Бесплатное питание в школах: дёшево, сердито, скандально и невкусно
В учебном 2014-2015 году, ещё по старым правилам, горячее питание за счёт казны получали 700 тысяч казахстанских детей. В 2015-2016-м – только 435 тысяч школьников, а в уходящем учебном году эта цифра снизилась до показателя в 300 тысяч.
Бесплатное питание как форма благотворительности
Как казахстанские папы и мамы ни просили и ни требовали оставить всё же бесплатное питание для младшеклассников, доводы Правительства оказались весомее: денег в бюджете нет, надо экономить.
Единственный плюс отмены бесплатного питания для учеников с 1 по 4 классы оказался один: с каждым годом количество детей-льготников, имеющих право получать питание в школе за счёт бюджета, регулярно увеличивается. Эксперты связывают этот тренд с уменьшением доходов их родителей.
Так или иначе, сегодня в стране лишь считанное количество регионов и городов добровольно оставило ученикам младших классов горячее питание в школьных столовых. Делается это в качестве жеста доброй воли из средств местных бюджетов. Похвастаться достижением могут акиматы Астаны, Атырауской и Западно-Казахстанской областей. Столичной казне в этом бюджетном году бесплатное питание детей-льготников и учеников начальной школы обойдётся в 3,5 миллиарда тенге. Немаленькие средства, согласитесь.
В некоторых регионах горячее питание младшеклассников и вовсе дело рук спонсоров и благотворителей. В сёлах среди крупных аграриев люди с большим сердцем не редкость. Правда, имена спонсоров в отчётах профильного министерства не значатся, главное – хорошая статистика и охват детей.
Акимат, к примеру, Мангистауской области держится из последних сил. В 2016-2017 учебном году чиновники региона героически нашли средства на бесплатные обеды только для учеников 1 и 2 классов, не относящихся к социально уязвимым слоям. Но и это уже хорошо.
Что положено по закону?
Согласно действующему законодательству, бесплатное питание в школах предоставляется детям из социально уязвимых слоёв населения: имеющим право на предоставление адресной социальной помощи; живущим в семьях, где доход ниже прожиточного минимума; требующим экстренной помощи в результате ЧС; сиротам и оставшимся без попечения родителей и тем детям, которых выбирает коллегиальный совет школы.
Для общего контроля в каждой казахстанской школе должна работать комиссия по организации питания или бракеражная комиссия. Комиссию возглавляет директор школы, также в неё входят медицинская сестра школы и члены родительского комитета. Они обязаны проводить органолептическую оценку блюд: проверять исправность кухонного оборудования, внешний вид блюд, процесс приготовления пищи и режим хранения. Такая проверка должна проходить два раза в день, если в школе дети обучаются в две смены. Медицинская сестра должна брать суточные пробы и в журнале бракеража описывать вкус, цвет блюд и нести личную ответственность за то, что едят дети.
По закону вся продукция, которая завозится в школы или готовится на её территории, должна обладать сертификатами качества. В школах для приготовления блюд запрещено использование маргарина, кондитерских кремов, майонеза, копчёной и вяленой продукции.
В нормативно-правовой базе заложен и механизм регуляции. Если родители замечают какие-то нарушения, например, что детям урезают порции, то они должны официально заявить об этом. Родители в первую очередь должны обратиться к комиссии или напрямую к директору школы. Последний обязан принять все жалобы и устранить их.
Обвес, обман и публичность
Активный общественный деятель и пользователь Facebook Акмарал Омралинова регулярно критикует отечественную систему образования. Недавно жительница Астаны и ответственная мама провела внезапный рейд по нескольким школьным столовым столицы. Итог увиденного оказался довольно скандальным: недовес вторых блюд, которые активистка взвешивала, составил 75%. К примеру, вместо положенных 200 граммов школьная порция макарон с мясом потянула лишь на 50. А порция свекольного салата вместо положенных 50 граммов весила всего 20. Пойманными за руку оказались сотрудники столовой, работающие у индивидуального предпринимателя, который выиграл тендер на аренду столовой в столичной школе №35.
Фотографии контрольных взвешиваний активистка выложила в социальной сети и задалась вопросом: каким образом на самом деле осуществляется контроль во всех учебных заведениях среднего звена в столице и в регионах республики. В интервью informburo.kz Акмарал Омралинова призналась, что рассчитывает на то, что публичное освещение нарушений приведёт к каким-то изменениям.
"От сына-первоклассника я услышала, что он не наедается, а когда после уроков идёт и покупает еду за деньги, то порция оказывается значительно больше. Это был первый звонок. Хорошо, я могу ходить в одну и ту же школу и каждый день проверять еду, но дело ведь не в одном учебном заведении. Школ в Астане – 84, во многих учебных заведениях родители говорят, что вообще не могут попасть в столовую. Школы до сих пор остаются закрытым институтом. Надо пересматривать само меню бесплатного питания, потому что большое количество готовых блюд дети не едят, это банально выбрасывается. Школьники могут с удовольствием съесть даже макароны, если они вкусно приготовлены, поданы хотя бы со сливочным маслом. Но если внешний вид еды не вызывает доверия, то почему дети должны вообще это кушать?"
Общественный активист уверена, что в вопросе бесплатных обедов для учащихся школ не обходится без банального воровства:
"Возможно, надо пересмотреть и нормативы выделяемых на каждого ребёнка сумм. Но ведь арендаторы столовых умудряются и на этих выделенных на каждого ребёнка 319 тенге сэкономить, схитрить. 75-80% обвеса – я считаю, что это просто воровство на самом деле. В тот день, когда я пришла с проверкой в школу, думаю, что они банально сварили бесплатных обедов в 3 раза меньше. Я считаю, что это происходит в масштабах всех школ Астаны. Мне теперь пишут родители из разных учебных заведений города с просьбой проверить и их столовую. Буду очень довольна, если этот пост приведёт к какому-то конкретным последствиям, а не просто всё закончится по принципу "пошумели, и всё так же и осталось".
Потребитель всегда прав
По мнению Светланы Романовской, главы Национальной лиги потребителей Казахстана, в школьном питании сегодня достаточно существующих нормативных документов. Это сфера, где интересы ребёнка документально защищены на самом высоком уровне. Тем более что закон не делит школьную еду на бесплатную и платную. Вопросы по её качеству достаточно жёстко контролируются документально, а вот на практике бывают нарушения. Главный вопрос, по словам Светланы Романовской, в контроле со стороны потребителей в лице пап и мам казахстанских школьников.
"Если действительно происходят нарушения по качеству, по весу порций, если на самом деле невкусно, то в любом случае это просто не работает родительский комитет, а директор школы что-то упустил. Сами родители бездействуют, я думаю, это связано с отсутствием нормальной гражданской позиции. Если люди не ходят на родительские собрания, очень заняты и не принимают участия в каких-то мероприятиях, связанных с их детьми, значит, это делает за них кто-то другой. Необходимо, чтобы каждый спросил себя: что я сделал, чтобы у моего ребёнка было качественное питание в школе, обратил ли я внимание на ту компанию, которая выиграла тендер в учебном заведении моего ребёнка. Спросите у ребёнка, нравится ли ему еда в его школьной столовой, наедается ли он. Может быть, еда слишком солёная, а может, горькая или кислая, на его вкус. Если есть какие-то проблемы с меню, у большинства детей есть телефоны, можно сфотографировать и отправить родителям. Можно видео снять и поднимать этот вопрос публично. В общем, не надо молчать".
Глава Национальной лиги потребителей советует все выявленные нарушения документировать и обращаться официально с жалобой напрямую к руководству учебного заведения. Желательно в письменной форме, чтобы, как говорится, дать делу ход.
Кто и за что отвечает
Организацией школьного питания по закону занимаются акиматы городов. Они несут ответственность за питание учащихся. Поставщики любых услуг или товаров в школы выбираются посредством конкурса. С победителем тендера заключается договор аренды столовой. Если поставщик плохо себя зарекомендовал, его добавляют в реестр недобросовестных. Этот список выставляется на сайте Комитета по охране прав детей, и любая школа согласно этим данным может себя обезопасить и не сотрудничать с такими поставщиками.
Но чтобы компания-арендатор получила негативные отзывы, все её нарушения надо тщательно документировать. Для разрыва или непродления контракта не обязательно дожидаться массового отправления детей.
Только вот на практике оказывается, что арендуют школьные столовые годами одни и те же компании. У некоторых игроков на рынке в аренде может находится несколько десятков школьных столовых. Злые языки поговаривают, что у предпринимателя, который регулярно побеждает в тендере, всегда по понятным причинам складываются хорошие отношения со школьной администрацией. Другие и вовсе уверены, что столовая – порой лишь дополнительный бизнес для родных и близких директора конкретного учебного заведения.
Стоит отметить, что несколько лет назад школьные столовые находились в топе самых прибыльных видов предпринимательской деятельности. До тех пор, пока весной 2015 года Министерство национальной экономики радикально не пересмотрело ставки за аренду госимущества. Стоимость аренды школьных столовых в зависимости от региона выросла от 10 до 25 раз.
Тогда в дело вмешались депутаты фракции "Ак жол". После депутатского запроса и проверки Генпрокуратуры, инициированной Национальной палатой предпринимателей, ставки аренды слегка снизили, но свою привлекательность столовые в итоге, на удивление, не потеряли. Вероятно, бесплатное питание для детей-льготников и младшеклассников некоторые бизнесмены воспринимают в качестве некой компенсации за изменившиеся в невыгодную сторону финансовые условия работы.
К слову, стоимость школьного обеда в среднем по стране за 2 последних года из-за роста тех самых ставок аренды и общего уровня инфляции в республике выросла почти в 2 раза и сегодня составляет 400 тенге.
При этом бюджет платит предпринимателю за одну порцию льготного питания всего по 319 тенге. Отнимите из этой суммы все виды налогов и выплат – и получите в итоге как минимум на 30% меньше. То есть в финансовом плане порция бесплатной еды изначально проигрывает своему платному аналогу. Стоит ли удивляться, что в итоге она проигрывает и по качеству.
Монетизация льготы
В ситуации, когда бесплатное питание проигрывает по качеству платному, многие предлагают его и вовсе отменить. Но что делать с 255 тысячами казахстанских детей, которым государство сегодня предоставляет горячее питание как льготу? Дети-сироты и школьники из малообеспеченных семей вряд ли виноваты в том, что в этом вопросе нет должного контроля.
Общие расходы бюджетов городов, областей и профильного Министерства образования и науки на бесплатные школьные обеды, по самым приблизительным расчётам, в сумме составляют десятки миллиардов тенге. Согласитесь, это неплохой постоянный доход для отечественного бизнеса. Ведь не иностранцы же зарабатывают на аренде школьных столовых, а 80% всех продуктов в этих точках общепита по закону вообще должны быть только отечественного производства.
Если государство не хочет отказываться от предоставления "съестной" льготы, а родители не могут наладить общественный контроль, то в этом случае некоторые эксперты предлагают пойти по пути, который уже прошла отечественная система социальной защиты: множество безусловных льгот целевым группам казахстанцев давно заменили адресные материальные выплаты. Так реальней понять, кто на самом деле пользуется льготой, да и адресные бюджетные затраты гораздо легче контролировать. Плюс такой схемы существенный: меньше коррупции в чиновничьей среде.
Каким может быть конечный итог вероятной монетизации: будут ли это пластиковые карточки с денежным балансом, который детям будет пополнять бюджет, а может быть, выплаты будут адресованы родителям школьников, – пока не ясно. Действующее законодательство монетизацию этой льготы вообще не предусматривает.
Скептики утверждают, что на подобный сценарий не согласится большая часть управленцев системы образования: слишком уж солидные средства крутятся в бесплатном питании, чтобы их лишаться. Пока льготное питание казахстанских школьников доказывает правоту лишь одного постулата: о том, что бесплатное не может быть качественным.