На военном полигоне "Майлан", который расположен в Акмолинской области в 50 километрах от столицы, проходят огневые испытания казахстанские БКМ "Арлан" 4х4 и бронетранспортёр "Барыс" 8х8, оснащённые новыми боевыми модулями. О последних отечественных разработках для силовых структур Казахстана – в эксклюзивном репортаже журналиста Григория Беденко, побывавшего на испытаниях по приглашению руководства компании Kazakhstan Paramount Engineering (KPE).


"Барыс" 8х8 и "Арлан" 4х4 на военном полигоне "Майлан" / Фото Григория Беденко

Бронированная колёсная машина (БКМ) "Арлан", которую производит частное предприятие Kazakhstan Paramount Engineering (совместный проект инвесторов Казахстана и ЮАР), уже достаточно хорошо освоена казахстанскими силовыми структурами.


Бронетранспортёр "Барыс" 8х8 с боевым модулем "Ансар" на огневой позиции / Фото Григория Беденко

Одновременно с производством и поставками серийных бронеавтомобилей специалисты KPE разработали для сухопутных войск новый БТР, который получил название "Барыс". В настоящее время выпущены два прототипа бронетранспортёра с колёсными формулами 8х8 и 6х6. На этих машинах испытываются различные варианты боевых модулей, чтобы подобрать оптимальную комплектацию, устраивающую наших военных по огневым и тактико-техническим характеристикам. Та же работа продолжается и по БКМ "Арлан".


После прибытия на полигон специалисты KPE выбирают огневую позицию и расставляют мишени / Фото Григория Беденко

Бронетехника, производимая KPE, создаётся по новым стандартам, предусматривающим применение технологии MRAP (усиленной противоминной защиты). В большинстве своём машины данного типа обладают большим дорожным просветом, V-образной бронекапсулой, хорошо противостоящей осколкам и позволяющей эффективно рассеивать энергию взрыва. Ранее подобной техники в казахстанской армии не было.


Боевой модуль "Ансар". Вид внутри бронетранспортёра / Фото Григория Беденко


Рабочее место оператора оружейного комплекса / Фото Григория Беденко

Результатом усилий инженеров и конструкторов KPE по приданию бронемашинам оптимальных огневых характеристик стала разработка трёх новых боевых модулей: "Ансар", предназначенного для БТР "Барыс"; "Сункар" для БКМ "Арлан", а также "морского" модуля, получившего название "Туран", который будет размещаться на кораблях, несущих службу в казахстанском секторе Каспия. Все модули базируются на единой платформе "Шұғыла", представляющей собой унифицированную систему управления с единым программным обеспечением.


"Барыс" устанавливают на позицию для зарядки оружия / Фото Григория Беденко

– Подбирая для наших бронемашин оптимальный оружейный комплекс, мы провели достаточно детальный анализ рынка данных систем в мире, – рассказывает генеральный директор KPE Ербол Салимов. – Подобные системы производят не более 5 государств, то есть, если боевые колёсные машины с формулой 8х8 с той или иной степенью локализации производит около восьми стран, то боевые модули создают не больше пяти государств. Цель этого мониторинга заключалась в поиске потенциальных партнёров, которые могли бы поставлять для Kazakhstan Paramount Engineering уже готовые изделия. Речь идёт о боевых модулях, которые могли бы использовать 30-миллиметровые автоматические пушки, стоящие на вооружении в Казахстане и унифицированные по стандартам ОДКБ.


Такие снаряды в армиях постсоветских государств применяют в двух основных типах орудий: 2A42 c газоотводным механизмом и 2A72 с подвижным стволом / Фото Григория Беденко


Модуль "Ансар" создан по оружейным стандартам ОДКБ / Фото Григория Беденко

Как известно, в сухопутных войсках армий постсоветских государств применяются два основных типа 30-мм автоматических орудий, которыми оснащены бронетранспортёры и боевые машины пехоты. Первый тип – 2A42 c газоотводным механизмом. Второй – 2A72 c применением схемы подвижного ствола. Именно такая пушка установлена на новом боевом модуле "Ансар" для БТР "Барыс" 8х8.


Зарядка снарядов в ленту / Фото Григория Беденко

У каждого типа орудия есть свои достоинства и недостатки. 2A72 обладает более высокой мобильностью и низкой отдачей, хотя и проигрывает 2A42 в скорострельности и кучности стрельбы. В боевом модуле "Ансар" 30-мм пушка находится в специальном направляемом кожухе, поэтому она выглядит более габаритной и утолщённой.


На испытаниях одна лента обычно содержит 28 снарядов / Фото Григория Беденко

– Нами были детально изучены все системы российского производства, лучшие системы турецкого производства, а также европейские разработки, которые могли бы применяться к нашим бронемашинам "Барыс 8х8" и "Барыс 6х6", – рассказывает далее Ербол Салимов. – И в процессе переговоров мы пришли к однозначному выводу: ни одна из компаний, с кем мы вели переговоры, передавать свои технологии не планирует и не собирается ввиду того, что мы представляем из себя рынок с небольшим объёмом потребности в подобной технике. При этом необходимо отметить высокую стоимость данных технологий и риск при покупке зарубежных разработок стать жертвой внедрённых шпионских и саботажных систем, невидимых для нас. И, что естественно, мы пришли к выводу, что данное производство надо развивать непосредственно в Казахстане и быть независимыми от зарубежных поставок.


Испытаниями руководит ведущий специалист KPE Асан Жакиянов / Фото Григория Беденко


Зарядка оружия производится тщательно, с соблюдением всех мер безопасности / Фото Григория Беденко


Для размещения боеприпасов в модуле открывается специальный люк / Фото Григория Беденко


Лента складывается в оружейный короб, откуда подается в заряжающий механизм / Фото Григория Беденко


Такой снаряд способен поразить не только живую силу противника, но и легкобронированные цели / Фото Григория Беденко

В результате KPE создало дочернюю компанию Weapon System Engineering. Предприятие специализируется именно на разработке полностью отечественного программного обеспечения для новых боевых модулей. Также было создано конструкторское бюро. Оно занялось проектированием с нуля модулей "Ансар" и "Сункар", а также корабельного модуля "Туран".


Всё готово к стрельбе / Фото Григория Беденко

Как уже было сказано выше, весь софт данных изделий базируется на одной платформе – единой системе управления "Шұғыла". Cистема является унифицированной базой для управления огнём на всех боевых модулях.


Огневые испытания модуля "Ансар"



Схема модуля "Ансар" / Фото Григория Беденко


Оборудование, размещаемое в модуле "Ансар" / Фото Григория Беденко


БТР "Барыс" 8х8 с боевым модулем "Ансар"


Боевой модуль "Ансар"


– Модули были разработаны в соответствии с техническим заданием, которое предоставил нам заказчик (Министерство обороны. – Авт.), – продолжает рассказ гендиректор KPE. – То есть все необходимые требования нашего заказчика были учтены, в том числе: обитаемая корзина, возможность перехода от автоматического режима к ручному управлению, дистанционное управление, наличие тепловизионного прицела, наличие оптического канала, наличие лазерного дальномера, наличие метеостанции, наличие радара начальной скорости снаряда и баллистического вычислителя, а также возможность перезарядки боекомплекта внутри кабины. Автомат сопровождения целей позволяет вести до пяти объектов одновременно. Модуль имеет очень высокую скорострельность и подвижность, то есть модуль имеет возможность сопровождать и обстреливать воздушные цели, так как подвижность башни составляет не менее 110 градусов в секунду, что позволяет вести обстрел низколетящих воздушных целей.


Стрельба продолжается и в тёмное время суток / Фото Григория Беденко

По словам Ербола Салимова, особое внимание при разработке модулей уделялось эргономике бронемашины, в частности, комфортному нахождению стрелка в боевом отделении. Дальность хода "Барыс" 8х8 на марше составляет не менее 800 км. Военнослужащий должен без особых нагрузок и сильного утомления преодолевать на своём рабочем месте такие расстояния.


На полигон для испытаний бронеавтомобили прибывают своим ходом из столицы / Фото Григория Беденко

Боевой модуль "Сункар", разработан специально для бронированной колёсной машины "Арлан" 4х4, уже неплохо себя показавшей в войсках. Это спаренная система из двух пулемётов: НСВТ (калибр 12,7 мм) и ПКТ (танковый пулемёт Калашникова, калибра 7,62 мм).


Боевой модуль "Сункар", вид изнутри БКМ "Арлан" / Фото Григория Беденко

Модуль имеет очень низкий силуэт, так же, как и "Ансар", – угол возвышения 88⁰ и скорость поворота башни 110⁰ в секунду. Это позволяет обстреливать и вести с помощью автомата сопровождения воздушные объекты.


Руководитель испытательной программы наблюдает за действиями экипажа БКМ "Арлан" / Фото Григория Беденко

Главное преимущество унифицированной платформы " Шұғыла " в том, что всеми тремя модулями – "Ансаром", "Сункаром" и корабельным модулем "Туран" – может управлять один оператор. Если военнослужащий прошёл обучение хотя бы на одном из модулей, он с лёгкостью будет работать на всех трёх. Это очень полезно для подготовки личного состава.


Оружейный комплекс БКМ "Арлан" готовят к стрельбе / Фото Григория Беденко

Любопытно, что в систему заложены специальные обучающие программы, которые позволяют стрелку-наводчику тренироваться прямо на рабочем месте. При этом нет необходимости полностью включать весь боевой комплекс, достаточно воспользоваться встроенным симулятором боевой обстановки.


Огневые испытания новых модулей на полигоне проводятся один раз в две недели / Фото Григория Беденко

– Помимо этого хотелось бы отметить, что данные разработки: "Ансар", "Сункар" и корабельный боевой модуль "Туран" – полностью отечественные, то есть будет очень высокий процент локализации производства, – подытожил Ербол Салимов. – И это говорит о том, что после принятия данных изделий на вооружение в армии Казахстана данная продукция будет востребована и на экспорт. Что касается экспорта, как я ранее говорил, уже изучался весь мировой рынок данных систем, и "Шұғыла" может стать базовым элементом для комплексного управления разными типами вооружений. Развивая собственную систему управления, мы развиваем потенциал наших собственных IT-кадров, совершенствуем квалификацию нашего отечественного инженерного состава.


Бронетранспортёр "Барыс" 8х8 в помывочном боксе после испытаний на полигоне / Фото Григория Беденко

"Барыс" 8х8 (технические характеристики)

Экипаж – 2+1+8.

Собственный вес – 19 000 кг.

Клиренс – 450 мм.

Колёсная база – 2 300 мм (перед), 2 550 мм (зад).

Боевой вес – 28 000 кг.

Максимальная скорость – 100 км\ч.

Диаметр разворота – 22-24 м.

Запас хода – 800 км.

Двигатель – турбодизельный, 550 л.с.

Трансмиссия – АКПП

Тормоза – пневматические, дисковые с АBS.

Шины – 16.00 R20.

Кондиционер – 12 кВт в стандартной комплектации с системой климат-контроля.

Электрическая система – 24 В.

Баллистическая защита STANAG 4569 уровень 3 5.56 x 45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7.62 x 39 бронебойный (ББ), 7.62 x 51 (ББЗ), 7.62 x 54 (ББЗ), 12.7 x 9 9 патрон НАТО.

Противоминная защита STANAG 4569 уровень 4 b Защита от взрыва 10 кг в ТЭ под корпусом, 10 кг в ТЭ под каждым колесом и 50 кг в ТЭ сбоку, в 5 м.

Вооружение (варианты):

1. 57-мм дистанционно-управляемый боевой модуль АУ-220М.

2. Дистанционно-управляемый боевой модуль компании КAE c 30-мм пушкой 2A42.

3. Дистанционно-управляемый боевой модуль "Ансар" с 30-мм пушкой 2A72.

Опции:

Лебёдка.

Системы защиты от ядерного, биологического и химического оружия.

Блок вспомогательного питания.


БКМ "Арлан" на заводе KPE после испытаний / Фото Григория Беденко

"Арлан" 4х4 (технические характеристики)

Экипаж – 2+1+7.

Собственный вес – 13 500 кг.

Колёсная база – 3 550 мм.

Боевой вес – 16 000 кг.

Максимальная скорость – 100 км\ч.

Диаметр разворота – 18 м.

Запас хода – 700 км.

Двигатель – турбодизельный, 285 л.с.

Трансмиссия – АКПП

Тормоза – пневматические, дисковые с АBS.

Шины – 16.00 R20.

Кондиционер – 15 кВт в стандартной комплектации с системой климат-контроля.

Электрическая система – 24 В.

Баллистическая защита: 5.56 x 45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7.62 x 39 бронебойный (ББ), 7.62 x 51 (ББЗ), 7.62 x 54 (ББЗ), 12.7 x 99 патрон НАТО.

Противоминная защита: защита от взрыва 8 кг в ТЭ под корпусом, 8 кг в ТЭ под каждым колесом и 50 кг в ТЭ сбоку, в 5 м.

Вооружение (опционально):

Дистанционно-управляемый боевой модуль "Сункар" с пулемётами НСВТ (калибр 12,7 мм) и ПКТ (калибр 7,62 мм).

Опции:

Бронированные корды для продолжения движения при спущенных шинах.

Система громкой связи.

Cистема противопожарного оборудования (двигательный и экипажный отсеки, колёсные дуги и др.).

Рации, интерком.

Потолочный люк и разнообразные башенные орудийные системы.