвижения товаров. По логике авторов идеи союза, такая свобода должна гарантировать развитие торговли.
Началось движение в этом направлении ещё до подписания соглашения о ЕАЭС. Ещё в 2010 году начал работу Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, который и был призван обеспечить свободное передвижение товаров внутри трёх экономик. Позднее он трансформировался в действующий ныне ЕАЭС, в котором состоят уже пять государств: помимо выше названных трёх к нему присоединились Армения и Кыргызстан.
Внутренние таможенные пункты были перенесены на внешний периметр Таможенного союза, однако полной свободы движения товаров достичь не получилось. Например, как известно из открытых источников, в ноябре 2014 года Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию, а это порядка 400 тысяч тонн. При этом в Таможенном союзе возникла возможность реэкспорта. Из Беларуси, не имеющей выхода к морю, стали расти поставки рыбной продукции.
Позднее, несмотря на наличие единого рынка товаров, "Россельхознадзор" установил на границе с Казахстаном так называемые пункты предварительного уведомления для ветеринарного и фитосанитарного контроля. Как говорится на сайте Национальной палаты предпринимателей "Атамекен", на этих пунктах груз подвергают документарному и физическому контролю, несмотря на отсутствие в ЕАЭС внутренних границ.
Открытие внутренних границ вызвало рост конкуренции между компаниями-производителями, что в итоге вызвало возникновение спорных ситуаций, когда начались ограничения поставок товаров из одних стран союза в другие. Об этом мы расскажем ниже.
Тем не менее, согласно официальной статистике, торговля между государствами-участниками действительно идёт. В "Докладе о реализации основных направлений интеграции в рамках ЕАЭС" за 2018 год говорится, что в 2017-м по сравнению с 2016-м был замечен значительный рост взаимной торговли между странами-участницами договора – на 27,3%. В разрезе стран темпы разные: Армения нарастила торговлю внутри ЕАЭС на 45%, Беларусь – на 19,9%, Казахстан – на 33,9%, Кыргызстан – на 21,1%, а Россия – на 29,4%.
В 2018 году тенденция в целом сохранилась, но общий прирост объёмов торговли уже не был на уровне двузначных цифр и составил 9,2%. Всего тремя годами ранее – в 2015-м – наблюдалась и вовсе значительная "просадка" показателей торговли: взаимный товарооборот стран ЕАЭС упал на 25%. Связано это может быть с кризисными явлениями из-за падения цен на сырьё, а также внешнего негативного фона.
Валюты стран союза испытывали давление, и это отразилась на денежном выражении торговли в долларах. Физический же объём товарооборота при этом не снижался. На это неоднократно обращали внимание представители правительств государств на встречах по вопросам евразийской интеграции. В 2015 году, например, помощник президента России Юрий Ушаков заявил, что в первой половине 2015-го показатели взаимной торговли РФ и Казахстана по стоимости упали на 24%, что "главным образом связано с изменением курса рубля". При этом физический объём товарооборота увеличился на чуть более 3%.
В "Докладе о состоянии взаимной торговли между государствами-членами союза за 2015-2016 годы" в качестве факторов падения торговли в денежном выражении среди прочего называется девальвация национальных валют стран ЕАЭС. Она, говорится в документе, "происходила во всех государствах-членах ЕАЭС синхронно". Главным образом повлияло обесценение российского рубля: в этой валюте к концу 2015 года проводилось почти 73% всех торговых операций.
При всех этих изменениях удельный вес взаимной торговли внутри ЕАЭС несильно изменился в общем товарообороте стран, а местами даже упал за последние три года.
В 2017-м параллельно во всех пяти государствах заметно выросла и внешняя торговля – на 24,5%, то есть почти так же, как и взаимная. За следующий год внешняя торговля союза выросла заметно больше взаимной – на 18,8% против 9,2%. Хотя следует отметить, что в том же 2015-м она просела сильнее – на 34%.
В докладе за 2018 год говорилось о том, что благодаря увеличению взаимной торговли в рамках внутреннего рынка ЕАЭС удалось "обеспечить дополнительный экономический рост в размере 1,25% совокупного ВВП, расширение использования национальных валют во взаимных расчётах, а также экономическое и социальное сплочение государств-членов".
Читайте также: "Пока Москве не до нас". Как складывается экономическое сотрудничество Казахстана и России?
Динамика во взаимной торговле не в последнюю очередь связана с изменениями на сырьевых рынках. Цены там в среднем выросли, что увеличило долю внешней торговли, которая у крупнейших экономик ЕАЭС – Казахстана и России – основана во многом на поставках сырьевых товаров. Кроме того, непосредственно на саму статистику влияют единицы, в которых торговлю считают. Об этом уже говорилось выше.
Говоря об имеющихся трудностях, Виктор Христенко заметил, что в их основе лежат разные интересы государств-членов в разном бизнесе.
"К примеру, один настаивает на том, что надо продавать товары глубокой переработки, а второй говорит, что у него нет такого товара, но при этом первый говорит о том, что надо (делать. – Авт.) экспорт сырья, а второй отвечает: "Слушайте, тогда я не смогу сырьё экспортировать и придётся вам отдавать". И так далее. Хорошо, отложили (решение вопроса. – Авт.), решили подумать. Вот и возникает некая несогласованность и некоторая неувязка", – говорит Виктор Христенко.
Глава делового совета ЕАЭС считает, что для снятия ограничений во внутренней торговле нужно принимать "согласованные, скоординированные политики в важнейших секторах экономики".
"Должна появиться и стать реальной базой согласованная политика в индустрии, агропромышленном комплексе. И тогда будет понятно, какая общая задача, как мы её видим, чтобы агропромышленный комплекс всех стран ЕАЭС вышел на определённый уровень. Если нет такой принятой и согласованной политики, то тогда идёт борьба за конкретную вещь на основании силы лоббизма, то есть кто больше или лучше сумеет пролоббировать", – добавил спикер.
Сейчас же нередко возникают споры, которые можно назвать "необъявленными торговыми войнами": например, когда одни страны союза не пускают на свою территорию грузы из других. Осенью 2018 года Informburo.kz уже писал о том, почему Россия запрещает ввоз казахстанских продуктов.
Читайте также: Почему Россия запрещает ввоз казахстанских продуктов?
Тогда, напомним, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору ("Россельхознадзор") заявила о ненадлежащем ветеринарном контроле в Казахстане и затягивании интеграции электронных баз двух стран. Казахстанский Минсельхоз в ответ заявил о том, что произошло недоразумение. Но начался спор ещё весной того года – с обвинений трёх казахстанских предприятий в реэкспорте белорусского сухого молока. Затем в казахстанских шпротах нашли превышение канцерогена бензапирена.
Другой пример – заявление "Россельхознадзора" в сентябре 2018 года о превышении содержания кадмия в консервах казахстанского производителя "Кублей". Как тогда заявлялось, лабораторные исследования российской стороны показали наличие 0,18 миллиграмма кадмия на килограмм готовой продукции. Однако по техническому регламенту 021 "О безопасности пищевой продукции" в консервах из субпродуктов допускается содержание кадмия в размере 0,3 миллиграмма. Официально именно по этой причине уральский производитель виновным себя в нарушении не считал и заявил о серьёзных репутационных потерях.
Проблемы с пропуском товаров есть и у других стран-участниц союза. Например, издание Daily Storm рассказало о том, почему Россия не пускает на свои прилавки белорусские товары. Решения "Россельхознадзора" могут быть связаны помимо санитарных соображений и с политическими.
Взаимные ограничения были и между Казахстаном и Кыргызской Республикой. Напомним, 8 октября 2018 года Кыргызстан ввёл временные ограничения на ввоз мяса птицы из Казахстана из-за вспышки птичьего гриппа. Казахстан в ответ тоже ввёл ограничения на ввоз из этой страны мяса и мясной продукции. В итоге уже 13 октября Кыргызстан снял запрет, так же поступил и Казахстан 19 октября.
За последние два года – в 2017 и 2019 годах – между Казахстаном и Кыргызстаном дважды были ограничения на прохождения границы большегрузными автомобилями. Осенью 2017 года Бакытжан Сагинтаев, будучи тогда премьер-министром РК, заявлял, что незаконный провоз товаров из Китая наносит "огромный ущерб" ЕАЭС.
В апреле 2019 года на контрольно-пропускном пункте Кыргызстана "Актилек – Автодорожный" на границе с Жамбылской областью скопились больше сотни фур с грузами. В Министерстве финансов Казахстана это объясняли отсутствием нужных сопроводительных документов, а также возможным уклонением от уплаты косвенных налогов. В Министерстве экономики Кыргызстана досмотры посчитали нарушением соглашения о ЕАЭС и полагают, что они могут нанести ущерб экономике страны.
Есть вопросы и в торговле Казахстана с Беларусью – например, по молоку. Как сообщало Deutsche Welle, казахстанские власти заявляли о несоответствии молочной продукции, в том числе белорусской, требованиям техрегламентов. Эксперты же связали это с разногласиями внутри ЕАЭС.
Таким образом, из всех стран союза только Армения не участвует, по крайней мере открыто, в разного рода конфронтациях.
Несмотря на имеющиеся противоречия, сейчас в Евразийском экономическом союзе продолжается работа над созданием общих рынков: лекарственных средств и медицинских изделий, электроэнергии, нефти и нефтепродуктов, транспортных услуг, газа. И работа эта находится на разных стадиях.
Например, по рынку газа страны ЕАЭС на последнем заседании межправительственного совета в феврале 2019 года не смогли прийти к компромиссу по установлению цены на транзит газа. При этом ещё в декабре 2018-го была подписана программа по формированию этого рынка. А начать работать он должен к 2025 году.
Свободный рынок труда
Договор о ЕАЭС закрепил равные права для граждан стран участников на работу и свободное перемещение трудящихся по всей территории союза, то есть фактически и юридически они перестали считаться иностранной рабочей силой на территории стран союза. К ним не применяется квотирование, работодатели не должны платить за них взносы как за иностранцев. Кроме того, отпала необходимость оформлять документы и проходить процедуры для признания степеней и квалификаций по многим профессиям.
Для того чтобы устроиться на работу в одно из государств союза, согласно нормам договора, необходимо иметь всего три документа: паспорт гражданина, диплом об образовании либо свидетельство о квалификации и документ, подтверждающий трудовой стаж (трудовую книжку). При пересечении границы и прохождении паспортного контроля необходимо указать причину въезда – "работа".
Однако возможность свободно устраиваться на работу не решила всех проблем, поскольку соглашение ЕАЭС не распространяется на паспортно-визовый режим пребывания в стране. Так, по-прежнему существуют ограничения по непрерывному пребыванию на территории другого государства члена союза даже при наличии трудового договора.
По информации ЕЭК, лидером по числу въездов является Россия, которая приняла с 2014 по 2018 год более четырёх млн трудящихся из государств-членов союза. При этом только за прошлый год в страну прибыло почти 352 тысячи граждан из Кыргызстана, 208 тысяч из Армении, чуть более 134 тысяч из Белоруссии и 111,5 тысячи из Казахстана. (Ниже на слайдах можно посмотреть, как менялось число мигрантов до вступления в силу договора ЕАЭС и после.)
Второе место по популярности среди трудовых мигрантов занимает Казахстан – за пять лет в страну прибыло почти 97 тысяч человек, из них большая часть приходится на граждан России (70 038 человек, в 2018 году – 24 816), следом идут жители Кыргызстана (11 897\5493), Армении (10 786 / 3121) и Белоруссии (4 219 / 1189).
В Беларусь за пять лет въехало всего около 25,5 тысячи трудящихся, в основном это граждане России (15 474 / 4126) и значительно меньше из Казахстана (2 766 / 381) и Армении (1 974 / 432), из Кыргызстана за этот период приехало всего 300 трудящихся, из них 73 – в прошлом году.
Самые скромные показатели у Армении – с 2015 года, как страна приобрела статус члена в ЕАЭС, приехало 120 человек из союзных государств. По Кыргызстану данные отсутствуют.
Статистика свидетельствует, что граждане пяти государств активно пользуются возможностями, которые были предоставлены договором об Евразийском экономическом союзе. Однако ряд проблемных вопросов остаётся всё ещё не урегулированными. В первую очередь это касается пенсионного обеспечения трудящихся, так как из-за несогласованности простые жители теряли часть своих накоплений. Спустя пять лет, в начале 2019 года, этот вопрос сдвинулся с мёртвой точки – была завершена работа над проектом соглашения, который позволяет "экспорт пенсий". Документ был одобрен всеми странами – участницами союза.
Предполагается, что трудящиеся при возвращении на родину будут получать пенсию от той страны союза, в которой они работали. Каждое государство будет переводить часть пенсионных накоплений той стране, гражданином которой являлся работающий на его территории человек.
Читайте также: В ЕАЭС подписали документ, необходимый для создания общего финансового рынка
Также значительно отличается объём медицинской помощи трудящимся мигрантам в государствах союза. Например, в Казахстане и России трудящиеся из государств-членов союза уже получили доступ к системе здравоохранения, а в Армении и Беларуси вовсе отсутствует понятие обязательного медицинского страхования. Открытым является вопрос источников финансирования для оказания такой помощи. Проект соглашения до сих пор находится на рассмотрении.
Актуальным, но фактически не включённым в интеграционную повестку является вопрос о сотрудничестве государств-членов в части поэтапного сближения квалификаций специалистов различных видов профессиональной деятельности. Также в Евразийской экономической комиссии прорабатывают вопрос о целесообразности подготовки международного договора о взаимном признании документов об учёных степенях и званиях.
По мнению начальника отдела предпринимательства, услуг и инвестиций Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Валерия Захарова, на данный момент всё ещё существует масса недоработок, большая часть из которых возникает из-за недостаточной имплементации законодательств стран союза. Несмотря на то что международные договоры имеют приоритет над национальным законодательством, в государствах-членах союза сохраняются национальные нормы.
"К примеру, по миграции – это статья 97 в договоре ЕАЭС, где прописано, что при въезде на территорию страны-члена как представители бизнеса, так и трудового мигранты не должны заполнять миграционную карточку, то есть 30 дней они не должны вставать ни на какой учёт. Вместе тем порой бывают такие случаи, когда органы некоторых стран требуют предоставление такой карточки, тем самым нарушается требование статьи. А происходит это потому, что национальное законодательство не приведено в соответствие с договором", – пояснил Валерий Захаров.
Он отметил, нормы прописанные в договоре ЕАЭС в совокупности не позволяют не только дискриминировать, но и ограничивать деятельность инвестора в странах союза. Документ защищает от любых произвольных действий со стороны госорганов, должностных лиц и регуляторов, однако на практике всё обстоит немного иначе.
"Для этого была и создана комиссия, чтобы разрешать эти вопросы и видеть истинные проблемы. Когда граждане обращается, то в комиссии понимают, где есть проблемы, и пытаются их разрешить. Но жаль, что они не поступают раньше, когда проекты, инструкции и правила только готовятся, потому что когда закон принят, то уже сложнее комиссии на них реагировать. Но даже в таких случаях комиссия тоже реагирует", – дополнил эксперт.
Свободный рынок услуг
Единый рынок услуг на территории Евразийского экономического союза начал действовать с момента вступления в силу договора. На первом этапе в перечень свобод вошли 43 сектора, где предпринимателям могут свободно поставлять и получать услуги. В мае 2018 года данный перечень был дополнен ещё девятью секторами. Тем самым в единый рынок было переведено около 50% всех услуг.
Так, в список вошли сферы в области строительства, торговли, франчайзинга, проката предметов личного пользования, аренды машин и оборудования, архитектуры, программирования, услуги сельского, лесного и охотничьих хозяйств, по обработке грузов, транспортных агентств, услуги исследования рынка и фотоуслуги.
На практике это означает, что теперь, к примеру, строительные организации, у которых есть соответствующая лицензия, из любой страны союза могут работать на территории другого государства-члена ЕАЭС без повторной регистрации, получения разрешительных документов и подтверждения профессиональной квалификации персонала. Также в рамках единых рынков бизнес может рассчитывать на равные ставки налогообложения, автоматическое признание образования, но пока не по всем специальностям.
Вместе с тем при всех возможностях предоставляемых поставщикам услуг на рынке ЕАЭС существует и ряд ограничений: договором предусмотрены случаи, когда страны могут вводить ограничительные или даже защитные меры для своих внутренних рынков. Кроме того, трудностями в либерализации опять же является национальные законодательства стран, в которых заложено множество особенностей и требований. В результате из 43 секторов услуг единого рынка только 29 действуют для всех стран-участниц. При этом государства-члены в соответствии с договором о союзе закрепили для себя изъятия и сохраняемые "горизонтальные" ограничения в отношении всех секторов и видов деятельности.
Читайте также: Страны ЕАЭС перейдут к единой системе электронных паспортов авто с ноября 2019 года
К примеру, для Казахстана исключениями являются шесть секторов, где правила единого рынка не применяются, а по восьми – правила единого рынка начнут действовать с 2025 года, для Беларуси установлен переходный период до 1 января 2020 года по сектору услуг в области рекламы. Единый рынок услуг бюро путешествий и турагентств для всех государств-членов должен был начать своё действие только с 1 декабря 2019 года, но при условии принятия нормативных правовых актов, устанавливающих обязанность введения реестра поставщиков туристических услуг на бесплатной, бессрочной, необременительной и уведомительной основе.
В 2017 году в работу было принято 20 планов либерализации, итогом которой будет расширение единого рынка услуг до 60%.
По мнению директора департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Галии Джолдыбаевой, пять лет – это короткий срок для полноценной оценки эффективности работы союза.
"Работа сейчас проводиться и сказать, что они реализовались (нельзя. – Авт.)... Все-таки прошёл короткий срок, договор был подписан буквально пять лет назад. Конечно, есть некоторые пробуксовки в вопросах. Когда принимали решение ещё в 2014 году о том, что будет единый рынок услуг, то сразу главами государств было принято решение о 43 секторах. Сегодня мы понимаем, что эти сектора в некотором роде даже фрагментированы, то есть принимались не секторальные решения, а какая-то часть услуг выхватывалась и отдавалась в единые рынок, а какая-то часть оставалась", – поделилась Галия Джолдыбаева.
Она отметила, что на данный момент, необходимо решить проблемы по обмену информацией между ведомственными органами всех стран, а также недостаточную имплементированность национальных законодательств для работы в едином рынке услуг. По словам эксперта, ряд проблем можно решить путём административного сотрудничества.
"И мы предлагаем сегодня рассмотреть возможность имплементации в законодательство тех правил, которые возникают на наднациональном уровне, то есть тех документов, которые принимаются на уровне высшего совета ЕАЭС либо совета комиссии и межправительственного совета. Также нам необходимо, чтобы ведомства между собой вырабатывали механизмы взаимодействия именно с целью предупреждения правонарушений и для ответственности недобросовестных поставщиков", – подчеркнула эксперт.
Свобода движения капиталов
Изначально было решено, что рынок капитала как наиболее чувствительный для стран участниц будет интегрирован в последнюю очередь. Для обеспечения свободы передвижения капиталов страны договорились постепенно гармонизировать национальные законодательства в сфере регулирования финансовых рынков к 2025 году. Ожидается, что итогом этой работы станет создание Единого наднационального органа по регулированию финансовых рынков.
Страны-участницы ЕАЭС уже предпринимают определённые шаги: была начата работа над сближением норм законодательства стран союза в банковском, страховом секторах и секторе услуг на рынке ценных бумаг.
Читайте также: ЕАЭС не готов к введению единой валюты – эксперт Евразийского банка развития
Концепция формирования общего финрынка союза может быть подготовлена до конца 2019 года. Этот документ должен определить основные цели, задачи и ключевые направления с указанием этапов и мероприятий по их реализации, правовую основу его функционирования, а также определить порядок информационного взаимодействия и административного сотрудничества регуляторов, задачи и полномочия наднационального органа по регулированию.
Один из самых медийных и дискуссионных вопросов, который обсуждается на протяжении всех пяти лет существования союза, – введение единой валюты. Несмотря на неоднократные заявления как отцов- основателей союза, так и всех участников интеграционных переговоров о том, что данный вопрос не рассматривается и не обсуждается, он продолжает оставаться в повестке общественного дискурса. Между тем, по мнению министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяны Валовой, сейчас "проблемой номер один" является расширение использования национальных валют стран участниц.
"Нам нужны некие расчётные единицы, их не надо путать с единой валютой. Сейчас мы считаем нашу взаимную торговлю, допустим, в долларах. И была ситуация 2015 года, когда резко обвалилась взаимная торговля. Хотя в нацвалютах она росла", – сказала Татьяна Валовая.
По её информации, национальные валюты уже используются в основном в отношениях России, Казахстана и Беларуси, но при расчётах между Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией в основном используются доллары.
Итоги пяти лет интеграции
Страны-члены союза очень эффективно возводят нетарифные барьеры, считает директор общественного фонда "Центр прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев, с которыми борется Евразийская экономическая комиссия, однако её полномочия весьма ограничены.
"Вопрос в том, что эти барьеры создаются не целенаправленно, а, скажем так, спонтанно. Есть отраслевые лоббисты и местные региональные власти, которые могут их возводить и достаточно успешно. Ни комиссия, ни общие решения ничего не могут с этим сделать. Здесь ничего не остаётся, кроме планомерной работы", – сказал Рахим Ошакбаев.
Он добавил, что согласно заявленным планам и принятым обязательствам ещё через пять лет существования союза должны начать работать единые рынки в различных отраслях. И для Казахстана остаётся большим вызовом получение экономической выгоды из интеграционного объединения.
"К сожалению, наши ожидания по увеличению экспорта в страны ЕАЭС не оправдались, и это в большей степени не только проблема нетарифных барьеров, но и нашей низкой конкурентоспособности, поэтому эта задача остаётся. Я бы не хотел делать из этого какие-то негативные выводы в отношении интеграционного объединения. По большому счёту в долгосрочной перспективе доступ на этот единый рынок нужен", – отметил экономист.
По мнению аналитика Газиза Абишева, если рассматривать выгоды от ЕАЭС, то в первую очередь они касаются малых стран: "Для России с её размерами союз большого экономического значения не играет, он для неё – больше политический проект".
"Главное достижение – усиление конкуренции на рынке. Да, можно сказать, что страдают казахстанские производители. Но на длинной дистанции это хорошо: выживают сильнейшие, государство вынуждено прогибаться под давлением бизнеса, эволюционировать перед лицом иностранной бизнес-интервенции. На мировом рынке все будет намного жёстче, чем в ЕАЭС. Главная проблема: так и не удалось заманить в ряды ЕАЭС хотя бы одну непостсоветскую страну, которая вошла бы или ассоциировалась с союзом не по инерции, а потому что это выгодно и безопасно. Значит, для них преимущества союза не так очевидны", – сказал он.
Список участников юбилейного заседания обширен: в Нур-Султан прибудут главы государств-членов Евразийского экономического союза и первого Президента РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев, которого, как стало известно, назначат почётным председателем союза. В настоящее время такой должности не существует, поэтому рамки будущих полномочий ещё не определены. Известно лишь то, что он сможет представлять ЕАЭС перед внешними игроками.
Кроме того, ожидается участие президента Молдовы Игоря Додона в качестве главы государства-наблюдателя при ЕАЭС, президента Таджикистана Эмомали Рахмона в качестве почётного гостя и председателя исполнительного комитета – исполнительного секретаря СНГ Сергея Лебедева.
В повестку дня заседания включено множество вопросов от торговли и макроэкономики до международного экономического сотрудничества с третьими странами и конкуренции. Также члены высшего совета союза обсудят реализацию цифровой повестки за 2019 год, основные ориентиры макроэкономической политики государств на 2019-2020 годы и другие вопросы.
Планируется, что будет подписано совместное заявление по случаю пятилетия подписания договора о союзе и международный договор о формировании общего рынка электроэнергии ЕАЭС.