Чем был Парк культуры и отдыха для алмаатинцев
– Пойдём завтра в парк!
Так звучал волнительный задел к маленькому празднику для той детворы, которая ныне пребывает в предпенсионном и пенсионном возрасте. Зачем? Для чего? В какой парк? Никаких таких вопросов в оные годы не задавалось. В парк – значит в Парк!
Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) имени Горького в Алма-Ате был во второй половине прошлого века вожделен для любого казахстанского карапуза. И многие ребятишки из аулов и сёл, попадавшие сюда всего один-два раза за детство, от души завидовали своим сверстникам-алмаатинцам, для которых походы в парк были куда более доступными и обыденными.
Однако и для гордой поросли столицы посещения ЦПКиО всегда считались событиями неординарными и праздничными. Это были классические семейные мероприятия 60-70-х годов, в которых часто принимали участие сразу по три поколения одной фамилии.
Приходить в парк большими и разновозрастными компаниями было вообще принято у алмаатинцев того времени. Статистика утверждала, что в воскресные и праздничные дни число его посетителей доходило до 100 тысяч человек (ссылаюсь на энциклопедию "Алма-Ата"). То есть в отдельные дни тут, грубо говоря, бывал каждый десятый горожанин. Оставим цифру на совести справочника, отметив, что в воскресно-праздничные дни народу в парке было действительно невпроворот. Что и говорить, главным элементом паркового дизайна при таком наплыве посетителей были длинные очереди, которые тянулись всюду – к аттракционам, к автоматам с газводой, к шашлычным мангалам, к буфетам и туалетам.
Гипертрофированная посещаемость ЦПКиО им. Горького объяснялась не одной только его былой безальтернативностью, но и городскими традициями. Парк (Казённый сад), появившийся в Верном практически одновременно с поселением (наш город был заложен в 1854 году, а парк – в 1856-м), сразу дал верненцам то, чего они были лишены природой, – тени. Он и был задуман как питомник, должный обеспечивать жителей саженцами деревьев. Но сразу стал чем-то большим. Местом гуляния, центром притяжения, источником романтических историй, городской достопримечательностью.
С каждым годом притягательность сада только возрастала, и с каждым годом он всё больше превращался в классический городской парк. Был выкопан пруд, появились эстрада, где по воскресным дням играл военный оркестр, буфет, юрта для билльярда, танцплощадка. И появилась публика, которая гуляла по аллеям, утоляла жажду и голод за столиками, плавала в лодках, танцевала под музыку.
В советские времена парк вовсе не утратил своего рекреационного значения для горожан. Даже, напротив, стал местом не только пассивного, но ещё и активного отдыха. Превратился в публичное заведение, доступное всем слоям общества.
В 1935 году, сообразно традиции, парку присвоили знакомое всем пожилым казахстанцам наименование. И даже поставили памятник крёстному отцу (памятник благополучно дожил на своём месте до нашей эпохи и лишь недавно был втихаря списан и отправлен на "свалку истории" в микрорайоны – см. "Свалка истории в Алматы: кто есть кто. Максим Горький – великий писатель").
Вот пара выдержек из источников начала 60-х годов:
"Парк культуры и отдыха имени М. Горького по богатству природы, искусственных насаждений и планировке является одним из лучших в Советском Союзе. Расположен в восточной части города, на правом берегу Малой Алматинки… Имеются широкоэкранный кинотеатр "Родина", лодочная станция, эстрада, танцевальные площадки, три ресторана, стадион "Спартак", детская железная дорога, различные аттракционы" ("Алма-Ата. Краткий справочник").
"Гордостью Алма-Аты являются её чудесные парки… Парк культуры и отдыха имени Горького, называвшийся в дореволюционном Верном "Казённым садом", раскинулся на площади 90 гектаров. Наряден главный цветник парка. Его аллеи приводят к стадиону, пруду с лодочными станциями, теннисному корту, кинотеатру, детской железной дороге. Имеются в парке и площадка аттракционов с колесом обозрения, читальни, библиотеки" (Е. Дуйсенов. "Алма-Ата сегодня и завтра").
Как вам такое? Прийти в парк, забуриться в читальню и просидеть до вечера… с книжкой Тургенева или Ауэзова? И такое бывало. Но, честно говоря, я хотя и помню какие-то читальни у самого входа, не видел, чтобы кто-то из знакомых когда-то заходил туда восполнять свой книжный голод. Книг в ту пору хватало и без того.
А вот сам вход в парк, знаменитая арка, без вида которой не обходился ни один набор открыток об Алма-Ате (а без фона которой – ни одно собрание домашних фотографий), был настоящим магическим порталом, проходя сквозь который ты попадал в иной мир. Слава богу, до него не дошли шаловливые (креативные) руки современных "реставраторов"! "Иной мир" начинался грандиозным цветником с живой пальмой посередине главной клумбы. Пальма эта, которую высаживали каждую весну и убирали осенью, была чуть ли не единственной в Алма-Ате! Возле неё тоже любили фотографироваться посетители.
Сразу за входом стояли маленькие фонтанчики с журавлями и белёные скульптуры девушек с ракетками. Это было то сказочное распутье, от которого расходились на три стороны главные парковые дороги.
Основная часть пришедших отправлялась налево. Тут мимо фотопавильона, открытой эстрады, панно с "зелёным" портретом Ленина из мелкой декоративной травки, кинотеатра "Родина" (его открыли ещё в 1937-м), знаменитого туалета (он распахнул, быть может, свои двери ещё ранее) шла аллея к самому сердцу парка, к площадке аттракционов. И далее, к двум искусственным прудам. И ещё далее – к неизменному зоопарку, посещение которого вкупе с парком часто составляло одну программу дневного посещения. К нему присовокуплялось (программа-максимум!) ещё и катание на лодках или катамаранах, а также посещение ресторанов "на острове".
Перенесение части аттракционов "за озеро" и строительство там нового колеса обозрения свершились уже в 70-е годы. Там же, в самой дальней части парка, в те же годы стал каждое лето появляться чешский "Луна-парк" – ещё одно место детского вожделения. (Но об аттракционах нашего детства, сегодня, лишь мельком, т. к. это отдельная и вполне самодостаточная тема).
Это всё, напомню, если идти налево. Но детвора той эпохи предпочитала ходить направо. Этот путь шёл мимо тех самых публичных читален и шахматных павильонов, по берёзовой аллее, и приводил аккурат к детскому городку, окружённому со всех сторон детской железной дорогой. Приближение детского городка определялось издали по тепловозным гудкам и звонким крикам посетителей.
Был ещё один путь – прямо. Через самую большую в Казахстане клумбу, к сосновой аллее, к тому самому памятнику (тому самому Горькому) и стадиону "Спартак". Несмотря на то что современный стадион (с полноценным футбольным полем, беговыми дорожками и трибунами на 5 тысяч мест) появился тут в 70-е (как и велотрек), спортивный спартаковский центр существовал в парке ещё с 30-х годов.