Асет Исекешев – руководитель Администрации Президента. Чем он запомнился на посту акима Астаны?
Акима Астаны Асета Исекешева назначили руководителем Администрации Президента РК, и теперь он будет заниматься внутренней политикой. Соответствующий указ был опубликован на сайте Акорды. Informburo.kz решил вспомнить, каким градоначальником был Исекешев и чем он запомнится астанчанам.
Начало карьеры
Асет Орентаевич Исекешев родился 17 августа 1971 года в Караганде. Первое высшее образование он получил в 1994 году по квалификации "юрист" в КазГУ имени аль-Фараби. В 1998 году окончил Высшую школу государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
Карьеру Исекешев начал на уральском заводе "Омега" в 1989-м слесарем-сборщиком. Но после получения юридического образования в 1995-м он устраивается на работу в прокуратуру Медеуского района – сначала стажёром, а затем помощником и старшим помощником прокурора.
С 1998 года начинается карьера на государственной и окологосударственной службе: бывший слесарь и помощник прокурора приступает к работе в Агентстве по стратегическому планированию и реформам в качестве главного специалиста. Спустя год переходит в Министерство юстиции директором департамента регистрации и контроля за нормативными правовыми актами центральных и местных органов, а в 2000-м становится президентом ЗАО "Национальная юридическая служба".
В 2001-2002 годах Исекешев успевает поработать сразу в нескольких местах: первым заместителем председателя правления ТОО "АПК "Сункар", президентом ТОО "Национальная консалтинговая группа", вице-президентом по корпоративному развитию и правовым вопросам, первым вице-президентом корпорации "Ордабасы".
В 2002 году будущий аким Астаны выходит в "первый эшелон" чиновников. Он работает:
- советником министра экономики и бюджетного планирования – 2002-2003 годы;
- вице-министром индустрии и торговли Республики Казахстан – 2003-2006 годы;
- заместителем председателя правления Фонда устойчивого развития "Казына" – 2006-2007 годы;
- помощником Президента РК по экономическим вопросам – февраль 2008-го – май 2009 года;
- министром индустрии и торговли – май 2009-го – март 2010 года;
- заместителем премьер-министра – министром индустрии и новых технологий – март 2010-го – январь 2012 года;
- министром индустрии и новых технологий – январь 2012-го – сентябрь 2012 года;
- заместителем премьер-министра – министром индустрии и новых технологий – сентябрь 2012-го – август 2014 года;
- министром по инвестициям и развитию – август 2014-го – июнь 2016 года.
По совмещению Асетом Исекешевым должностей зампремьера и главы индустриальных министерств можно проследить, когда у государства был наибольший интерес к строительству заводов и фабрик.
После долгой министерской работы Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назначает его на первую хозяйственную должность в регионе. 21 июня 2016 года Исекешев становится акимом Астаны. На это назначение казахстанский сегмент социальных сетей отреагировал бурно.
Аккаунт в Facebook
Первое, что заметили астанчане после многочисленных поздравлений с назначениями, – появление самого акима в соцсети Facebook. Как рассказал журналистам директор медиахолдинга Elorda Aqparat при акимате Астаны Кайсар Жумабайулы, Исекешев ведёт свою страницу сам.
"Бывает, что аким сам пересылает нам, говорит: вот, ребята, проконтролируйте этот вопрос. У нас в WhatsApp есть несколько групп по ключевым направлениям. Это и по транспорту, и ЖКХ, и по здравоохранению, образованию и все вопросы, которые поступают ему личным сообщением либо те вопросы, которые он сам мониторит, например, в Facebook", – сообщил Жумабайулы.
Градоначальник регулярно сообщает на своей странице о важных событиях из жизни столицы или публикует записи подписчиков, которые обращаются в акимат с жалобами или предложениями. Сегодня на аккаунт акима подписаны более 35 тысяч пользователей.
Показательным примером реагирования через Facebook стала ситуация с потопом в Астане летом 2016 года. Тогда Исекешев прокомментировал текущее положение дел, рассказал, что сделают для предотвращения подобной ситуации в будущем, и извинился.
"Уважаемые жители и гости столицы! От имени акимата города хочу принести свои извинения за неудобство на дорогах Астаны, связанное с обильными осадками. Быстрое развитие города опередило темпы строительства системы ливневой канализации, что и стало основной проблемой при непогоде", – написал градоначальник.
Проблемы Талдыколя
Одной из первых проблем, за решение которой взялся Исекешев на посту акима, – это Талдыколь. Каждое лето в жару неприятный запах заполнял левый берег Астаны. Масштаб вопроса был настолько велик, что Президент страны весной 2016 года даже пригрозил поселить на берегу стоконакопителя руководство акимата, если оно проблему не решит.
Свой первый рабочий объезд Исекешев-аким начал именно с Талдыколя. "Этот вопрос должен всегда находиться на контроле. Задача, поставленная перед городом главой государства, должна быть выполнена точно в срок", – сказал тогда Асет Исекешев.
В апреле 2017 года, почти через год после назначения, градоначальник отчитался Президенту о решении проблем на Талдыколе.
"Вторая станция полностью сдана, запах сероводорода устранён. Работы по озеленению и рекультивации будут завершены до конца сентября", – отметил аким Астаны. Устранение запаха произошло вовремя – к началу выставки ЭКСПО.
"Инновации" для городской жизни
Переходя к теме проведения выставки, нужно вспомнить ту часть, где акимат принялся менять ритм жизни горожан. В апреле медиа-ресурс Elorda Aqparat опубликовал материал с комментариями Асета Исекешева по улучшению трафика в столице. Градоначальник заявил, что с учётом ожидания двух миллионов гостей на ЭКСПО движение на городских улицах будет затруднено. Поэтому на рассмотрение Правительства представят две меры, которые помогут разгрузить транспортные потоки.
Первая мера – это запрет на движение грузового транспорта по определённым дорогам с 06:00 до 23:00. Это ограничение для грузового транспорта, обслуживающего коммерческие и строительные объекты.
Вторая мера – это дифференциация рабочего времени. Чтобы развести потоки людей на рабочие места, Исекешев предложил принять постановление Правительства о переносе времени начала работы. Время начала учёбы в школах хотели оставить прежним – с 08:00. Время для начала работы министерств и других центральных госорганов предложили перенести на 08:30 утра, время начала учёбы в вузах и ссузах и рабочего дня ЦОНов и банков – на 10:00.
"Все эти меры позволят распределить трафик и обеспечить более комфортное движение транспорта по городу", – сказал Асет Исекешев.
Тогда же аким рассказал, что в Астане продолжат внедрять выделенные линии общественного транспорта. Их общая протяжённость должна была к началу лета 2017-го составить 78 км. Позже дневные ограничения для грузовиков частично сняли, но при этом запретили вести работы на стройплощадках по ночам. По словам Исекешева, это связано с жалобами жителей.
Борьба за общественный транспорт
При Асете Исекешеве общественный транспорт продолжил развиваться бурными темпами. На отчётной встрече с населением в феврале 2017-го градоначальник заверил, что акимат создаст новую модель управления городским транспортом с высокой пропускной способностью.
"Есть три ключевых проблемы: первое – нехватка автобусов, люди жалуются, надо протянуть маршруты; второе – нехватка остановочных павильонов; третье – культура вождения и работа наших автобусных парков. Поэтому с учётом особой важности мы провели общественные слушания, внимательно собрали все мнения и предложения", – сказал Исекешев.
Для борьбы с нехваткой автобусов акимат при поддержке Правительства пополнит автопарки на 386 новых автобусов. Маршруты будут пересмотрены с учётом поступивших за это время жалоб от населения, а число спецполос для общественного транспорта увеличат.
Тогда же Асет Исекешев рассказал, что тормозит развитие транспортной инфраструктуры в столице. Виной всему он назвал дефицит финансирования. Тем не менее основные работы начнутся уже в 2018 году.
"Чтобы решить все проблемы инфраструктуры и дорог, нужно, грубо говоря, 500 млрд тенге. А есть только 100 млрд на три года. В процессе реализации любого бюджета возникает очень много вопросов (...) Вы предлагаете убрать светофоры, чтобы машины пролетали. Поставить подземные переходы? Правильно, но дорого", – отметил аким.
Самым резонансным моментом в части про автобусы стала история с бесплатным проездом. 28 сентября на слушаниях в городском филиале "Нұр Отана" Асет Исекешев рассказал о предложениях по изменению тарифов в общественном транспорте, которое буквально "разорвало" СМИ и соцсети. Речь идёт о проекте "Bus-километр", цель которого сделать для горожан проезд бесплатным за счёт поквартирной ежемесячной оплаты. Единый сбор предложили включить в квитанцию оплаты за коммунальные услуги.
Экономист Рахим Ошакбаев высказал своё мнение о "Bus-километре". Он назвал предложение ежемесячной оплаты крайне сомнительным и требующим тщательного анализа. В итоге Исекешев написал в Facebook, что "инициатива со сбором (…) не будет принята в таком виде, предусматривающем плату за услуги, которыми не пользуешься". "Это всего лишь одна из идей, предложенных компанией "Астана LRT" на прошедших партийных слушаниях, где обсуждались вопросы развития транспортной системы столицы. Сбор идей и предложений продолжается до сих пор. Решение ещё не принято, поэтому горожанам не стоит беспокоиться", – прокомментировал аким.
Тем не менее Исекешев постоянно поддерживал общественный транспорт. К примеру, он поручил чиновникам ездить на автобусах. Последние это исполняли и отчитывались фотографиями в соцсетях.
Летом 2018 года началось введение дифференцированного тарифа в автобусах. Работает это так: при оплате проезда специальной транспортной картой его стоимость сохранится на прежнем уровне в 90 тенге. Если же пассажир решит заплатить наличными, то стоимость вырастет до 180 тенге. Эта мера действительно повысила популярность карт среди астанчан: маслихат столицы проголосовал за введение дифтарифа 28 июня, а уже к 4 июля в "Астана LRT" сообщили о продаже более 30 тысяч карт. Это на 20 тысяч больше, чем в мае этого же года.
Акимат поехал на такси
Однако параллельно с автобусами аким активно поддерживал и таксопарки. 4 декабря 2017 года Асет Исекешев даже заявил, что в 2018-м акимат в качестве эксперимента откажется от своих машин и пересядет на такси.
"Со следующего года акимат пилотно переходит на использование такси, то есть отказ от машин. Это тоже может быть возможностью для наших автомобильных компаний. Мы заинтересованы, чтобы пришли сильные игроки. В городе есть несколько автопарков, у которых пока не хватает мощностей, чтобы полностью на себя взять ответственность. У нас самый большой коммунальный автопарк, который мы также готовы передать частному автопарку", – сказал градоначальник.
Своё обещание Исекешев выполнил. В конце августа 2018 года стало известно, что уже в сентябре акимат начнёт пользоваться такси. Сам аким и его заместители будут ездить на автомобилях бизнес-класса, а остальные сотрудники – на эконом.
Между тем рынок нелегальных перевозок в сфере такси составлял 6,5 млрд тенге. В 2016-м на долю официальных таксопарков приходилось около 10% от всего рынка.
С нелегалами начали бороться. В первую очередь их стали выгонять с парковок у старого вокзала. Затем была создана единая служба Astana Taxi, в которую вошли официально оформленные таксопарки. Они эксплуатируют машины в едином оформлении и работают через один call-центр. Также таксистам этой службы разрешили ездить по выделенным линиям для автобусов.
ЭКСПО-2017 как проверка акимата
Выставка ЭКСПО-2017 задолго до времени проведения была объектом особого внимания городских властей. Потому что, хотя непосредственно подготовка и проведения лежат на одноименной нацкомпании, обеспечение безопасности, вопросы транспорта, размещения туристов и прочего лежали всё же на акимате.
Основную работу по подготовке столицы к выставке начали при Адильбеке Джаксыбекове. Какое-то время в 2015-м он даже возглавлял "Астана ЭКСПО-2017" по совмещению со службой акимом. Асет Исекешев принял город почти ровно за год до важного для страны мероприятия. По этой причине и ответственность на него была возложена более чем высокая.
Забегая вперёд, можно отметить, что прошло всё на хорошем уровне: никаких серьёзных проблем со стороны городских властей замечено не было. Наоборот, были решены многие вопросы по безопасности жителей и туристов, система общественного транспорта сделала рывок с развитием экспресс- и пригородных маршрутов. С другой стороны, ветку легкорельсового транспорта к началу ЭКСПО так и не построили, но сейчас монтажные работы уже ведутся.
Однако во время самой подготовки всё шло не так гладко. В апреле 2017-го под председательством Президента страны Нурсултана Назарбаева прошло совещание по вопросам развития Астаны и подготовки к выставке.
Тогда глава государства остался доволен стараниями Ахметжана Есимова, но работой Асета Исекешева оказался не впечатлён. На акима столицы Назарбаев обрушил массу критики, в которой отдельно остановился на плохих подрядчиках, "резиновых квартирах", ветхом жилье, тусклых цветах фасадов зданий, сервисе в столице и общественном транспорте.
"Раз уж гостей принимаем, надо хотя бы шею помыть! Фасадами кто занимается? Перед президентским дворцом плитки все повыпадали – никто не следит… Некоторые строители не вывозят за собой строительный мусор – при Адильбеке Рыскельдиновиче (Джаксыбеков – Авт.) такого не было", – заявил глава государства.
В этой связи Президент Казахстана обратился к акиму Исекешеву: "Тебя, бывшего министра по инвестициям и развитию, я поставил, чтобы ты этот город сделал образцовым, давай делай, карты в руки!".
Вскоре аким начал исполнять поручения. Следующее после совещания субботнее утро запомнилось жителям и гостям столицы самой неоднозначной рабочей поездкой градоначальника в истории Астаны: выезд оказался чудовищно ранним, проходил масштабно, широко освещался в СМИ и социальных сетях. В общем, работу над ошибками Асет Орентаевич начал активно.
Новый район "Байконур"
Летом 2016 года, после вступления Исекешева в должность акима, Астана официально перешагнула порог в миллион жителей. Столицу продолжают развивать с прицелом на ещё больший рост. Осенью 2017-го градоначальник сообщил о подготовке для Астаны мастер-плана с учётом международного опыта, который позволит обеспечить потребности уже двух миллионов потенциальных жителей.
Город изменился и в административном плане: появился новый, четвёртый по счету, район, который назвали "Байконур". О планах по его созданию стало известно в феврале 2018 года. В том же месяце определили его точные границы: к нему отошла часть территорий районов "Сарыарка" и "Алматы". К тому моменту его площадь составила 18,1 тысячи га, а число жителей – 211,1 тысячи человек.
Сейчас развитие района идёт полным ходом. Так, на территории "Байконура", а именно в микрорайоне "Жастар", реализуют пилотный проект "умного района". Жителям уже представили около 30 инновационных проектов в сфере благоустройства территорий, транспорта, инфраструктуры, экологии, безопасности и предпринимательства. В частности, будут установлены домофоны с видеокамерами, приборы учёта с дистанционной передачей данных, контейнеры для раздельного сбора мусора.
Также там уже установлены новые тёплые остановки, в планах обустроить 10 пешеходных зон.
"Всевидящее око"
Асет Исекешев отметился ещё одним нововведением – по всему городу начали установку системы видеофиксации "Сергек". Камеры этой системы, размещённые по Астане, в народе стали называть "оком Исекешева". К середине апреля 2018 года на улицах и во дворах работали более шести тысяч камер, а к началу лета планировалось покрыть системой весь город.
В августе в акимате Астаны сообщили, что внедрение "Сергека" помогло снизить количество ДТП на 21% по сравнению с 2017 годом. Однако от общего числа преступлений по столице камеры видеонаблюдения помогли раскрыть только 3,5% – 507 из 14 717 зарегистрированных.
К тому же, Генеральная прокуратура ещё в апреле 2018-го обратила внимание на некоторые особенности оформления штрафов системой. Багдат Мусин, который тогда работал председателем Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генпрокуратуры, сообщил, что система не принимает решение, наложить штраф или нет. Она его фиксирует, а затем сотрудники сами проверяют, есть ли ошибка в решении системы. В итоге для искоренения коррупционных рисков при оформлении административных нарушений по ПДД "Сергек" интегрировали с базой данных по правонарушениям.
Какой оставил Астану Исекешев
Самым правдивым отражением жизни в столице может служить, конечно, экономическое её состояние. По данным управления экономики и бюджетного планирования акимата, Астану можно назвать городом сервиса и торговли. В валовом региональном продукте за первые шесть месяцев 2017 года сервис занял 58,2%, а торговля – 20,7%.
Третьим по объёму сектором ожидаемо стало строительство с 10,2% в ВРП. Первые две отрасли дают наибольшее количество рабочих мест астанчанам. Объём выпуска продукции малым и средним бизнесом в пересчёте на одного занятого составил 2,7 млн тенге. Это превышает уровень Алматы в 1,3 раза, а республиканский показатель – в два раза.
Возможно, оптимистичные показатели связаны с прошедшим в Астане ЭКСПО-2017. Informburo.kz уже подробно разбирал экономический эффект от проведения выставки. После этого мероприятия следующей "поддержкой" для города может стать празднование 20-летия летом 2018 года. Главным образом город изменили подарки от регионов. О них мы также писали ранее. Что касается доходов столицы, то они, согласно бюджету на 2018-2020 годы, в 2018-м должны вырасти до 242 млрд.