Спидвей на льду – один из самых зрелищных видов мотогонок. Участники проносятся по овальному ледовому треку на скорости под 100 км/ч на специальных мотоциклах с шипами. Этот спорт зародился в Скандинавии в 1920-е годы. Горячие финские и норвежские парни развлекались, гоняя на мотоциклах по поверхности замёрзших озёр. В СССР первые соревнования по спидвею прошли в конце 1930-х годов. С 1966-го в этой дисциплине проводятся официальные чемпионаты мира. Мотогонки на льду приобрели большую популярность в нашей бывшей стране, и на протяжении 40 лет сильнейшими в этом спорте оставались советские гонщики.

Чемпионат мира по мотогонкам на льду (Ice Speedway Gladiators World Championship) проходит в семь этапов – два отборочных и пять финальных. В финале участвуют 16 гонщиков. Первый финальный этап чемпионата 2017 года прошёл в Тольятти. Второй принимал российский город Шадринск. После третьего – алматинского этапа – гонщики уедут соревноваться в Берлин и Голландию. Первый раз "Медео" принимал мировые первенства по спидвею в далёком 1989 году. В 1994-м здесь же прошёл один из этапов мирового Гран-при, после чего наступил 23-летний перерыв в истории проведения этих соревнований в нашем городе. Чемпионат по мотогонкам на льду вернулся в Алматы лишь в 2015-м. В 2017-м заканчивается контракт на проведение этих соревнований на "Медео". Не исключено, что прошедший чемпионат может стать для Алматы последним.



В алматинском этапе мирового первенства приняло участие 17 ледовых гладиаторов из 7 стран – Казахстана, России, Швеции, Чехии, Германии и Австрии. Каждый день соревнований состоит из 20 отборочных заездов, двух полуфиналов и одного финала. В каждом заезде состязаются по четыре гонщика, набирая баллы в зависимости от занятого места. Райдеры, набравшие наибольшее количество баллов, попадают в полуфинал.


Парад участников

Участники гонки яростно боролись за каждое очко. Плохая погода добавила драматичности соревнованиям. В первой же гонке один из лидеров мирового спидвея – российский гонщик Даниил Иванов упал, не справившись с управлением. Его падение повлекло за собой столкновение со шведским райдером Никласом Свенссоном. Россиянин серьёзно травмировался и был госпитализирован с переломом ключицы.



Из-за густого тумана, полностью поглотившего "Медео" и скрывшего от глаз трибуны и трассу, гонки были перенесены. Заезды возобновились только через полтора часа.



В свете прожекторов мотогонщики отчаянно конкурировали на каждом повороте. Ледовая крошка из-под шипованных покрышек накрывала трибуны холодным дождём.



В восьмом заезде швед Свенссон вновь упал и был вынужден выйти из гонки.


Авария на трассе

Заезды продолжались до самого вечера, однако погода вновь внесла свои коррективы, и организаторы опять остановили соревнования, отменив полуфиналы и финал.

По итогам 20 заездов победителем стал Игорь Кононов, выигравший все свои заезды и набравший максимальные 15 баллов. Второе и третье место также заняли россияне – Дмитрий Колтаков и Дмитрий Хомицевич.



В спидвее используются специальные мотоциклы особой модификации. Для хорошей сцепки со льдом на их покрышках закреплено от 120 до 170 острых шипов длиной до 28 мм.


Шипы на покрышках

Мотоциклы для соревнований собирают сами участники. Чаще всего в них используют 500 кубовые чешские двигатели, выпущенные на заводе Jawa. Рама у таких байков низкая и удлинённая. Переднее колесо почти полностью закрывает крыло, а заднее – капот. Эти меры продиктованы техникой безопасности, так как острые шипы могут быть опасны для гонщиков. Стоимость полностью собранного байка для спидвея может начинаться от 25 тысяч евро.



В мотоцикле для спидвея нет тормозов и всего две ступени передач – "старт" и "основная". Вместо бензина в качестве топлива используют метиловый спирт, и на соревнованиях всегда чувствуется характерный спиртовой запах.



На второй день соревнований туман рассеялся, но погода преподнесла новые сюрпризы: начался снегопад. Это не помешало собраться на трибунах тысячам зрителей. Погода стояла тёплая и люди с большим интересом следили за ходом турнира, громко болея за казахстанских спортсменов.



Основное противостояние на гонках развернулось между гладиаторами из России. Шведам, немцам и казахстанцам было тяжело тягаться с гонщиками такого уровня. Главными претендентами на победу остались призёры прошлого дня – Игорь Кононов, Дмитрий Колтаков и Дмитрий Хомицевич.



Воскресные соревнования обошлись практически без серьёзных аварий. Лишь в третьем заезде в поворот не вписался немец Гарольд Симон.



При прохождении поворотов гонщики практически кладут свои мотоциклы на левый бок, наклоняя их до предела и касаясь ногой поверхности ледяной трассы. Для защиты ноги они надевают специальный наколенник. Из-за опасности падений на жёсткой трассе гонщики надевают на себя специальную защиту из кевлара, похожую на броню.



От Казахстана в гонке участвовало два райдера – Павел Некрасов и Денис Слепухин. После травмы российского гонщика его место в заездах занял запасной казахстанской команды, самый опытный из отечественных мотогонщиков на льду Владимир Чеблаков. В одном из заездов ему удалось прийти вторым, а в двух других – третьим. Участник сборной Денис Слепухин рассказал, как в нашей стране развивается спидвей:


Денис Слепухин – член команды Казахстана

"Я пришёл в гонки в 90-е годы. Тогда мотогонки в Казахстане находились на пике развития. Потом был долгий перерыв, в течение которого наш вид спорта не получал финансирование. Сейчас наш спонсор – клуб "Сокол", который и обеспечивает всем необходимым оборудованием. Тренируемся мы в России. За последнее время команде удалось достичь определённых успехов. Сейчас выступаем в командном чемпионате России. Боремся там за 5-е место из 7 команд".

В перерывах между гонками участники загоняют своих "железных жеребцов" в конюшню, чтобы провести текущий ремонт. Конструкция мотоциклов продумана таким образом, чтобы в кратчайшие сроки можно было заменить неисправную деталь.



Тем временем трассу готовят к следующим заездам. В ходе гонки шипы на покрышках буквально срезают лёд. Для проведения соревнований по спидвею необходим трек со слоем льда толщиной не менее 30 сантиметров. После четырёх гонок на трассу выезжают трактора, чтобы убрать с него ледяную крошку.



В острой борьбе в полуфиналы удалось отобраться всем четырём гонщикам из России. Кроме них за право выступать в финале бились шведы Ове Ледстром и Стефан Свенссон, гонщик из Германии Гюнтер Бауэр и австриец Франц Цорн.



Во втором полуфинале российский райдер Динар Валеев не справился с байком и уступил свою путёвку в финал австрийцу Цорну, который и составил конкуренцию трём россиянам.



В финальном заезде в острой борьбе гонщиков из России лучшим оказался победитель первого дня Игорь Кононов. Второе место, как и за день до этого, занял Дмитрий Колтаков. Третьим стал Дмитрий Хомицевич.



Колтаков решил отпраздновать победу, поставив своего железного коня на дыбы.



На итоговой пресс-конференции после гонки участники и судьи высоко оценили степень подготовки нашего города к мировому первенству. Они также положительно отозвались о качестве льда "Медео". Президент Федерации автомотоспорта Казахстана Марат Абыкаев рассказал, что мотогонки на льду, возможно, вернутся на Медео в следующем году, если удастся договориться со спонсорами.



Австрийский мастер мотогонок на льду Франц Цорн – единственный, кто смог составить конкуренцию гонщикам из России в финале. Он занимается гонками уже много лет и его не останавливают даже серьёзные травмы.


Франц Цорн

"Я в спидвее с 1993 года. На протяжении 10 лет этим спортом занимался мой дядя, и я тоже решил попробовать. С первых гонок в спидвее на льду меня привлекла борьба и ошущение опасности. Это действительно экстремальный спорт, в нём нужно всегда оставаться начеку. В 2014 году я попал в серьёзную аварию. Сломал себе копчик и несколько костей. Примерно год восстанавливался, но все равно вернулся в гонки. С россиянами конкурировать тяжело, у них хорошая подготовка, но и я не промах. У вас очень красивая трасса. Мне нравиться, что каток находиться рядом с горнолыжным курортом, и можно покататься на лыжах. "Медео" отлично подходит для проведения соревнований по спидвею".

Дмитрий Колтаков, чемпион мира 2015 года, вновь вышел на первую строчку чемпионата после алматинского этапа. Он остался доволен трассой и хотел бы вернуться к нам через год.


Дмитрий Колтаков

"В спидвей я пришёл из мотокросса. В этот спорт меня пригласил многократный чемпиона мира Николай Красников. Вместе с братьями я тренировался в городе Шадринск с 14 лет. Спидвей – это невероятное чувство адреналина. Нигде не получить таких эмоций, которые испытываешь, когда четыре гонщика несутся по соседним дорожкам в поворот. Здесь важна каждая деталь и нужно постоянно включать голову, чтобы продумать траекторию поворотов.

Организация соревнований в Алматы просто отличная. Вам нужно развивать этот спорт, ведь все гонщики у вас очень возрастные. Я слышал, что в Казахстане появились юниоры, но ещё не видел их в гонке. Хотелось бы, чтобы у вас было больше молодых спортсменов. Мы готовы помочь им и поделится опытом развития спидвея".

Игорь Кононов стал триумфатором алматинского этапа чемпионата мира. В течение двух дней он безоговорочно лидировал на трассе.


Игорь Кононов

"Я в спидвее с 13 лет. Сначала занимался летними и зимними мотогонками, но сейчас сосредоточился на спидвее на льду. У нас в стране очень большие традиции развития этого вида спорта. Соревнования по спидвею требуют от участников большого количества сил. Результаты во многом зависят от степени подготовки в межсезонье. Мы тренируемся каждый день, а кроме того, сами ремонтируем свои байки. В Алматы мне понравилось всё. Лёд был отличный, а степень подготовки соответствовала европейским стандартам, а где-то и превосходила их. В Финляндии, к примеру, нет крытых боксов, и мы стоим прямо на улице. Ваша трасса не хуже, чем в Германии и Нидерландах".



Участники и зрители соревнований надеются, что спидвей ещё вернётся на "Медео" в следующем году.

Фото автора