Астанинский формат: для чего он нужен и насколько сейчас актуален
Казахстан, предложив свою столицу как площадку для переговоров по политическому урегулированию ситуации в Сирии, стал основоположником нового варианта переговорного процесса, получившего название "Астанинский формат".
История конфликта
Весной 2011 года в Сирии началось противостояние между режимом Башара Асада и оппозицией, переросшее в гражданскую войну. В масштабный конфликт оказались вовлечены не только разнообразные политические силы внутри Сирии, но и основные государства региона, международные организации и мировые державы.
Ожесточенные боевые действия привели к гибели мирного населения, разрушению населённых пунктов, огромному ущербу экономике и инфраструктуре страны.
Война вызвала массовый исход сирийцев в разные страны как региона, так и Европы, что привело к миграционному кризису. Согласно данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, на 1 декабря 2018 года в 45 государствах находилось 6 664 415 только официально зарегистрированных сирийских беженцев.
В результате конфликт между оппозицией и правительством в Сирии стал одним из самых серьёзных вызовов в мировой повестке дня.
Переговоры на разных площадках
С 2011 года международное сообщество предпринимало несколько попыток достичь политического урегулирования в Сирии: в частности, Венские переговоры, начатые в октябре 2015 года, а также Женевские мирные переговоры по Сирии под эгидой ООН, начавшиеся в январе 2016 года.
В 2016 году Казахстан предложил организовать в Астане площадку для переговоров между противоборствующими сторонами в Сирии. С января по октябрь 2017 года в казахстанской столице состоялись семь международных встреч по сирийскому урегулированию – тогда они и получили название "Астанинский формат".
Первая встреча прошла в Астане 23-24 января 2017 года. На ней страны-гаранты – Россия, Турция и Иран – договорились о создании трёхстороннего механизма контроля над прекращением огня в Сирии. Самое важное – состоялись косвенные переговоры между вооружённой оппозицией и правительством Сирии. Делегация ООН выступила посредником, делегация США участвовала в качестве наблюдателя. Это были первые переговоры, в которых участвовали как сирийское правительство, так и вооружённая оппозиция.
Как отметил специальный представитель генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура, Казахстан продемонстрировал усилия для разрешения самых сложных ситуаций на международной арене .
Только в 2017 году было проведено восемь встреч, на которых шла речь о создании зон деэскалации и условий для возвращения беженцев, восстановлении инфраструктуры, освобождении заключённых и похищенных, оказании гуманитарной помощи.
Астанинский формат – это серия переговоров с участием всех сторон конфликта по самым насущным на текущий момент проблемам. Уникальность Астанинского формата заключается в том, что в течение двух дней проходит углублённый обмен мнениями по всем аспектам сирийского урегулирования. Встречи в Астанинском формате проходят после каких-то значимых событий и изменений ситуации в Сирии. Несколько раундов Астанинского процесса проходили не в столице Казахстана, а в Сочи и в Анкаре.
– Инициативы Казахстана, предложенные руководством страны по мирному урегулированию конфликта в Сирии, демонстрируют высокую международную миссию в вопросах неприятия всех форм терроризма, экстремизма. Высокие миротворческие и гуманитарные инициативы нашей страны показывают мировым игрокам большой политики необходимость совместного переосмысления принципов равноправия и правового решения ситуации в Сирии на основе резолюций международного права и документов Организации объединенных наций. Казахстан как государство в Центральной Азии проводит многовекторную политику в регионе, направленную на укрепление стабильности и сотрудничества в разных сферах политики, экономики и безопасности, – отмечает директор Центра религиоведения Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, доктор PhD Алмасбек Шагырбай.
По его словам, участие Казахстана в урегулировании сирийского противостояния не ограничивается только переговорным процессом. Ведь опасность его затягивания чревата ещё и тем, что в регионе появляются новые террористические группировки, активно вербующие в свои ряды граждан других стран, в том числе и Казахстана.
– Наша республика в числе первых стран региона поддержала проведение специальной гуманитарной операции по возвращению граждан Казахстана из Сирии и Ирака под названием "Жусан" и "Русафа". В результате проведённых специальных мер казахстанские военные вернули в страну порядка тысячи граждан, большинство из них (женщины и дети) были адаптированы к традиционным реалиям и ценностям Казахстана. На примере данной гуманитарной операции по возвращению граждан из зон боевых конфликтов, наши соседние государства тоже поддержали инициативу Казахстана и возвратили своих граждан из Сирии, – напоминает эксперт. – Военные, гуманитарные операции "Жусан" и "Русафа" и последующая реабилитационная работа с возвращёнными лицами получили положительную оценку в мировом сообществе. Казахстан и в настоящее время продолжает политику активного противодействия экстремизму и терроризму во всех их проявлениях.
Читайте также: Взрывы, убийства и голод: монологи вернувшихся из Сирии казахстанок
В русле миротворчества
Как отмечают эксперты, в ходе серии переговоров в Астанинском формате удалось значительно снизить напряжённость в Сирии, уровень вооружённого противостояния и направить развитие ситуации в миротворческое русло.
– Политическая значимость Астанинского формата по регулированию ситуации в Сирии в настоящее время не теряет актуальности, активизация деятельности разных террористических организаций в интернете, расширение миграционных процессов, нестабильная ситуации в Афганистане требуют усиления взаимодействия со стороны членов Астанинского форума и представителей заинтересованных сторон в лице ведущих мировых стран геополитического масштаба. Казахстан как мирное государство и равноправный член Устава ООН заинтересован в цивилизованном регулировании вопроса в Сирии, – считает Алмасбек Шагырбай.
На 19-й встрече, состоявшейся 22-23 ноября 2022 года, страны-гаранты (Иран, Россия и Турция) в очередной раз подтвердили, что конфликт не имеет военного решения, и акцентировали внимание на необходимости продолжать взаимодействие для борьбы с терроризмом.
– Сирийская повестка всё ещё остаётся в центре внимания мирового сообщества. На протяжении долгого времени международные игроки находятся в поиске пути прекращения внутреннего конфликта и политического урегулирования кризиса в САР. Астана также является площадкой для урегулирования сирийского конфликта, – говорит политический аналитик Даурен Какентай. – За это время Астанинский процесс сыграл положительную роль в деэскалации ситуации и прекращении кровопролития, став уникальной площадкой прямого диалога между правительством Сирии и оппозицией. Если Женевский формат ориентирован на реформирование политической системы Сирии, то переговоры сторон в Астане нацелены на решение локальных задач, в том числе оказание гуманитарной помощи. Астанинский процесс развивается в геометрической прогрессии. Стоит отметить, что каждая встреча сторон за одним столом в Астане – это кропотливая работа, дающая существенный результат. Тем не менее все стороны переговорного процесса всё ещё на пути к серьёзному компромиссу с учётом стратегических интересов долгосрочного влияния.
Астанинский формат не теряет актуальности и продолжит работать: следующая встреча по Сирии пройдёт в Астане в первой половине 2023 года.