Будущее казахстанской полиции: какими могут быть реформы МВД?
Казахстан в очередной раз находится на пороге очередной реформы Министерства внутренних дел. Гражданские активисты и общественники подготовили целый ряд инициатив, часть из которых можно назвать революционными, остальные – так или иначе напрашивались. Кроме того общественность уже требовала отставки генерала Касымова, который руководит МВД уже 7 лет. Окончательное решение о формате и качестве реформы будет принимать глава государства. Informburo.kz разобрался в том, как уже реформировалось министерство, какой опыт у стран СНГ и что предлагают казахстанские общественники.
Из милиции в полицию и обратно
В декабре 1998-го в Казахстане официально милиция превратилась в полицию. К этому времени переименование с различной степенью успеха провели и другие республики бывшего СССР: Азербайджан, Грузия и Армения ребрендинг силового ведомства осуществили ещё в 1992 году, Туркменистан – в феврале 1998-го. В последующие 20 лет МВД РК переживало одну реформу за другой.
С 1 января 2002 года Комитет уголовно-исполнительной системы (КУИС) на волне моды на международный опыт и ради приведения отечественной пенитенциарной системы к общепризнанным международным стандартам был передан в ведение Министерства юстиции. Однако позже этот шаг был признан ошибочным из-за громких скандалов и происшествий.
22 июня 2010 года из колонии ГМ-172/1 в Мангистауской области был совершён крупнейший в истории страны вооружённый побег. 21 заключённый, вступив в сговор с надзирателем и получив доступ к оружию, сбежал из тюрьмы. Позже были задержаны 5 беглецов, остальных (16 заключённых) спецназ уничтожил в ходе задержания вместе с их пособниками. Глава КУИС Мейрам Аюбаев и два его заместителя подали в отставку, а в отношении руководства колонии были возбуждены уголовные дела.
21 июля 2010 года 37 осужденных колонии особого режима ЕС 164/4 Северо-Казахстанской области совершили акт членовредительства – порезали себе животы. Как заявили общественники, таким образом заключённые протестовали против жёсткого отношения к ним администрации исправительного учреждения.
11 июля 2011 года был предотвращён массовый побег заключённых из учреждении АК-159/21 в Балхаше. Погиб сержант контролёрской службы, ещё 5 сотрудников получили огнестрельные и ножевые ранения. Групповой побег закончился самоподрывом, погибли все 16 беглецов.
Несмотря на опасения правозащитников, 26 июля 2011 года глава государства подписал соответствующий указ и осенью того же года произошла обратная передача КУИС в ведение МВД РК.
В 2004 году государство делает первые шаги в создании будущей системы центров обслуживания населения (ЦОН) и развитии проекта "Электронное правительство". Функции по документированию и регистрации граждан также были переданы из МВД в Минюст. Затем, как и с КУИС, в июле 2011-го последовала обратная передача полномочий. В ЦОНах с гражданами стали работать сотрудники миграционной полиции. А паспорта и удостоверения личности вновь стали выдавать полицейские.
Усиление Министерства внутренних дел произошло уже при действующем главе ведомства Калмуханбете Касымове спустя всего пару месяцев после его назначения.
Однако потеря влияния у МВД РК всё-таки произошла: силовое ведомство с 2010-го года было освобождено от ряда непрофильных функций. К примеру, систему медицинских вытрезвителей полицейские передали Минздраву, центры временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних – Министерству образования и науки.
Функции по проведению техосмотра были переданы частникам в конкурентную среду. С 2010-го года дочерняя структура МВД РК в лице СОП "Кузет" перестала быть монополистом на рынке охранных услуг. Правда, приватизацию бывшее подразделение вневедомственной охраны прошло только в 2016 году. Сейчас за полицейскими остался только качественный контроль техосмотра и лицензирование рынка секьюрити. Государственные объекты и здания полицейские охраняют и дальше.
В 2014 году теперь уже бывшие внутренние войска были переименованы в Национальную гвардию и остались в подчинении МВД. В том же году спасателей и пожарных из расформированного Министерства по чрезвычайным ситуациям снова вернули под крыло силового ведомства. Эксперты отмечают, что Министерство внутренних дел с 2011 года функционально только усилилось. Главным сторонником усиления полиции, по неофициальной информации, стал министр Касымов. За 20 последних лет казахстанские правоохранители практически вернулись к тому, что курировали в конце 90-х годов прошлого века.
Читайте также:
Калмуханбет Касымов. История реформ, достижений и неудач главного полицейского Казахстана
Успех и провалы при Касымове
Сам генерал Касымов имел непосредственное отношение к реформам, которые произошли в работе полиции за последние годы. К примеру, с 2013-го в нашей стране не существует как таковых подразделений дорожной полиции. Сотрудники региональных отделов и управлений жолпола 5 лет назад стали сотрудниками административной полиции. Громкая реформа свелась к увеличению численности экипажей автомобилей дорожно-патрульной полиции. В машину к двум полицейским посадили третьего – бывшего автоинспектора. Стараниями пресс-службы МВД РК в обиход вошло словосочетание "универсальный полицейский". Правда, время от времени депутаты Парламента и автолюбители просят вернуть сотрудникам жезлы. Последние как атавизм советского прошлого отобрали в 2017-м.
И если исчезновение классической автоинспекции общественность оценила положительно, то в истории с появлением местной полицейской службы (МПС) финальная точка ещё не поставлена. 1 января 2016 года в Казахстане стартовала первая реформа по децентрализации МВД РК. Появление МПС предполагало, что её глава, кандидатура которого будет согласована с местными акимами и депутатами маслихатов, станет более эффективным полицейским менеджером, похожим на американского шерифа. В США, к слову, нет Министерства внутренних дел в классическом понимании.
Затем силовики столкнулись с дублированием функций и двоевластием на местах между главами региональных департаментов внутренних дел и начальниками местной полицейской службы. Опыт некоторых европейских стран, в которых подобное дублирование полицейских функций было историческим (карабинеры в Италии, жандармерия во Франции), Казахстану не подошёл.
Спустя два с половиной года МПС была по сути ликвидирована. 19 июля 2018 года Нурсултан Назарбаев подписал поправки, которые предусматривают объединение региональных департаментов внутренних дел и местной полицейской службы в единые департаменты полиции. Подчиняться новый полицейский орган будет снова напрямую Министерству внутренних дел, а вот право назначать и освобождать от должности начальников департаментов по представлению ведомства оставили всё же акимам.
Законом также предусматривается наделение акимов областного уровня правом ставить перед органами полиции задачи по обеспечению правопорядка в конкретном регионе. Таким образом, часть наследия реформы 2016 года всё же решили сохранить.
Читайте также:
Что предлагают изменить в работе полиции казахстанцы?
Грузинская воля
Первую масштабную реформу силового ведомства на постсоветском пространстве провели в Грузии. В 2003 году, согласно социологическим опросам, уровень доверия местным полицейским был одним из самых низких в мире – 5%. Сегодня он варьируется на уровне 75-85%. Эта страна 15 лет назад в буквальном смысле слова жила по законам криминального мира. "Воры в законе" и крупные ОПГ контролировали практически всю грузинскую экономику.
Грузинскому лидеру Михаилу Саакашвили (главному инициатору реформы МВД), удалось заручиться поддержкой общества. Штатная численность обновлённой полиции, ряды которой покинули больше 50 тысяч сотрудников, остановилась на цифре в 26 тысяч. Автоинспекцию сменила патрульная полиция, Министерство госбезопасности было ликвидировано, а МВД стало главным силовым ведомством Грузии.
Сегодня на территории этой страны практически нет организованной преступности, сотни криминальных авторитетов либо сидят в тюрьмах, либо покинули пределы Грузии. В 10-12 раз была повышена зарплата полицейских, а внутри МВД действует специальная служба – Генеральная инспекция, задача которой регулярно провоцировать сотрудников на взятки. В Грузии появился институт детективов криминальной полиции, основная часть текущей работы выпала на долю участковых инспекторов.
Отделам полиции на местах грузинское МВД доверило финансовую самостоятельность. Несмотря на отмену процедуры техосмотра, аварийность и количество ДТП на дорогах снизились. Стеклянные офисы грузинской полиции и уровень цифровизации государственных регистрационных услуг – эталонные для проектов реформирования МВД на всём постсоветском пространстве. Так же, как, к примеру, и назначение гражданского лица на пост министра внутренних дел.
В 2018 году новый глава МВД Грузии Георгий Гахария задался целью ещё больше сократить штат и повысить среднюю зарплату местного полицейского с имеющихся 326 долларов хотя бы до отметки в 400-450.
Молдавский дефицит
Не менее интересен Казахстану будет и опыт Молдовы. Одна из самых бедных стран Восточной Европы на реформирование силового ведомства регулярно получает транши от Евросоюза. Реформа полиции, которая здесь стартовала ещё в 2013-м, идёт на фоне политического давления ЕС. Главной особенностью здесь стала полная децентрализация МВД, в регионы были формально переданы практически все ключевые функции, при министерстве создали даже новую структуру – Главный инспекторат полиции. Однако затем в следующие 3-4 года из-за политической нестабильности реформа шла по большому счёту лишь декларативно.
Власти Молдовы регулярно испытывают нехватку денег, из-за чего не могут осуществить полное техническое переоснащение силовиков. Порой сотрудники полиции из-за дефицита техники не могут даже оперативно выехать на место преступления. Обновлённой (пока только лишь законодательно) молдавской полиции не хватает зданий, автомобилей, средств связи и повышенных зарплат.
В планах местного министерства – построить наконец интегрированный центр по подготовке сотрудников МВД в Кишинёве. В нём обещают готовить сотрудников нового поколения. Сейчас полицейских Молдовы учат вести себя с гражданами культурно и с уважением. При этом силовики регулярно участвуют в разгонах акций и митингов (последние прошли в конце августа в Кишинёве), хотя ещё одной целью заявленной реформы МВД было именно достижение максимальной аполитичности ведомства и неучастие в политических баталиях.
Украинские противоречия
В Украине новый закон о национальной полиции приняли в 2014-м и запустили обновлённую силовую структуру летом 2015-го. Реформу совместили с переименованием (из милиции в полицию) и с новым дизайном формы правоохранителей. В ближайшие годы правительство обещало сократить численность сотрудников МВД страны с 324 тысяч до 120. На ключевые должности украинская сторона пригласила опытных полицейских менеджеров из Грузии – Екатерину Згуладзе (экс-заместитель министра внутренних дел Грузии) и Хатию Деканоидзе (бывший ректор Академии полиции Министерства внутренних дел Грузии).
Появление на страже правопорядка людей в буквальном смысле с улицы, иногда без юридического образования, местами приводило к скандалам. Часть новых сотрудников обладала также опытом боевых действий на востоке Украины в воинских подразделениях. Позже некоторые из них были уволены или осуждены за превышение полномочий. Громким скандалом обернулся, к примеру, инцидент с патрульным Сергеем Олейником: в ходе преследования водителя-нарушителя полицейский смертельно ранил 17-летнего парня. Суд ещё продолжается.
За 3 года доверие к обновлённой полиции существенно снизилось. Полицией недовольны 67,5% граждан, а доверяют лишь 21,7%. При этом сотрудников нового подразделения – патрульной полиции – в Украине уже больше 15 тысяч, и их количество будет расти и дальше. Силовики регулярно участвуют в перестрелках, гибнут из-за недостаточной подготовки и даже в столкновениях с сотрудниками других силовых ведомств страны. Отношение к нужной стране реформе в украинском обществе противоречивое. Напрямую использовать грузинский опыт и провести кадровую люстрацию у украинских властей за 3 года пока не получилось.
Гражданские инициативы
В конце августа в казахстанском пресс-клубе была официально представлена гражданская инициатива "За реформу МВД". На специальной пресс-конференции документ из 16 пунктов предлагаемой реформы представили совместно директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис, политолог Димаш Алжанов и журналист Ирина Медникова.
Суть документа, который отправили главе государства и в Администрацию Президента, можно свести к следующим пунктам:
- новым министром внутренних дел должен стать гражданский человек;
- новая полиция Казахстана должна стать отдельным органом при МВД, а её руководитель при назначении не будет напрямую зависеть от министра. Главой полиции должен стать опытный аполитичный силовик;
- должна произойти поэтапная децентрализация ведомства с развитием местной полицейской службы. Предлагается реорганизовать отделы внутренних дел в полицейские участки. А главы региональных МПС должны ежегодно отчитываться за эффективность борьбы с преступностью;
- МВД необходимо избавить от непрофильных функций. В первую очередь передать всю пенитенциарную систему либо в Минюст, либо создать отдельный орган (КУИС);
- сотрудники, выполняющие административные функции в МВД, должны быть "лишены погон". Любую сервисную работу должны выполнять гражданские специалисты;
- необходимо провести большую кадровую реформу полиции. Сотрудников предлагается набирать через открытый конкурс, а имеющийся штат – значительно сократить;
- должна быть внедрена новая система оценки качества работы полиции и каждого сотрудника в целом. МВД РК должно отказаться от "палочной" системы борьбы с преступностью, а работать только по факту;
- предлагается наделить Парламент функциями контроля деятельности полиции, а также правом проводить специальные расследования деятельности правоохранительных органов;
- службу собственной безопасности рекомендуется вывести из структуры МВД и превратить её в реально независимый орган контроля.
Читайте также:
Даурен Абаев: Полиция не всесильна, но говорить, что мы живём в преступном хаосе – необъективно
Реакция властей
Отдельный ряд инициатив по реформированию главного силового ведомства Казахстана в Администрацию Президента направил также и общественный совет Алматы. В документе, к примеру, поднимается вопрос возврата гражданам травматического оружия и применения гладкоствольного нарезного для личной безопасности. Кроме того, по опыту США предлагается пересмотреть допустимый предел самообороны для защиты гражданами жизни, здоровья и имущества.
На специальном брифинге в начале августа сам министр Касымов заявил, что внутри МВД также были подготовлены законодательные поправки, которые будут направлены Президенту к 1 сентября. О реакции главы государства известно немного. Нурсултан Назарбаев публично высказался о будущей реформе 23 августа во время рабочей поездки в Атыраускую область. Наблюдатели отметили жёсткий тон и прямую ссылку на чужой опыт, который, вероятно, может быть использован в нашей стране.
"В Грузии провели реформу в полиции: уволили всех полицейских, набрали в органы юристов и навели порядок в этой структуре. Я сейчас тоже думаю над этим. Сколько сейчас юристов наштамповали вузы, которые ходят с дипломами и не могут найти работу. Наверно, также придется сделать по примеру Грузии – уволить полицейских и взять на работу юристов… В мире полицейский – это друг, а у нас кто полицейский?" – задался вопросом Нурсултан Назарбаев.
4 сентября Министерство внутренних дел Казахстана сообщило о том, что готово внести изменения в собственный приказ "Об утверждении квалификационных требований к категориям должностей органов внутренних дел Республики Казахстан".
Документ до 17 сентября доступен для публичного обсуждения на портале "Открытые НПА", где каждый казахстанец может высказать своё мнение по требованиям к полицейским при принятии их на работу. Если документ будет одобрен, то, к примеру, стать даже участковым полицейским в Казахстане нельзя будет без высшего образования соответствующего профиля.
Скептики уверяют, что руководство МВД будет самым активным противником более радикальных изменений, и в особенности – сокращения полномочий. Правозащитники надеются, что хотя бы часть предложенных изменений в силовом ведомстве всё же примут. Ведь за последние 20 лет министерство всё меньше напоминает даже своего предшественника в лице МВД КазССР. У последнего при всей архаичности показатели работы были лучше.