"Барыс" и "Арлан" на огневом рубеже. Фоторепортаж
На военном полигоне "Майлан", который расположен в Акмолинской области в 50 километрах от столицы, проходят огневые испытания казахстанские БКМ "Арлан" 4х4 и бронетранспортёр "Барыс" 8х8, оснащённые новыми боевыми модулями. О последних отечественных разработках для силовых структур Казахстана – в эксклюзивном репортаже журналиста Григория Беденко, побывавшего на испытаниях по приглашению руководства компании Kazakhstan Paramount Engineering (KPE).
Бронированная колёсная машина (БКМ) "Арлан", которую производит частное предприятие Kazakhstan Paramount Engineering (совместный проект инвесторов Казахстана и ЮАР), уже достаточно хорошо освоена казахстанскими силовыми структурами.
Одновременно с производством и поставками серийных бронеавтомобилей специалисты KPE разработали для сухопутных войск новый БТР, который получил название "Барыс". В настоящее время выпущены два прототипа бронетранспортёра с колёсными формулами 8х8 и 6х6. На этих машинах испытываются различные варианты боевых модулей, чтобы подобрать оптимальную комплектацию, устраивающую наших военных по огневым и тактико-техническим характеристикам. Та же работа продолжается и по БКМ "Арлан".
Бронетехника, производимая KPE, создаётся по новым стандартам, предусматривающим применение технологии MRAP (усиленной противоминной защиты). В большинстве своём машины данного типа обладают большим дорожным просветом, V-образной бронекапсулой, хорошо противостоящей осколкам и позволяющей эффективно рассеивать энергию взрыва. Ранее подобной техники в казахстанской армии не было.
Результатом усилий инженеров и конструкторов KPE по приданию бронемашинам оптимальных огневых характеристик стала разработка трёх новых боевых модулей: "Ансар", предназначенного для БТР "Барыс"; "Сункар" для БКМ "Арлан", а также "морского" модуля, получившего название "Туран", который будет размещаться на кораблях, несущих службу в казахстанском секторе Каспия. Все модули базируются на единой платформе "Шұғыла", представляющей собой унифицированную систему управления с единым программным обеспечением.
– Подбирая для наших бронемашин оптимальный оружейный комплекс, мы провели достаточно детальный анализ рынка данных систем в мире, – рассказывает генеральный директор KPE Ербол Салимов. – Подобные системы производят не более 5 государств, то есть, если боевые колёсные машины с формулой 8х8 с той или иной степенью локализации производит около восьми стран, то боевые модули создают не больше пяти государств. Цель этого мониторинга заключалась в поиске потенциальных партнёров, которые могли бы поставлять для Kazakhstan Paramount Engineering уже готовые изделия. Речь идёт о боевых модулях, которые могли бы использовать 30-миллиметровые автоматические пушки, стоящие на вооружении в Казахстане и унифицированные по стандартам ОДКБ.
Как известно, в сухопутных войсках армий постсоветских государств применяются два основных типа 30-мм автоматических орудий, которыми оснащены бронетранспортёры и боевые машины пехоты. Первый тип – 2A42 c газоотводным механизмом. Второй – 2A72 c применением схемы подвижного ствола. Именно такая пушка установлена на новом боевом модуле "Ансар" для БТР "Барыс" 8х8.
У каждого типа орудия есть свои достоинства и недостатки. 2A72 обладает более высокой мобильностью и низкой отдачей, хотя и проигрывает 2A42 в скорострельности и кучности стрельбы. В боевом модуле "Ансар" 30-мм пушка находится в специальном направляемом кожухе, поэтому она выглядит более габаритной и утолщённой.
– Нами были детально изучены все системы российского производства, лучшие системы турецкого производства, а также европейские разработки, которые могли бы применяться к нашим бронемашинам "Барыс 8х8" и "Барыс 6х6", – рассказывает далее Ербол Салимов. – И в процессе переговоров мы пришли к однозначному выводу: ни одна из компаний, с кем мы вели переговоры, передавать свои технологии не планирует и не собирается ввиду того, что мы представляем из себя рынок с небольшим объёмом потребности в подобной технике. При этом необходимо отметить высокую стоимость данных технологий и риск при покупке зарубежных разработок стать жертвой внедрённых шпионских и саботажных систем, невидимых для нас. И, что естественно, мы пришли к выводу, что данное производство надо развивать непосредственно в Казахстане и быть независимыми от зарубежных поставок.
В результате KPE создало дочернюю компанию Weapon System Engineering. Предприятие специализируется именно на разработке полностью отечественного программного обеспечения для новых боевых модулей. Также было создано конструкторское бюро. Оно занялось проектированием с нуля модулей "Ансар" и "Сункар", а также корабельного модуля "Туран".
Как уже было сказано выше, весь софт данных изделий базируется на одной платформе – единой системе управления "Шұғыла". Cистема является унифицированной базой для управления огнём на всех боевых модулях.
– Модули были разработаны в соответствии с техническим заданием, которое предоставил нам заказчик (Министерство обороны. – Авт.), – продолжает рассказ гендиректор KPE. – То есть все необходимые требования нашего заказчика были учтены, в том числе: обитаемая корзина, возможность перехода от автоматического режима к ручному управлению, дистанционное управление, наличие тепловизионного прицела, наличие оптического канала, наличие лазерного дальномера, наличие метеостанции, наличие радара начальной скорости снаряда и баллистического вычислителя, а также возможность перезарядки боекомплекта внутри кабины. Автомат сопровождения целей позволяет вести до пяти объектов одновременно. Модуль имеет очень высокую скорострельность и подвижность, то есть модуль имеет возможность сопровождать и обстреливать воздушные цели, так как подвижность башни составляет не менее 110 градусов в секунду, что позволяет вести обстрел низколетящих воздушных целей.
По словам Ербола Салимова, особое внимание при разработке модулей уделялось эргономике бронемашины, в частности, комфортному нахождению стрелка в боевом отделении. Дальность хода "Барыс" 8х8 на марше составляет не менее 800 км. Военнослужащий должен без особых нагрузок и сильного утомления преодолевать на своём рабочем месте такие расстояния.
Боевой модуль "Сункар", разработан специально для бронированной колёсной машины "Арлан" 4х4, уже неплохо себя показавшей в войсках. Это спаренная система из двух пулемётов: НСВТ (калибр 12,7 мм) и ПКТ (танковый пулемёт Калашникова, калибра 7,62 мм).
Модуль имеет очень низкий силуэт, так же, как и "Ансар", – угол возвышения 88⁰ и скорость поворота башни 110⁰ в секунду. Это позволяет обстреливать и вести с помощью автомата сопровождения воздушные объекты.
Главное преимущество унифицированной платформы " Шұғыла " в том, что всеми тремя модулями – "Ансаром", "Сункаром" и корабельным модулем "Туран" – может управлять один оператор. Если военнослужащий прошёл обучение хотя бы на одном из модулей, он с лёгкостью будет работать на всех трёх. Это очень полезно для подготовки личного состава.
Любопытно, что в систему заложены специальные обучающие программы, которые позволяют стрелку-наводчику тренироваться прямо на рабочем месте. При этом нет необходимости полностью включать весь боевой комплекс, достаточно воспользоваться встроенным симулятором боевой обстановки.
– Помимо этого хотелось бы отметить, что данные разработки: "Ансар", "Сункар" и корабельный боевой модуль "Туран" – полностью отечественные, то есть будет очень высокий процент локализации производства, – подытожил Ербол Салимов. – И это говорит о том, что после принятия данных изделий на вооружение в армии Казахстана данная продукция будет востребована и на экспорт. Что касается экспорта, как я ранее говорил, уже изучался весь мировой рынок данных систем, и "Шұғыла" может стать базовым элементом для комплексного управления разными типами вооружений. Развивая собственную систему управления, мы развиваем потенциал наших собственных IT-кадров, совершенствуем квалификацию нашего отечественного инженерного состава.
"Барыс" 8х8 (технические характеристики)
Экипаж – 2+1+8.
Собственный вес – 19 000 кг.
Клиренс – 450 мм.
Колёсная база – 2 300 мм (перед), 2 550 мм (зад).
Боевой вес – 28 000 кг.
Максимальная скорость – 100 км\ч.
Диаметр разворота – 22-24 м.
Запас хода – 800 км.
Двигатель – турбодизельный, 550 л.с.
Трансмиссия – АКПП
Тормоза – пневматические, дисковые с АBS.
Шины – 16.00 R20.
Кондиционер – 12 кВт в стандартной комплектации с системой климат-контроля.
Электрическая система – 24 В.
Баллистическая защита STANAG 4569 уровень 3 5.56 x 45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7.62 x 39 бронебойный (ББ), 7.62 x 51 (ББЗ), 7.62 x 54 (ББЗ), 12.7 x 9 9 патрон НАТО.
Противоминная защита STANAG 4569 уровень 4 b Защита от взрыва 10 кг в ТЭ под корпусом, 10 кг в ТЭ под каждым колесом и 50 кг в ТЭ сбоку, в 5 м.
Вооружение (варианты):
1. 57-мм дистанционно-управляемый боевой модуль АУ-220М.
2. Дистанционно-управляемый боевой модуль компании КAE c 30-мм пушкой 2A42.
3. Дистанционно-управляемый боевой модуль "Ансар" с 30-мм пушкой 2A72.
Опции:
Лебёдка.
Системы защиты от ядерного, биологического и химического оружия.
Блок вспомогательного питания.
"Арлан" 4х4 (технические характеристики)
Экипаж – 2+1+7.
Собственный вес – 13 500 кг.
Колёсная база – 3 550 мм.
Боевой вес – 16 000 кг.
Максимальная скорость – 100 км\ч.
Диаметр разворота – 18 м.
Запас хода – 700 км.
Двигатель – турбодизельный, 285 л.с.
Трансмиссия – АКПП
Тормоза – пневматические, дисковые с АBS.
Шины – 16.00 R20.
Кондиционер – 15 кВт в стандартной комплектации с системой климат-контроля.
Электрическая система – 24 В.
Баллистическая защита: 5.56 x 45 бронебойно-зажигательный (ББЗ), 7.62 x 39 бронебойный (ББ), 7.62 x 51 (ББЗ), 7.62 x 54 (ББЗ), 12.7 x 99 патрон НАТО.
Противоминная защита: защита от взрыва 8 кг в ТЭ под корпусом, 8 кг в ТЭ под каждым колесом и 50 кг в ТЭ сбоку, в 5 м.
Вооружение (опционально):
Дистанционно-управляемый боевой модуль "Сункар" с пулемётами НСВТ (калибр 12,7 мм) и ПКТ (калибр 7,62 мм).
Опции:
Бронированные корды для продолжения движения при спущенных шинах.
Система громкой связи.
Cистема противопожарного оборудования (двигательный и экипажный отсеки, колёсные дуги и др.).
Рации, интерком.
Потолочный люк и разнообразные башенные орудийные системы.