Одно из главных мировых событий последнего времени – вспышка насилия между Индией и Пакистаном в Кашмире. Горячая фаза взаимоотношений между двумя враждебными друг другу государствами, обладающими ядерным оружием – это однозначно повод для очень серьёзного беспокойства. Тем более что каких-либо перспектив решения конфликта в обозримой перспективе не существует.

По странному стечению обстоятельств события в Кашмире развернулись сразу же после проведения в индийском Бангалоре крупнейшего в Азии авиационно-космического салона Aero Indiа-2019, где в числе прочего были продемонстрированы новейшие образцы боевой авиатехники, стоящей на вооружении индийских ВВС. На авиасалоне по приглашению российской авиастроительной корпорации "Иркут" побывал журналист Григорий Беденко, который попытался разобраться в ситуации.


Американцы представили на авиасалоне палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F Super Hornet / Фото Григория Беденко

Пожалуй, впервые в истории затяжной гибридной войны между Индией и Пакистаном, в основе которой давний территориальный спор, обе стороны конфликта во время очередного обострения применили большое количество боевой авиации – более 30 истребителей и бомбардировщиков. Ранее дело доходило максимум до перестрелок и обменов артиллерийскими ударами. Закрытие воздушного пространства, когда самолёты из Казахстана по пути в Индию теперь вынуждены обходить Пакистан за сотни километров от его границ (девять часов в пути вместо трёх с половиной) – наглядный пример того, что всё это происходит совсем рядом с нами. И страшно подумать, какие последствия ждут регион, если горячие головы в обоих государствах решат пойти дальше. А предпосылки для этого есть.


Авиабазу Yelahanka охранял индийский спецназ / Фото Григория Беденко

Наблюдатели отмечают, что Индия кроме стоящих на вооружении в этой стране самолётов 3-го и 4-го поколений использовала в недавнем воздушном бою и новейшие многофункциональные Су-30 МКИ, которые относят к поколению 4+. Для казахстанских военных лётчиков воздушная операция Индии в Кашмире представляет значительный интерес, так как ВВС нашей страны располагают именно такими самолётами, только в российской серийной комплектации (Су-30 СМ), которые производит корпорация "Иркут".


Торжественная церемония открытия авиасалона Aero India-2019 / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

Пакистан такими возможностями похвастаться не может, так как долгое время к нему применялось оружейное эмбарго со стороны основных мировых производителей военной авиационной техники. Единственным прорывным проектом можно считать создание в сотрудничестве с Китаем истребителя-бомбардировщика 4-го поколения Chengdu FC-1 Xiaolong (JF-17 Thunder в пакистанских ВВС).


Вертолёты Ми-17 проносят флаги индийских военно-воздушных сил / Фото Григория Беденко

Индия же, наоборот, активно модернизирует и расширяет свой парк ВВС. С одной стороны, такому положению дел способствует достаточно грамотная многовекторная политика индийского руководства. С другой, всеядность индийских вооружённых сил, которые способны эксплуатировать любую военную технику, как производимую в самой Индии, так и закупаемую у иностранных компаний. Денег у Индии много и оружия ей также нужно много. Поэтому за индийский рынок идёт активная и достаточно жёсткая борьба.


Фото Григория Беденко


Министр обороны Индии Нирмала Ситхараман / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

Индия имеет огромную территорию и обширные прибрежные водные пространства, которые необходимо защищать. Кроме практически неразрешимых проблем с Пакистаном, у крупнейшей страны Южной Азии остаётся открытым территориальный спор с Китаем. Он актуализируется с учётом возросших в последнее время китайских амбиций по возврату утраченных в XX веке земель.


Индийский МиГ-21. Именно такой истребитель сбили пакистанцы во время воздушного боя в Кашмире 27 февраля / Фото Григория Беденко

Защищать своё население и свои территории Индия желает не с помощью устаревших, а именно самых современных технологий. Хотя страна считается достаточно богатой и перспективной, всё же такого взрывного промышленного развития, как, например, в Китае, здесь не наблюдается. Но как же обеспечить военный паритет с агрессивными странами-конкурентами? Индийские стратеги здесь пошли по самому короткому пути: привлекать к сотрудничеству всех желающих, не жалеть денег на оборону и покупать прежде всего не готовый продукт, а технологии, с локализацией производства на своей территории.


Авиационная система раннего предупреждения и контроля DRDO AEW&C (NETRA) на базе Embraer-145 в сопровождении пары Су-30МКИ / Фото Григория Беденко

Несколько лет назад стартовала государственная программа Make in India, нацеленная на развитие производственных мощностей страны. В рамках данной стратегии Индия старается теми или иными способами заинтересовать как можно большее количество компаний размещать на индийской территории свои производства.


Авиабаза Yelahanka Air Force Station / Фото Григория Беденко

Демонстрация возможностей своих военно-воздушных сил, за которой последовала кашмирская операция, проходила в индийском городе Бангалоре, столице штата Карнатака и центре авиационных и космических технологий Индии. Авиасалон проходит каждые два года на специально подготовленной площадке военной авиабазы Yelahanka Air Force Station.


Американский "стратег" B-52 прилетел на открытие авиационной выставки с острова Гуам в Тихом океане / Фото Григория Беденко

Проанализировав локальные конфликты последних десятилетий, индийские военные пришли к выводу, что приоритет в развитии вооружённых сил должен быть отдан авиации. Сегодня стране, чтобы стать конкурентоспособной в оборонной сфере, необходимы 42 эскадрильи современных истребителей к началу 2020-х. Причём не старых, прошедших модернизацию, а именно созданных в последние годы с применением самой современной элементной базы. Индийская эскадрилья состоит из 18 машин, которые требуют для обслуживания соответствующего количества лётного и технического персонала. Для сравнения, эскадрилья армий постсоветских стран, в том числе и в Казахстане, формируется из 12 машин по принципу "пара – звено – эскадрилья – полк (авиабаза)". В полку 36 машин. У индийцев несколько по-другому, так как у них в авиации нет полка как боевого подразделения.


Модернизированный Sepecat Jaguar индийских ВВС / Фото Григория Беденко

По разным оценкам, в индийских ВВС сегодня 47 эскадрилий боевой авиации, подчиняющихся 38 штабам в шести региональных командованиях. Истребительная и бомбардировочная авиация 3-4 поколений представлена модернизированными советскими МиГ-21, МиГ-27МЛ, МиГ-27UPG, МиГ-29UPG. Аналоги западных производителей – французские Mirage 2000Н, модернизированные франко-британские Sepecat Jaguar S, в том числе, производимые лицензионно HAL Jaguar IB (IM, IS).


Индийские вертолёты ALH (Мк-4) RUDRA и HAL Light Combat Helicopter во время демонстрационных полётов / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Индийский лёгкий военно-транспортный вертолёт HAL DHRUV / Фото Григория Беденко





В Индии эксплуатируется военная техника совершенно разных стандартов и производителей. По всей видимости, это своего рода задел на будущее, чтобы потом самим строить и эксплуатировать ту технику, которая более всего подходит к условиям региона.


Су-30 МКИ выполняет пилотаж / Фото Григория Беденко

Наиболее успешным зарубежным взаимодействием по обновлению парка современных истребителей стали контракты с Россией и корпорацией "Иркут". Су-30 МКИ на сегодня – самая массовая боевая машина Индии и фактически основа её военно-воздушных сил. За последние 18 лет страна приобрела более 230 самолётов этого типа, причём контракт предусматривает локализацию производства на территории Индии – сборка осуществляется на предприятиях корпорации Hindustan Aeronautics Limited (НАL). Всего предусмотрена поставка 282 бортов.


Парный проход Су-30 МКИ и перспективного индийского истребителя Tejas / Фото Григория Беденко

Можно предположить, что в дальнейшем позиции России в этой части оснащения индийского авиапарка останутся достаточно устойчивыми. Буквально несколько дней назад вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что российские истребители Су-30 СМ и Су-35 унифицируют. "После завершения работ по модернизации Су-30 СМ, изменения облика бортового радиоэлектронного оборудования, что сделало Су-35 и Су-30 СМ более унифицированными между собой, что снижает себестоимость, унифицированы авиационные средства поражения, это может быть второй жизнью самолёта", – сообщил российский вице-премьер.


Фото Григория Беденко

Юрий Борисов добавил, что глубоко модернизированная версия Су-30 CМ может заинтересовать индийскую сторону. "С учётом того, что в Индии их (Су-30МКИ, ставший базовой версией для Су-30СМ) находится около 200, наверняка открывается возможность по модернизации этого парка для того, чтобы продлить ему жизнь". Модернизация Су-30СМ предполагает, в частности, оснащение самолёта двигателями АЛ-41Ф-1С от Су-35, позволяющими развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме. Испытания обновлённого Су-30 СМ должны завершиться до конца 2019 года (повод для размышления казахстанскому министерству обороны).


Фото Григория Беденко

Ещё одной любопытнейшей новостью, связанной с этими самолётами, стало принятие их на вооружение ядерным командованием Индии. По данным индийских СМИ, Командование стратегических сил (SFC) начало приём 42 модифицированных истребителей Су-30 МКИ, вооружённых самой совершенной в стране сверхзвуковой крылатой ракетой BrahMos (216 ракет). Об этой ракете мы подробно писали здесь. Также индийские средства массовой информации сообщают, что Су-30 МКИ с ракетой BrahMos значительно усилят ударную мощь авиационной части индийской ядерной триады. Су-30 МКИ способен выполнять задачи в радиусе 1800 километров от места базирования, в то время как ракета BrahMos может поражать цели на расстоянии около 300 километров. Таким образом, как утверждают индийские эксперты, модифицированные Су-30 МКИ способны поразить тактическим ядерным оружием любую цель на территории Пакистана или Китая.


Индийской корпорацией НAL создано несколько модификаций лёгкого истребителя Tejas / Фото Григория Беденко

Су-30 МКИ – тяжёлая машина, обладающая сверхманёвренностью и предназначенная для завоевания господства в воздухе. У индийцев начались сложности, когда речь зашла о более лёгких истребителях. Ещё в 2007 году Индия объявила тендер на поставку среднего истребителя (максимальная взлётная масса до 24,5 тонн), который продолжался почти 10 лет и завершился совсем не с теми результатами, которые предполагались. Тендер получил название MMRCA (Medium multi-role combat aircraft), а впоследствии пресса окрестила его "праматерью всех тендеров", так как он бесконечно затянулся и в результате стоил Индии огромных, несоразмерных затрат. Фактически тендер был сорван и себя не оправдал. Первоначально MMRCA подразумевал поставку для ВВС Индии 126 средних истребителей на сумму в 10 миллиардов долларов.


Разработана корабельная модификация истребителя / Фото Григория Беденко

По условиям тендера производство машин должно было начаться в Индии с передачей технологий индийской промышленности. В конкурсе участвовали истребители F/A-18E/F Super Hornet и F-16 IN Super Viper (США), Gripen NG (Швеция), Eurofighter Typhoon (кооперация стран ЕС) и МиГ-35 (Россия). В январе 2012 года тендер выиграла французская компания Dassault, представив истребитель Rafale. Но итоговая цена на французские самолёты 4-го поколения оказалась просто космической. Кроме того, французы отказались собирать самолёты на индийских предприятиях, так как их не устроил уровень технологического оснащения, и качества французские производители не гарантировали.


Dassault Rafale ВВС Франции / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко

В результате в начале 2015 года уже Индия отказалась от планировавшейся по результатам тендера MMRCA закупки 126 истребителей Rafale, заявив, что вместо этого купит только 36 таких машин. Причиной отказа называлась высокая конечная стоимость французского самолёта (почти вдвое превысившая исходные ориентиры, заложенные в задании на тендер) и проблемы с передачей Индии ключевых производственных технологий. И эти 36 истребителей обойдутся стране в 8,3 млрд долларов, при том что производитель первоначально запросил 12 млрд. Поставки самолётов, полностью собранных во Франции, начнутся в 2019 году.


Boeing C-17 Globemaster III военно-воздушных сил США / Фото Григория Беденко

36 истребителей – это всего две индийские эскадрильи из тех 42, которые необходимы. Что же дальше? На этот раз речь идёт о лёгком истребителе с одним двигателем. Он должен прийти на смену старым советским Миг-21 и Миг-27. В ближайшие годы они будут выведены из эксплуатации, и нехватка самолётов в боевых подразделениях составит около 200 бортов. Ранее предполагалось, что оставшиеся без истребителей подразделения ВВС будут укомплектованы за счёт собственного серийного индийского лёгкого истребителя HAL Tejas ("Бриллиант"), а также истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), который планировалось создать совместно с Россией на базе Cу-57. В апреле 2018 года Индия приостановила сотрудничество с Россией по проекту FGFA. Tejas – явно сырая машина, которая требует доводки, а это займёт время. Пока налажено мелкосерийное производство – выпущено не более двух десятков машин, при потребности более двух сотен для ВВС и 40 для флота.


F-21 – модификация лёгкого истребителя F-16, разработанная американской корпорацией Lockheed Martin для индийских ВВС / Фото Григория Беденко

В ходе Aero India – 2019 американская корпорация Lockheed Martin представила новый лёгкий истребитель F-21, предназначенный специально для Вооружённых сил Индии.

Как предполагают в Lockheed Martin, сборка и выпуск этого самолёта будут производиться на территории Индии совместно с компанией Tata, часть комплектующих поставят США. Отмечается, что новый самолёт для Индии "позволит стране интегрироваться в крупнейшую мировую экосистему истребителей и сделает возможным её сотрудничество с крупнейшей в мире компанией в сфере оборонных вооружений".


Показательное выступление пилотажной группы Yakovlevs / Фото Григория Беденко


Британская пилотажная группа Yakovlevs создана в 1999 году / Фото Григория Беденко


Пилоты выступают на советских учебно-тренировочных самолётах Як-50 и Як-52 / Фото Григория Беденко


Cамолёты имеют соответствующую ретро-раскраску / Фото Григория Беденко

Корпорация Lockheed Martin является основным производителем военной техники для Вооружённых сил США. Подразделение Aeronautics выпускает для американских ВВС самолёты C-130 Hercules, F-16 Fighting Falcon, F-22A Raptor, F-35 Lightning II, P-3 Orion и другую технику. Эксперты в области военной авиации оценивая американское предложение для Индии отмечают, что F-21 не новый истребитель, а всего лишь модернизация знаменитого F-16, истребителя поколения 4++. То есть, несмотря на заявления о "самых современных истребителях" пятого поколения F-35, американцы пошли по пути улучшения существующих образцов авиационной техники, так как это дёшево и эффективно.


F-16 ВВС США и Douglas DC-3 ВВС Индии / Фото Григория Беденко

Совместное производство – необычное решение для американской компании. Ранее корпорации из США очень неохотно соглашались отдавать свои технологии в чужие руки. Но, видимо, финансовое предложение индийцев оказалось слишком уж заманчивым. Кроме того, американцы явно учитывают в своих предложениях российский опыт работы на индийском рынке. В частности, довольно непростая ситуация складывается вокруг индийского авиапарка лёгких истребителей МиГ-29. В ноябре 2018 года Индия решила отказаться от использования МиГ-29К – корабельной версии самолёта. Замена российским истребителям будет выбрана в ходе тендера. Всего Индия получила от России 45 единиц МиГ-29К. Самолёты считаются основным оружием индийского авианосца Vikramaditya. Поставки не предусматривали техническое обслуживание, которое необходимо было оплачивать отдельно.


Министр обороны Индии Нирмала Ситхараман осматривает российский стенд в сопровождении министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова / Фото Григория Беденко

Ранее сообщалось, что с 2017 года Индия просила Россию обеспечить "более высокую надёжность" корабельных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ. По словам директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрия Шургаева, были приняты все необходимые меры по взаимодействию участвующих в производстве и обслуживании этих самолётов субъектов ВТС. "Мы поставили ряд задач, основная из которых была повысить надёжность двигателей, радаров и отдельных приборов, наиболее уязвимых при эксплуатации в условиях перегрузок. Здесь нужно отметить, что вопрос носит двусторонний характер: надо учитывать особенности эксплуатации индийскими пилотами и тот факт, что пилотирование палубных самолётов требует более высоких навыков", – cообщил глава ФСВТС.


Стенд Объединённой авиастроительной корпорации РФ / Фото Григория Беденко

В итоге виновным в отказе Индии от поставок МиГ-29К был признан производитель – корпорация МиГ. По информации российского телеканала "Звезда", индийские военные отзывались о самолёте как о машине, которая "пронизана проблемами". В частности, у специалистов имелись претензии к качеству планера, системе управления и тренировочной программе-симулятору. Больше всего проблем наблюдалось с силовой установкой, вследствие чего с февраля 2010 года из-за заводского брака из эксплуатации изъято 40 двигателей. По мнению директора российского Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслана Пухова, сложившаяся вокруг МиГ-29К ситуация является "действительно очень неприятной историей", из-за которой МиГ не пригласили поучаствовать в тендере на индийский корабельный самолёт. "Участвовать будут французы, шведы, американцы... Если мы не хотим потерять Индию, повторения таких историй не должно быть никогда", – уверен эксперт. В феврале этого года директор МиГ Илья Тарасенко сообщил, что Россия допускает передачу Индии технологий, лежащих в основе многофункционального лёгкого истребителя поколения 4++ МиГ-35.


Противолодочный самолёт Boeing P-8 Poseidon ВВС США / Фото Григория Беденко

И ещё одна любопытная информация, которая появилась в ходе проведения авиасалона Aero India-2019. ВВС Индии намерены приобрести у России 21 советский истребитель четвёртого поколения МиГ-29. Об этом сообщила газета The Times of India. "Эти истребители построены в 1980 годах, но никогда не собирались и не летали. Наша команда посетила Россию в прошлом месяце и обнаружила, что корпуса МиГ-29 находятся в хорошем состоянии", – приводит издание слова неназванного индийского офицера. Используя корпуса МиГ-29, индийская сторона планирует собрать более смертоносный многоцелевой истребитель. Обновлённая машина должна получить, в частности, современную авионику, ракеты класса "воздух-земля" и "умные" бомбы. Срок службы таких МиГ-29 повысится с 25 лет (2,5 тысячи лётных часов) до 40 (3,5 тысячи часов). Издание отмечает, что за 21 корпус МиГ-29 Россия предложила Индии "хорошую цену".


Учебно-тренировочные HAL HTT-40, HAWK I и лёгкий военно-транспортный HAL Do 228-201 / Фото Григория Беденко

К этому решению индийские ВВС пришли после того, как приобрели у Франции, Великобритании и Омана 35 старых планеров истребителя-бомбардировщика Jaguar и комплектующие к нему, которые использовались для ремонта 115 действующих самолётов данной модификации. Впервые о планах покупки Индией у России 21 советского истребителя МиГ-29 сообщила в феврале The Economic Times. Согласно правительственным источникам, на которые сослалось издание, стоимость контракта составит менее 60 миллиардов индийских рупий (около 850 миллионов долларов), включая системы вооружения и расходы на обучение персонала. При этом предложение о приобретении техники индийская сторона получила от российской. Отдельно The Economic Times отметили, что один советский МиГ-29 обойдётся индийской стороне значительно дешевле французского истребителя Rafale (2,85 миллиарда индийских рупий против 16,11 миллиарда, или 40 миллионов долларов против 230 миллионов).

И ещё несколько атмосферных снимков c авиасалона Aero India-2019


Выступление пилотажной группы Sarang ("Павлин") индийских ВВС на открытии авиасалона / Фото Григория Беденко


Группа использует лёгкие вертолёты HAL Dhruv индийского производства с 2003 года / Фото Григория Беденко


Вертолёт создан в 1980-е годы при поддержке германского концерна Messerschmitt-Bölkow-Blohm / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Индийские пилоты демонстрируют возможности Light Combat Helicopter / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Красавец Rafale / Фото Григория Беденко


Boeing C-17 Globemaster III / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко


Dassault Rafale / Фото Григория Беденко


С-130 J ВВС Индии / Фото Григория Беденко


Индийский спецназ и HAL Dhruv / Фото Григория Беденко


Фото Григория Беденко