Авиакомпания SCAT получила новый Boeing-737 MAX 8. Фоторепортаж
31 марта в шымкентском аэропорту, где расположен главный офис авиакомпании SCAT, cовершил посадку новейший пассажирский авиалайнер Boeing-737 MAX 8. Самолет прибыл с авиазавода корпорации Boeing в Сиэтле и стал первым из шести заказанных воздушных судов этого типа, которые пополнят флот авиакомпании в ближайшие годы. Подробности в репортаже Informburo.kz.
Казахстанская авиакомпания SCAT стала первым и пока единственным на постсоветском пространстве оператором новейшего продукта американской авиастроительной корпорации Boeing – среднемагистрального пассажирского лайнера Boeing-737 MAX 8. В последний день марта самолёт прибыл в Шымкент, преодолев около 10 тысяч километров, с дозаправкой в Исландии (Рейкявике). Общее время перелёта составило 16 часов.
В аэропорту Шымкента самолёт встречали в торжественной обстановке. На церемонию прибыли руководство Южно-Казахстанской области, представители Комитета гражданской авиации, а также сотрудники авиакомпании с семьями и многочисленные гости.
Boeing-737 MAX 8 относится к 4-му поколению семейства 737 и разработан для замены лайнеров 737 Next Generation. Проект был одобрен советом директоров Boeing в 2011 году. Годом ранее Airbus запустил программу A320neo, которая получила положительную оценку со стороны многих авиакомпаний, тем самым обеспечив европейскому авиастроительному гиганту существенное расширение портфеля заказов.
Boeing заявил, что 737 MAX будет расходовать на 16% меньше топлива, чем серийный A-320, и на 4% меньше, чем A320neo. Достичь этого предполагалось за счёт применения в конструкции лайнера новых винтовентиляторных двигателей LEAP-1B от CFM International и некоторых изменений планера самолёта. В частности, 737 MAX обзавёлся красивыми Х-образными винглетами (законцовками крыла), существенно снижающими индуктивное сопротивление. Из самых заметных конструктивных изменений в 737 MAX – новые по форме гондолы двигателей, на них установили внешние шевроны для снижения шума, как на 787 и 747-8. Кроме того, на 11 сантиметров увеличен диаметр вентилятора двигателей.
Кабина самолёта практически не претерпела изменений, так как производитель стремился сохранить преемственность с 737 Next Generation. Здесь всё тот же старый добрый электродистанционный штурвал (Airbus от него отказался из соображений эргономичности). Несколько, но незначительно, изменились многофункциональные индикаторы-дисплеи. Также на 737 MAX устанавливается внутренняя отделка салона Boeing Sky Interior с багажниками и светодиодной подсветкой, разработанными для Boeing 787. Первый полёт обновлённой версии одного из самых массовых пассажирских самолётов в мире состоялся в январе 2016 года.
К настоящему времени портфель заказов на 737 MAX составляет 2200 единиц от 47 заказчиков. Выпускаются 3 модификации лайнера:
- 737 MAX 7 – замена 737–700 и 737–700ER;
- 737 MAX 8 – замена 737–800;
- 737 MAX 9 – замена 737–900ER.
MAX 8 авиакомпании SCAT может взять на борт 186 пассажиров. Это некая средняя версия между расширенной (200 мест) и стандартной (175 мест) вместимостью, рассчитанной только на экономический класс (без бизнес-класса), что достигается изменением расстояния между креслами. Также в самолёте, очевидно, в целях экономии отсутствует развлекательная система. Как отмечают в руководстве SCAT, новый лайнер способен выполнять беспосадочные перелёты по всему Казахстану и за его пределы – в Европу и Азию на расстояние до 6500 километров.
Внешне новый самолёт выглядит очень современно благодаря новому дизайну ливреи (окраска фюзеляжа в стиле авиакомпании-владельца), тем не менее сохранившей традиционные для SCAT мотивы – авиационный пропеллер с треугольником в центре, символизирующий соединение сторон света. Новая ливрея разработана дизайнерским агентством Boeing.
Как было объявлено на презентации, каталожная стоимость нового борта составляет 115 миллионов долларов. Средства на покупку выделены Народным банком. Контракт на покупку шести лайнеров для авиакомпании SCAT подписан в прошлом году на авиационно-космическом салоне в Дубае, а затем его подтвердили во время недавнего визита в США Президента Н. Назарбаева.
– Это и расширение нашего авиапарка, и его обновление, – рассказывает вице-президент SCAT Владимир Сытник. – Соответствующее соглашение, как известно, было заключено на Дубайском авиасалоне. Затем, во время визита главы нашего государства в США, мы подтвердили этот контракт. И вот – получили первый самолёт. Вообще, контракт на 6 самолётов плюс опции. Эксплуатироваться лайнер будет как внутри Казахстана, так и за рубежом. Этим летом мы будем его использовать на чартерном направлении Астана – Анталья и на регулярном Астана – Алматы.
– Всех удивил очень короткий срок между подписанием контракта и прибытием первого борта. Обычно на это уходит не один год.
– По контракту они должны были прийти у нас в 2022 – 2024 годах. У компании Boeing есть определённый график производства, очередь поставок и т. п. До 2023-го должны быть поставлены 6 основных самолётов и до 2025-го ещё 5 опционно. Есть такие моменты, когда авиакомпании либо не могут взять самолёт у производителя, либо переносят сроки поставки, и вот здесь получилось, что мы взяли этот самолёт. Были у нас предложения на осень этого года и на весну следующего. Сейчас мы будем смотреть за машиной, как она себя поведёт в эксплуатации, насколько она отвечает заявленным характеристикам. Думаю, через пару месяцев мы будем это знать точно и решим, стоит ли нам форсировать поставки.
– А как с ценами на билеты? Изменятся ли они в связи с приобретением новых самолётов?
– Нет, все будет в том же ценовом сегменте, который существует на сегодняшний день. Этот тип воздушного судна мы берём не только для того, чтобы конкурировать. Новые самолёты позволят нам соединить восток и запад. Это транзитный потенциал нашей страны. Мы хотим его развивать – это основная цель и задача. Рынок Казахстана постепенно увеличивается, расширяется, а учитывая размеры территории нашей страны, уже необходимы воздушные суда большей вместимости.
– До приобретения новых лайнеров флот воздушных судов в вашей авиакомпании в основном состоял из самолётов производства 90-х годов. Речь идёт о программе обновления?
– Первые две машины – это будет увеличение нашего воздушного парка. Остальные пойдут на замену существующим воздушным судам. В конце этого года, возможно, мы уже будем сдавать некоторые машины с большим сроком эксплуатации. Новая машина у нас 20-я по счёту.
– А машины большей вместимости, которые у вас эксплуатируются сейчас, – Boeing 757 и 767?
– Эта проблема сложнее, чем кажется на первый взгляд. Мы работаем с корпорацией Boeing с 2008 года. Воздушные суда Boeing-757 и 767, входящие в состав авиапарка компании, зарекомендовали себя как надёжные машины, обладающие большим запасом ресурсов. В этом году на этих воздушных судах было произведено обновление пассажирского салона, он стал более комфортабельным и удобным для пассажиров. Сейчас мы присматриваемся к Boeing-787, в принципе, машина очень хорошая – может выполнять перелёты по 15-16 часов, это, к примеру, Алматы – Лондон, Алматы – Токио. Рынок Dreamliner – это минимум 8-10 часов полёта. Если таких рейсов нет, то приобретать 787 экономически нецелесообразно. Наши Boeing-757 и 767 ещё будут работать ближайшие 3-5 лет на рынке.
– Но есть же другие производители, например, Airbus c его новейшими А 320/321nео и A 330nео?
– Наша авиакомпания с 2008 года работает с Boeing. Менять тип воздушного судна – это очень сложно. Это в первую очередь наземное обеспечение. Большие экономические издержки. Boeing соответствует всем критериям, которые нам сегодня необходимы, – надёжность, комфорт, те расстояния, на которые мы летаем. А новые МAX ещё и обеспечивают такой немаловажный на сегодняшний день критерий, как экологичность.
Как уже было сказано выше, у авиакомпании SCAT есть долгосрочная стратегия по развитию своей маршрутной сети, в том числе и транзитных маршрутов, используя выгодное положение Казахстана между Европой и Азией. Также в планах авиакомпании – развитие аэропорта Шымкента как южного регионального хаба. В 2017-м авиакомпания перевезла более 1,9 млн пассажиров, рост пассажиропотока по сравнению с предыдущим годом вырос почти наполовину, составив 47%.
В марте этого года авиакомпания SCAT стала полноправным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association) IATA.
Ассоциация выступает координатором и представителем интересов авиатранспортной отрасли в таких областях, как обеспечение безопасности полётов, производство полётов, тарифная политика, техобслуживание, авиационная безопасность, разработка международных стандартов совместно с ICAO (Международная организация гражданской авиации) и т. д. В общей сложности организация работает с 280 авиаперевозчиками из 119 стран мира.
Безопасность полётов является главным приоритетом IATA. Основным инструментом её служит эксплуатационный аудит IOSA. Он был внедрён рядом стран, включая Казахстан.
На сегодняшний день в нашей стране осуществляют свою деятельность две авиакомпании, прошедшие этот аудит. Авиакомпания SCAT входит в их число. Сертификаты IOSA не только гарант соответствия международным стандартам безопасности, но и дают их владельцам право совершать перелёты в страны Евросоюза, привлекая большее количество иностранных туристов и увеличивая поток транзитных пассажиров.
Также следует отметить, что в прошлом году авиакомпания SCAT прошла полную проверку на соответствие требованиям и получила разрешение на полёты в Европу от Европейского авиационного агентства по безопасности полётов EASA. Теперь у авиакомпании есть возможность выполнять прямые рейсы из Казахстана в страны Евросоюза. Открываются большие перспективы для транзитных рейсов в воздушном пространстве Европы. В мае будет открыт прямой рейс из Астаны в Вильнюс. Всего в ближайшее время SCAT планирует открыть 14 новых рейсов. Ведутся переговоры с Миланом, Веной, Прагой и другими европейскими аэропортами.
Boeing 737 MAX на авиасалоне Le Bourget – 2017