Честно о коррупции. О чём получивший азиатского Оскара фильм "Чёрный, чёрный человек"?
Внимание! В тексте присутствует спойлеры!
Адильхан Ержанов – один из самых успешных режиссёров Казахстана с точки зрения критиков. Его фильмы получают восторженные отзывы и попадают на международные кинофестивали. Две его ленты – "Хозяева" 2014 года и "Ласковое безразличие мира" 2018 года – были показаны в Каннах.
Седьмая полнометражная картина режиссёра стала успешной ещё на стадии препродакшна – проект победил в конкурсе сценариев на прошлогоднем Алматинском кинофестивале. Что позволило Ержанову заручиться поддержкой Astana Film Fund, а также привлечь Акана Сатаева и Эрнара Курмашева в качестве генеральных продюсеров. Получившаяся в итоге работа стала очередной удачей для режиссёра, выступившего также в качестве монтажёра и соавтора сценария. Картина "Чёрный, чёрный человек" попала в основной конкурс престижного Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. А Ержанов был удостоен Азиатско-Тихоокеанской кинопремии за режиссуру ( награду также называют азиатским Оскаром).
О чём фильм
Сюжет детективной драмы рассказывает о погрязшем во всеобщей коррупции сельском следователе Бекзате. Когда в ауле находят тело убитого мальчика, Бекзату поручают свалить вину на безобидного и недалёкого бродягу Пукуара. Однако, закрыть дело "по-быстрому" мешает неожиданно заинтересовавшаяся ситуацией городская журналистка Ариана. Она пытается заставить Бекзата всерьёз заняться расследованием, но кроме наивной журналистки в округе кажется больше никто не хочет, чтобы правда раскрылась.
Формально являясь детективом, этот неторопливый фильм больше заинтересован не хитросплетениями сюжета, а созданием серого и холодного мира, где правит беззаконие и отсутствует надежда. В этом мире почти все вокруг – "чёрные люди". Кроме, разве что, приезжих идеалисток да местных "дурачков".
Ержанов намеренно берёт за основу заграничный жанр фильма-нуар, чтобы трансформировать его под собственные нужды и поговорить на интересующие его темы. Режиссёр открыто даёт понять, что в селе Каратас всё далеко не так, как в американских фильмах. Здесь главному герою запрещают надеть ковбойскую шляпу, его с виду спортивная машина вечно не заводится, а попытка зачитать права при задержании ("Вы имеете право хранить молчание" и так далее) вызывает лишь смех. Здесь перестрелки – не красивое зрелище, а суровое и кровавое месиво. В этом смысле ленту можно сравнить со схожими азиатскими "провинциальными" фильмами-нуар такими, как "Воспоминание об убийстве" из Кореи или "Чёрный уголь, тонкий лёд" из Китая.
Свет и тьма
Картину не зря наградили именно за режиссуру – её главной удачей является форма. Ленту отличает вдумчивая постановка каждой сцены: кадры почти всегда делятся на две половины, и не только ради симметрии. Выстроенные Ержановым мизансцены рождают визуальную тему противопоставления: тьмы и света, природного и рукотворного, свободы и несвободы.
В этом есть и заслуга оператора Айдара Шарипова, который уже работал с Ержановым над "Ласковым безразличием мира". Созданная им почти монохромная цветовая гамма не только подчёркивает тему противопоставления тёмного и светлого. Но также придаёт ленте холодный реализм, дополненный натуралистичным освещением.
Стоит также отметить работу отечественного музыкального исполнителя Галымжана Молданазара, выступившего композитором. Музыки в картине немного, но именно сцены, где мелодии Молданазара соединяются со сдержанной красотой кадров Шарипова, оказались наиболее эмоционально действенными. Созданный на синтезаторе саундтрек роднит фильм с ещё одним арт-нуаром – "Драйвом" Николаса Виндинга Рефна. Но если датчанин использовал привычную комбинацию подобной музыки с огнями большого города, то Ержанов наглядно доказал, что синти-поп отлично сочетается и со степными просторами.
Рассуждения о коррупции
Ещё одно выгодное отличие "Чёрного, чёрного человека" –готовность открыто говорить на тему повсеместной коррупции, что редко происходит в отечественном кино. При этом, фильм не только констатирует факт, указывая на нужду в переменах. Лента рассуждает о том, что настоящие перемены зачастую требуют больших жертв, на которые не каждый решится пойти. Но картину не стоит рассматривать исключительно в локальном контексте. Это в большей степени универсальная история о "чёрном и белом", которая не раз рассказывалась в детективном жанре. И в этих рамках Ержанову удаётся донести до зрителя свою позицию, избежав нравоучительности.
Детектив без детектива
Однако, из "Чёрного, чёрного человека" не получилось полноценного, чёткого высказывания. Этому помешал неровный, непоследовательный подход. Дело в том, что временами Ержанов будто насильно пытается впихнуть в фильм нотки, замечания и смыслы, которые не вписываются в общее приземлённое повествование и выделяются своей неорганичностью.
Эта авторская непоследовательность проявляется во многих аспектах. Тогда как некоторые детали в фильме приближены к правде, другие намеренно доведены до комичной крайности. Одни персонажи ведут себя как настоящие живые люди, вторые натужно проговаривают нужные автору смыслы, а третьи представляют из себя карикатуры. Всё это нарушает целостность созданного на экране реалистичного мира, тем самым не давая зрителю забывать, что он находится в кинозале.
Есть проблемы и в сценарии. "Чёрный, чёрный человек" – это детективное кино без детективной линии. Понятно, что Ержанов не стремился к остросюжетному развлечению, и в этом нет ничего плохого. Тем не менее, всякий сюжет должен двигать историю вперёд. А когда личность убийцы оказывается раскрыта в первой трети фильма, дальнейшие действия персонажей кажутся несколько бесцельными. Что особенно сильно ощущается при хронометраже в 130 минут.
При очевидном фокусе фильма на трансформации титульного Чёрного человека, у сценария не получилось обнажить и передать эту трансформацию. Внутренний мир Бекзата по большей части раскрывается через один экспозиционный монолог, но этого мало, чтобы заставить аудиторию сопереживать ему. А его изменения кажутся недостаточно обоснованными и схематичными, происходящими лишь для того, чтобы повернуть историю в нужное автору русло.
"Чёрный, чёрный человек" – это в первую очередь успех по части формы. При скромном бюджете в 40 тысяч долларов Адильхану Ержанову удалось снять высококачественную работу, не просто по казахстанским, а по мировым стандартам. Но при этом, сценарные промахи могут не позволить этой, сделанной с большим умением и талантом работе, в полной мере завлечь зрителя интеллектуально и эмоционально.